Презентация на МО Формирование и мониторинг уровня развития коммуникативных УУД


Обобщение опыта работыпо теме « Формирование и мониторинг уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников»Айзатулина Ирина Геннадьевна первая кваликафиционная категория учитель начальных классов МОУ « Ишеевская основная школа» Актуальность проблемыФактор успеха в любой сфере жизнедеятельности.Устранение конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.Успешность коммуникативно – успешного, социально- компетентностного человека в социальной действительности.Способность эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. В соответствии с требованиями ФГОС НОО выпускник начальной школы должен использовать в образовательном процессе приёмы и методы, которые формируют коммуникативные умения:Самостоятельно добывать новые знания.Собирать необходимую информацию.Выдвигать гипотезы, делать выводы.Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.Владеть коммуникативными технологиями как способами развития личности.  Главная цель моей педагогической деятельности – формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Проблема: как научить обучающихся взаимодействовать с другими личностями и получать удовольствие от общения. Планировать ситуации и процессы коммуникации на уроках, внеурочной деятельности и внеклассных мероприятиях.Осуществлять учёт, контроль и рефлексию сформированности коммуникативных действий.Диагностировать и отслеживать динамику развития у учащихся коммуникативных умений: конструктивно сотрудничать при работе в паре, в группе, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, строить общение в соответствии с учебной задачей.  ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУДТехнология проблемно-диалогического обученияКомпетентностно - ориентированная технологияИнформационно-коммуникативная технологияИгровая технологияГуманно-личностная технологияПедагогика сотрудничества Виды групповой работы:«Охота за сокровищами» Игра « Продолжи»« Пазлы», «Зигзак»«Снежный ком»«Мозговой штурм»«Дискуссия» На определённый вопрос предлагается два варианта суждения. Необходимо разделиться на группы с противоположными мнениями. Обсудить и привести аргументы в пользу той или иной точки зрения. Формируемые умения: Умение аргументировать свою точку зрения. Умение работать в команде, договариваться, приходить к общему мнению. Умение высказывать своё мнение. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПлюсыМинусы1. Повышается учебная и познавательная мотивация.1. Групповой работе надо сначала научить.2. Снижается уровень тревожности учащихся.2. Организация групповой работы требует от учителя особых усилий, умений.3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.3. Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.4. Улучшается психологический климат в классе.4. Для некоторых детей разделение на группы процесс болезненный. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Методика взаимопередачи тем.Ученик самостоятельно осваивает определённую тему - сдаёт изученное педагогу – учит этой теме другого ученика, т.е излагает устно – другой ученик слушает с пониманием.Методика А.Г. Ривина предполагает поабзацное изучение текста и составление его плана в парах сменного составаАлгоритм изучения абзаца в паре.(по методике А.Г.Ривина)1.Прочитайте напарнику свой абзац. Вместе попытайтесь ответить на вопрос: «О чем говорится в абзаце?».2.Перечитайте абзац, объясняя значение каждого слова, словосочетания, предложения.3.Какова главная мысль абзаца?4.Сформулируйте главную мысль одним предложением.5.Какими примерами (если они есть) подтверждается главная мысль абзаца?6.Попробуйте привести свои примеры к абзацу.7.Обсудите, согласны ли вы с мыслями автора. Если нет, то почему?8.Предложите 2-3 заголовка абзаца.9.