Мастер — класс по теме: Путешествие в предмет. Вместе к новым достижениям.


Мастер - класс по теме:
Путешествие в предмет. Вместе к новым достижениям.
"Применение игровой технологии на уроках музыки"
(теоретический материал)
Учитель музыки: Будаева А.А.
Главной задачей современной школы должно стать раскрытие творческих способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире. Решение этой задачи требует от каждого педагога совершенного владения современными образовательными технологиями и методами обучения. В рамках данного мастер-класса хочется поделиться личным опытом использования методики активных музыкальных действий и игровых технологий на уроках музыки.
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает следующие требования к результатам освоения программы «Музыка»: развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, развитие творческих способностей обучающихся в многообразных видах музыкальной деятельности.
Урок музыки- это урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка.
Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом: разбирают игрушки, строят домики из песка. Для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.
Творчество- это процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец.
И чтобы вовлечь учащихся в этот процесс, вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка я использую разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые.
Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Целью применения технологии игровых форм обучения является для меня развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету музыка.
Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности. Методика активной музыкальной деятельности строит все виды работ на действии: на уроке ребята разгадывают кроссворд, поют песню, играют сопровождение к песне на элементарных музыкальных инструментах, сочиняют песенку, импровизируют мелодии, придумывают пластические движения, инсценируют песню. Все эти операции доступны детям. Все они выполняются с интересом и легко осмысливаются.
Существует большое количество игровых методов обучения. Я расскажу о тех, которые наиболее часто использую на уроках.
Методика проведения игры заключается в следующем:
а) подготовка к игре (объявление названия, сообщение о расположении участников,
б) объяснение хода игры, показ педагогом отдельных действий,
в) раздача необходимых предметов, музыкальных инструментов,
г) проведение игры;
д) подведение итогов игровой музыкальной деятельности, при котором осуществляется рефлексия, происходит обобщение игры (по желанию каждый из ее участников может высказать свои мысли.
Одним из основных видов деятельности на уроке музыки является пение, и моя задача заключается в формировании и развитии певческих навыков.
В обучении детей пению я использую игровую методику. Это различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации. Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.
Например, Лицевая гимнастика: Зевалки (глубокое зевание), Дразнилки (растягивание щечек языком), Поцелушки (вытягивание губ как в поцелуе). Это упражнение настраивает детей на позитивный лад, подготавливает мышцы лица к распеванию.
Распевание - приветствие - это взаимное приветствие учителя и учащихся.
"Прозвенел звонок - начался урок.
Здравствуйте, ребята! - Здравствуйте!" (повторяется три раза, мелодия движется вверх по полутонам).
Остановлюсь ещё на одном из видов вокальных игр –ритмодекламации.
Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-разному.
Например, ритмодекламация стихотворения "Наша Таня"
"Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч."
Большую роль в эмоциональной передаче данного стихотворения играет фортепианный аккомпанемент данной ритмодекламации. Я гармонизую каждую строчку новым септаккордом. (Cm7, As7 с повышенной септимой, Fm7, Cm7).
Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале.
В следующей распевке присутствует прием звукоизобразительности. "Дин-дон, дили-дон" (по полутонам вверх). С помощью фортепиано изображаю колокольность благодаря секундаккорду, а дети подыгрывают на колокольчиках.
Игра "Вопрос-ответ". Одна группа спрашивает "Даб-даб-ди-ба-да?" (по звукам доминантового септаккорда), другая отвечает "Да-да-да!" (позвукам разрешения доминантового септаккорда).
Игра "Мелодическое эхо". Вокальное общение педагога с учащимися, как в приветствии, или учащегося с остальным классом. Учитель или учащийся пропевает несложную мелодию, а остальные повторяют. Можно работать со всем классом, можно делить учащихся на группы.
Игра "Несбивайка". С помощью данной игры можно вводить элементы двухголосия. Учащимся предлагается несложное мелодическое остинато (например, в Ре мажоре поступенное движение в пределах квинты - ре, ми фа-диез, соль, ля, ля). Учитель аккомпанирует (T, VI, S, D) и импровизирует второй голос. Учащиеся должны выдержать интонационно и ритмически данный оборот и не сбиться до окончания логического завершения оборота. Затем можно предложить поимпровизировать второй голос желающему учащемуся.
Также, мне хотелось бы отметить, что небольшие стихотворения, используемые для физкультминуток мы пропеваем.
"Сели-встали"
"Божья коровка"
"Пошли пальчики гулять", "Пять маленьких рыбок" - пальчиковая гимнастика.
Следующий игровой метод, применяемый мною на уроках - музицирование.
Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением.
Игра "Оркестр колокольчиков". Учащиеся берут в правую руку колокольчик, играют только на счет 1-2, а на счет 3-4 ставят колокольчик на левую ладонь. При этом, учащиеся слегка раскачиваются: на счет 1-2 - вправо, на счет 3-4 - влево. Для музыкального сопровождения использую "Rondo Veneziano – Donna Lucrezia".
