Профилактика утомления детей на занятии

Профилактика утомления детей на занятии.

№п/п
Требования к занятию
(по профилактике утомления детей на занятии)


1
Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий обучения.

2
Построение занятия с учётом динамики умственной работоспособности ребёнка:
- учёт особенностей врабатывания детей данного возраста;
- обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности;
- поддержание работоспособности при проявлении первых внешних признаках утомления.

3
Обоснованность и рациональность (с точки зрения поддержания умственной работоспособности и предупреждения утомления) методов и приёмов обучения, применяемых воспитателем на каждом этапе занятия

4
Соответствие объёма и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей

5
Снижение утомляемости за счёт совокупного вовлечения левого и правого полушарий головного мозга в учебную деятельность (функциональная специализация полушарий учитывается при планировании «академической» (лев. пол.) и «творческой» (прав. пол.) частей обучения на занятии, а также деятельности, связанной с речью, мышлением, памятью и др.)

6
Использование приёмов, способствующих увеличению двигательной активности детей на занятии. Смена динамических поз. Рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)

7
Качественное проведение оздоровительных моментов (физкультминутка, минутка релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, пальчиковая гимнастика и др.):
- своевременность (с точки зрения поддержания умственной работоспособности детей на занятии);
- рациональность содержания (соответствие преобладающей в данный момент нагрузке, вызывающей утомление в связи с определёнными видами учебной деятельности);
- соответствие продолжительности оздоровительного момента физиологическим нормам (на каждые 15 мин занятия по 1 мин оздоровительной)


8
Количество видов деятельности ребёнка: слушание, рассказ, игра, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение логических задач и др. (норма 4-6 видов), их разумное сочетание, частота чередования и продолжительность (таким образом обеспечивается оптимальный характер учебной деятельности, так как однообразие и монотонность утомительны, а хаотичность потребует у детей дополнительных адаптационных усилий)

9
Обеспечение эмоционального комфорта. Наличие на занятии эмоциональных разгрузок (шутка, улыбка, музыкальная минутка и т.п.)

10
Соответствие длительности занятия требованиям СанПиН