Выберите из предложенных заголовков один, наиболее точно и кратко отражающий главную мысль абзаца. Запишите его в тетрадь.Общие методики коллективных учебных занятий –важнейшее средство формирования умений коммуникации при организации работы в парах. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Методика взаимообмена заданиями.Алгоритм работы по методике взаимообмена заданиям.( указывает не столько на способ работы с темой, сколько на порядок взаимодействия напарников) 1.Найди напарника. 2.Объясни задание, запиши образец в тетради напарника:- прочитай напарнику задание из своей карточки;- реши в тетради напарника пример №1 из своей карточки, объясняя решение. 3.Проверь, как напарник понял объяснение: - проследи, как твой напарник решает пример №2 из твоей карточки; Проверь правильность выполнения задания №2.4. Смена ролей:- поменяйтесь ролями; теперь твой напарник, объяснит тебе задание своей карточки : работайте по пунктам 1 – 2. 5. Смена напарника: - обменяйтесь карточками; возьми карточку, которую объяснял тебе напарник; - поблагодарите друг друга за работу и смените напарникаМетодика взаимопроверки индивидуальных заданий.Табло « Оценка выразительного чтения и устного пересказа» позволяет ученикам проверять друг друга при работе в парах.Оценка выразительного чтения и устного пересказа. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Ученик ( - ца) ____________________________________Имя напарника ____________________________________1.Поставь «+», если напарник выполнил условия. Если не выполнил, клеточка остаётся пустой.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Читал:Бегло, целыми словамиБез ошибокС правильной интонациейСоблюдал паузыПересказывал:Рассказывал всё по порядкуРассказывал подробноГлавные события не выпускалРассказывал самостоятельно без помощи Формирование коммуникативных УУД во внеурочной и внеклассной деятельности Циклограмма диагностики коммуникативных УУД в 1 – 2 классах( 2014 – 2015 учебный год, 2015 – 2016 учебный год){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}месяц1 класс2 класс сентябрь(входная диагностика)Методика «Рукавички»Цукерман Г.А.Методика «Социометрия»Дж. Моренофевраль(промежуточная диагностика)Методика «Изучение общительности как характеристики личности» Петрова Е. А. май(итоговая диагностика)Лист достижений учащихся.«Мои личные достижения» (рефлексия) ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ПО МЕТОДИКЕ Г.А. Цукермана « РУКАВИЧКИ» (2014 – 2015 учебный год, сентябрь){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПарыНАБЛЮДЕНИЯУРОВЕНЬПродуктивнаясовместнаядеятельностьУмениедоговариватьсяприходить к общему решениюВзаимный контрольпо ходу выполнениядеятельностиВзаимнопомощьпо ходурисованияЭмоциональноеотношение к совместнойдеят -тиДиана+++++ВДима+++/-+-СКсения+++++ВДанила++/-+/-+-СТатьяна+++++ВКирилл+++++ВИлья++/--++САлина+++/-+-СДарья+/-+/-+++СДамир+/-+/-+++СКарина+++++ВТатьяна++/-+/-+-СБулат+++++ВЕлизавета+++++ВКирилл+++++ВИркя+++++ВДанил+++++ВКамилла+++/-+-СКритерии оценивания:«- - не сформировано ( низкий)« +/ - « сформировано нормально (средний)« +» - сформировано хорошо или отлично( высокий)Диаграмма 1.Методика «Рукавички»Анализируя данную диаграмму можно сказать, что данная методика не вызвала затруднения у учащихся 1 А класса. Все справились с заданием. Продуктивная совместная деятельность получилась у 16 учащихся (89%), умеют договариваться и приходить к общему решению13 учащихся (72%), осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности 12 учащихся (67%), все учащиеся 18 человек (100%) оказывали друг другу взаимную помощь, эмоциональное отношение к совместной деятельности выражалось у 13 учащихся (72%). Десять учащихся (56%) имеют высокий уровень развития коммуникативных действий. Восемь учащихся (44%) со средним уровнем. С низким уровнем развития коммуникативных действий по данной методике в 1 А классе нет. 