С помощью игры "Дирижер" отрабатываем с учащимися дирижерский жест. Они учатся показывать вступление звучащего инструмента, динамику. Для отработки дирижерского жеста можно использовать "Rondo Veneziano - Musica ... Fantasia".
Следующий вид игровой деятельности- это интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. «Угадай мелодию». Музыкальный материал может быть разнообразным - классические произведения по теме, детские песни из мультипликационных и кинофильмов.
Медитативные игры. Эти игры можно использовать с учащимися средних и старших классов. Медитативные игры направлены на осознание себя в настоящем «здесь и сейчас», улучшение взаимодействия, отношения к окружающему, раскрывающих личностный потенциал слушателя. Данный вид игровой музыкальной деятельности основан на благотворном воздействии музыки на психоэмоциональное состояние слушателя при помощи слуховых образов, имеющих различную эмоциональную окраску. Слушатель в процессе восприятия переносит свои мысли и чувства на образ героя музыкального произведения, воплощенного композитором, за которым можно видеть конкретного человека. При этом возникает невербальное общение. Необходимо отметить, что в качестве основы для музыкальной игры можно использовать практически любое произведение инструментального музыкального искусства. Так, игра «Музыкальный сон», в процессе которой дается прослушивание фрагмента музыкального произведения (к примеру, Э. Григ «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»), после чего проводится беседа о содержании того, что «снилось». В ходе игры проводится анализ образов, возникших в процессе ее проведения, который может показать состояние слушателя, динамику воздействия восприятия произведений музыкального искусства.
Музыкально-ритмическая деятельность. Задачей этих игр является соединение навыков координации движения и музыки играющих, их воображения и слухового восприятия звукового образа. Данный вид игровой музыкальной деятельности развивает чувство ритма, способность улавливать настроение музыкального произведения и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление, динамику – усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения. Применение музыкально-ритмической игровой деятельности в процессе формирования музыкальной культуры помогает решению таких важных эстетико-художественных задач, как развитие эмоциональной отзывчивости, свободы движения посредством снятия мышечной заторможенности, чувства пространства. Требования к музыкальному репертуару – его художественность, динамичность, стройность и ясность выражения художественного образа. Музыкально-ритмическую деятельность условно можно разделить на следующие группы 1) упражнения под музыку; (источником движения считают упражнения, танец, сюжетно-образные инсценировки); 2) собственно музыкальные игры (в основе их лежит программная музыка, которая подсказывает ход сюжетной игры), 3) пляски и танцы, основанные на элементах народных и классических танцевальных движений; 4) инсценирование музыкальных произведений. Практика показывает, что именно последняя разновидность музыкальных игр вызывает у учащихся наибольший интерес, поскольку имеет огромное количество вариантов в проведении. Например, под веселую музыку можно предложить «танцевать» в воздухе кистями рук, притоптывать ногами (сидя), под спокойную – делать плавные движения руками, под «таинственную» - изображать любопытство или испуг. Общеизвестно, что произведения, которые связаны с движением, дети лучше запоминают и больше любят. Для ритмического озвучивания можно использовать "Звучащие жесты" (хлопушки, щелкушки, бомбушки, шлепушки, топотушки).
Игра "Ритмическое остинато" проводится под аккомпанемент фортепиано или mp3 записи. Учащимся задается определенная ритмическая последовательность, обязательно с использованием ритмослогов (четвертные длительности - та, восьмые - ти-ти, шестнадцатые - ти-ри-ти-ри), они должны выдержать эту последовательность под музыкальный аккомпанемент, который ритмически отличен.
Игра "Ритмическое эхо" проводится под аккомпанемент mp3 записи. Учитель задает учащимся определенную ритмическую последовательность, обязательно с использованием ритмослогов (четвертные длительности - та, восьмые - ти-ти, шестнадцатые - ти-ри-ти-ри). Учащиеся повторяют эту последовательность не сбиваясь с заданного темпа и под звучащий аккомпанемент. Затем учителя может сменить желающий учащийся.
Игра "Зевака" развивает координацию и внимательность. Для игры берется несложная всем учащимся известная песня или попевка. Группа учащихся становится в круг. Каждый по очереди прохлопывает свой слог и свою ритмическую длительность, не сбиваясь с заданного темпа. Зевакой становится тот, кто пропустил свою очередь.
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Часто подготовка игры требует большего количества времени, чем её проведение.
Все выше перечисленные приемы используются в тесном "сплетении". Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Общение с музыкальным искусством через игровые методы дает возможность каждому ученику занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.
Развивая музыкально — творческие способности у учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности.
Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческий потенциал заложен и существует в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача учителя состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. На основе психологического анализа музыкальных способностей профессор Б.М.Теплов сделал вывод, что каждый ребёнок обладает с рождения определёнными музыкальными задатками. Музыкальность любого ребёнка – это сплав природного и приобретённого, в котором ведущая роль за качествами, формирующимися в деятельности, за самой музыкальной деятельностью. "Не может быть способностей, которые не развились бы в процессе воспитания и обучения. Музыкальные способности не существуют иначе, как в движении, развитии" (Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: 1985).