Внеклассное мероприятие по творчеству С.Есенина и Г.Тукая

Внеклассное мероприятие, посвященное Сергею Есенину и Габдулле Тукаю

Два прошедших года года были знаменательными для русской, российской культуры:2006 год был ознаменован, освящён 120-летним юбилеем великого татарского поэта Габдуллы Тукая; 2005- юбилеем русского поэта Сергея Есенина.

Сегодняшнее заседание литературного клуба посвящено попытке увидеть общность творчества этих поэтов. В чём истоки их необычайной популярности, почему читатели самого разного возраста, образования, социального статуса нают не только их имена, но поют их песни, читают их стихи?

Вед.: «Какой большой поэт!»- сказал Есенин о ТукаеИ Есенин и Тукай- народные поэты. Очень рано ушли они из жизни, но в братских литературах, русской и татарской, оставили большой след» Эти слова русского писателя и переводчика стихов Габдуллы Тукая Павла Радимова объясняют, каково место и значение Тукая и Есенина в жизни и истории татарского и русского народов.

Вед: «Габдулла Тукай- солнце татарской поэзии, которое однажды взойдя над нашей великой землёй, не зайдёт уже никогда. За сто с небольшим лет поэзия Тукая стала достоянием не только татарской и российской, но и мировой литературы»,- так в юбилейные дни сказал о Габдулле Тукае М. Шаймиев.

Вед: Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое -более всего иного - заслужено человеком,»-писал М.Горький.
(на фоне музыки татарской)


Чтец. Родился Габдулла Тукай 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Менгерской волости, бывшей Казанской губернии, в семье муллы. Тукаю было 5 месяцев, когда умер отец. А потом- из рук в руки, из дома в дом, из деревни в деревню. Сиротство, унижения, нищета
До 9 лет Габдулла жил в деревне. С деревенскими мальчишками бегал на речку, на рыбалку. Во время сенокоса - на луга. В страду и он - на уборке.
Заканчивались работы, приходили праздники, Атня,Кырлай-эти края издавна славились народными песнями.

(Звучит татарская музыка. Исполняется татарский танец.)

Чистота и напевность родной речи проникли в душу ребёнка с самыми первыми детскими впечатлениями, радостными были они или горькими.

(Стих «Родной язык» на татарском языке)

Вед: А в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. Рязанские поля, где мужики сеяли, косили свой хлеб, были страной его детства. Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни:

Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, её светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворённая сельская тишина, весёлый девичий смех в лугах, и горе седых матерей, потерявших сыновей на войне.

(Чтец. Стих «Гой ты, Русь, моя родная»)

Вед: Ни тукай, ни Есенин не получили университетского образования, один учился в медресе, второй- в земском училище, затем в церковно-учительской школе. Настоящими учителями для обоих были великие русские поэты. Тукай по праву считает себя учеником Пушкина. В отношении к Пушкину, Лермонтову мы чувствуем какую-то особенную внутреннюю теплоту и нежность, свойственные только натурам поэтическим.

(Чтец. «Пушкину» на татарском языке)

Вед: Современники Есенина отмечают, что поэт с особым преклонением относился к Пушкину. «Читай побольше Пушкина. Это наш учитель. Я вижу, что Пушкин - вот истинно русская душа, вот где вершины поэзии»

Чтец. 6 июня 1927 года-125 лет со дня рождения Пушкина. У памятника слово было предоставлено поэтам для стихов. Первым на ступенях пьедестала возле только что возложенных венковпоявилась фигура Есенина. Он был без шляпы. Льняные кудри резко выделяли его из окружающих. Сильно размахивая руками и выкрикивая строчки, он прочёл обращение «К Пушкину»
(Чтец. Стих «К Пушкину»)

Вед: Тукай - тонкий лирик. Если идти по следам его творческих исканий, то клубок выведет нас к их истоку- народному творчеству. Тукай черпает полной пригоршней из родных песен и языка, где богатство народной души отразилось наиболее ярко. С раннего детства сопровождают читателя произведения Тукая; сладким страхом тревожит душу ребёнка его «Водяная», веселят находчивость дровосека и вопли жуткого, но незадачливого Шурале.