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД В 1 А И ВО 2 А КЛАССЕ ПО МЕТОДИКЕ «ИЗУЧЕНИЕ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ» ПЕТРОВА Е.А. ( 2014 – 2015, 2015 – 2016 учебный год, февраль)Диаграмма 2.Распределение учащихся по уровням развития общительности по «Методике изучения общительности, как характеристики личности» Е.А. Петрова 1 класс 2 класс ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ВО 2 А КЛАССЕ ПО МЕТОДИКЕ « СОЦИОМЕТРИЯ» ДЖ. МОРЕНО ( 2015 – 2016 учебный год, февраль)Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними.  В ходе исследования получены следующие результаты: Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков – 5 и более выборов (3 балла) - «звёзды» (8 чел / 45%).Средний уровень сформированности коммуникативных навыков –2-4 выбора (2 балла) - «предпочитаемые» (10 чел / 56%).Ниже среднего  сформированность коммуникативных навыков - 1 выбор (1 балл) – «пренебрегаемые» -.Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков – 0 выбора ( 0 баллов)- « изолированные» - . Результаты проведённой работы позволяют сделать вывод: наблюдается положительная динамика формирования и развития коммуникативных учебных действий. Умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками во 2 А классе не требует корректировки. 45%56%0%0%  Умею слышать, слушать партнера0-1-2Умею планировать свою деятельность0-1-2Умею согласованно выполнять совместную деятельность0-1-2Умею договариваться0-1-2Умею правильно выражать свои мысли0-1-2Умею оказывать поддержку0-1-2 Итоговая диагностика В качестве итоговой диагностики предлагаю игру «Рисунок на двоих» Детям необходимо нарисовать один рисунок вдвоем, при этом им непрерывно придется договариваться: кто что нарисует, каким цветом, в каком месте и.т.д.Оценка производится путем наблюдения.  РефлексияВ качестве рефлексии использую лист самооценки с критериями 0, 1, 2.В зависимости на сколько я владею тем или иным умением.0-не владею1-владею, но не очень хорошо2-владею хорошо.Лист самооценки.  2.ТАБЛО УЧЁТА СООТВЕТСТВИЯ ОБЩИХ УМЕНИЙ КОММУНИКАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1 А КЛАССА ТРЕБОВАНИЯМ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ НА КОНЕЦ 2 014 – 2015 УЧЕБНОГО ГОДА.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№п/пФ. И. учащегосяЧитать осознанно и правильно текст ( не менее 40 слов) вслух , про себя ( не менее 60 слов в минуту)Выполнять подробный пересказ небольшого текста( не менее 40 слов)Правильно строить своё высказывание в соответствии с нормамиСамостоятельно составлять и записывать 2 – 3 предложения на определённую темуВыслушать собеседника, задать вопросы, направленные на понимание услышанногоВникать в суть задаваемого им вопроса и дать на него ответВысказывать своё отношение к прочитанному текстуУРОВЕНЬ1Татьяна? / 50?-?--?C2Карина+ / 83++ М, Л.Ч . О.М++++B3Дамир +/ 64+? Л.Ч++?+BC4Камилла +/ 63 ?-??--C5Дмитрий +/ 61--??-?C6Кирилл? / 57++ М. О.М?+++BC7Даша- / 30+????+C8Даниил + / 83++ М. Л,Ч . О.М++++D9Кирилл+ / 80?+ м. Л.Ч. О.М.++++B10Илья - / 30?--?-?C11Диана + / 82++ М. Л.Ч. О.М++++B12Ксения+/ 62-+ М. Л.Ч++?+BC13Даниил - / 35?--???C14Алина - / 30?-----H15Булат + / 70++ М. Л.Ч. О.М++++B16Татьяна? / 57-+ О.М?+?+BC17Иркя+/ 62-+++++BC18Лиза? / 56?+ Л.Ч. О.М++?+BC«+» -10 ч « ?» -4 ч« -« - 4 ч«+» -7 ч« ?» -7ч « -« -4 ч«+» -10ч « ?» -2 ч« -« -6 ч«+» -9 ч« ?» -6 ч« -« -3 ч«+» -11 ч« ?» -5 ч« -« -2 ч«+» -7 ч« ?» -6 ч« -« -5 ч«+» -12ч « ?» - 4ч « -« - 2чВ – 5 ч ( 28%) ВС – 6 ч ( 33%) С – 6 ч ( 33%) Н – 1 ч ( 6%)Условные обозначения:«+» - умение сформировано;« ?» - умение частично сформировано« -« - умение не сформированоМ. – выступал с докладом в малой группе по математике;Л.Ч. – выступал на литературном чтении;О. М. – выступал на окружающем мире.