(Сценка из сказки. Действующие лица и исполнители)

Чтец за сценой. Лунным вечером чудесным юный парень из села
По дрова поехал- в чащу путь-дорога завела
/На сцене дровосек рубит дерево. За сценой раздаются вопли. Дровосек насторожился, оглядывается. На сцене появляется Шурале. Смотрят друг на друга./

Дровосек: Тебе чего?
Шурале: Парень, ты меня не бойся,
не разбойник я, не вор,
путь вовек не заступаю,
не про то мой разговор.
Мой обычай: человека до смерти я щекочу. Не подумай, что пугаю, я от радости кричу. Пальцы видишь - для щекотки словно созданы они, Многих смехом уморил я - золотые были дни! Подойди, дружок, поближе отрешись от всех забот, Поиграй со мной в щекотку - кто кого пересмеёт?
Дровосек:
Ладно, ладно, поиграем, видно, так уж суждено, Только, если ты не против, есть условие одно... Шурале
Говори скорей, что надо, человечек, пожалей, Всё исполню непременно, поиграть бы поскорей! Дровосек:
Вот условие, послушай: здоровенное бревно - Вон оно - не расколол я, да теперь уж всё равно. Подсоблю я, ты же сможешь очень крепко удружить, Коли то бревно поможешь на телегу уложить. Вбил я в комель клин дубовый, не спеши, не суетись, За бревно, овца лесная, возле клина ухватись! /Шурале суетится, бегает возле бревна, суёт пальцы в щель у клина.Парень спокойно обходит бревно, Шурале не двигается/

/Парень вытащил топор из бревна. Шурале не может вытащить пальцы из бревна, воет, кричит от боли/

Шурале :
Отпусти, избавь от боли, поклянусь тебе душой - Никого теперь не трону из родни твоей большой! Вместе с ней в любой чащобе будешь лучшим гостем ты, Отпусти меня на волю, много ль выгоды во зле, Что за прок ты, парень, видишь в смертных муках шурале?
/Шурале воет, рвётся, крутит головой. Дровосек собирает дровишки/

Шурале :

Ты слыхал о милосердье? Парень, бога не гневи, Погоди, хоть напоследок имя, имя назови! Коль до завтра не скончаюсь, душу в теле удержу, По обманщика с лошадкой всё собратьям расскажу...
Дровосек(спокойно, с улыбкой)
Что ж, узнай, меня с рожденья прозывают "Годназад". Как зовут старшего брата, крепко помни, младший брат! (уходит)

(Шурале рвётся, волочит своё бревно)
Пальцам больно, прищемил их Годназад, Ай, умру, беда какая, жизни я своей не рад!

(Появляется лесная нечисть: Баба-Яга, Кикимора, Леший, Домовой)
Баба-Яга
-Спятил ты, совсем рехнулся, не дал ночью нам поспать! Кикимора
-Не ори , несчастный, да когда ты в ум придёшь? Леший
- Год назад беда случилась, Домовой
- что ж, дурак, теперь орёшь?
Вед:События 1905-1907 годов способствовали формированию Габдуллы Тукая не только как поэта, но и общественного деятеля. Это было время, когда выросло самосознание татарского народа: появились первые татарские газеты и журналы. В них активно сотрудничает Тукай. Молодой поэт решительно отвергает попытки реакционеров заставить живущих в России татар переселиться в Турцию.

Чтец.( на русском языке):

Мы не уйдем туда: уйти не могут города и реки, здесь пережитые века пребудут с нами, здесь навеки.
Здесь родились мы, здесь росли,
И здесь мы встретим смертный час,
Вот с этой русскою землёй
Сама судьба связала нас,
Прочь, твари низкие, не вам, не вам
Смутить мечты святые:
К единой цели мы идём, свободной мы хотим России.

Вед: Время Есенина- время крутых поворотов в истории России.Первая Мировая война, революция, гражданская война, разрухаОдин из великих немецких поэтов заметил: «Трещина, расколовшая мир, проходит через сердце поэта». Творчество Есенина- отражение событий, потрясших страну в начале 20 века.

Чтец. «Русь Советская»

Вед: (на фоне музыки Г.Свиридова «Романс»)

Поэт и трагедия Начинаешь вспоминать жизнь больших личностей, и ни у кого-то она не гладка, всегда связана с трагедией. У того же Пушкина, Лермонтова, у Блока, Есенина, Габдуллы Тукая видна в биографии эта трагическая нота.
Всего 27 лет было Тукаю, когда он скончался в клячкинской больнице в Казани, 30 лет Есенину, когда в ленинградской гостинице «Англетер» оборвалась его жизнь

Вед: Неспроста такая трепетная любовь народа к своему поэту:он, татарский народ, видел в судьбе Тукая отражение своей исторической судьбы. В его поэзии он познал всю свою героическую и трагическую историю.

Чтец.  
На общей родине навек оставил свой великий след,
народным зеркалом души ты отражаешь белый свет.
Народу ясно светишь ты в искусстве Солнцем и Луной,
тебя, бесценный наш Тукай, чтит мир и чтит народ
родной!
Вед: « Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.Чувсво Родины- основное в моём творчестве»,-говорил Сергей Есенин. Мужественная,самозабвенная любвь к Родине, кровная связь с народной жизнью помогали Есенину-поэту и гражданину- находить свой путь к большой правде века.

Учитель. Итак, что же роднит творчество татарского и русского поэтов? Кровная связь со своим народом, глубокое знание его души, его традиций, его жизни, национального искусства.