Выступление на семинаре на тему: Использование православной музыки на уроках истории и обществознания

Выступление учителя истории Андреевой А.Ф. на тему «Использование православных музыкальных произведений на уроках истории и обществознания».

Фёдор Тютчев ещё в 1851 году написал стихотворение «Наш век», которое, на мой взгляд, актуально и в наши дни. Вот некоторые строки из него:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры, но о ней не просит
(Звучит песня Ю. Юрик «Я стою у дверей и стучу»
«Всё начинается с детства» - это известно каждому, и очень важно именно в детстве не упустить и не пропустить те важные моменты, которые станут фундаментом развивающейся личности.
В современной школе происходит переориентация целей исторического образования с усвоения содержания на развитие личности уч-ся на основе знания прошлого, приобщения к достижениям мировой культуры и формирования умения ориентироваться в системе существующих социальных норм.
В наше время приходит осознание того, что изучение истории - это не только запоминание фактов, но и освоение ценностей разных исторических эпох, мысленная реконструкция в своём воображении поступков и взглядов людей, умение встать на определенную позицию конкретного человека, понять чем она обусловлена. Именно поэтому на уроках истории и обществознания так необходимо формирование эмпатии школьников.
В психологии понятие эмпатия – означает осознание эмоционального состояния другого человека, способность разделить его социальный опыт, негативные и положительные чувства. В школьном образовательном процессе под эмпатией понимают умения уч-ся «вчувствоваться», проникнуть в историческую эпоху. Воссоздать образ мыслей, переживания, настроения конкретных людей.
( Звучит песня-притча «Бабочка»)
Один из путей формирования эмпатии - это использование песен –притч, баллад, духовного песнопения на уроках и внеклассных мероприятиях, которые открывают широкие возможности для творческой деятельности учителя и ученика, дают возможность повысить интерес уч-ся к предмету. Сейчас вы слышали песню-притчу в исполнении С. Копыловой «Бабочка». На основе этой притчи можно вести разговор о зависти и бескорыстии, о добре и зле, о мудрости и тщеславии. Можно провести аналогию с конкретными историческими личностями.
За последнии годы российскими компаниями выпущено немало видеопособий, которые имеют образовательную направленность и активно используются преподавателями на уроках. Но по-прежнему самыми огромными возможностями для яркого образного восприятия, для формирования эмпатии уч-ся обладает музыка.
Для себя я открыла - насколько завораживает детей православная музыка, как светлеют их лица и добреют глаза. Поэтому на своих уроках и внеклассных мероприятиях я нередко использую песни, притчи, баллады в исполнении Ж. Бичевской, С. Копыловой, Ю. Юрик. У Жанны Бичевской, кроме известных многим песен «Поручик Голицин», «Не надо грустить, господа, офицеры», есть менее распространенные такие как « Царь Николай», «Рассказ убитого», «Песня о батюшке Серафиме», «Поле Куликово» и многие другие, которые дают нам возможность прочувствовать, понять - чем жили, о чём думали, за что боролись люди определённой эпохи.
Чистый проникновенный голос Юлии Юрик дополняет и неоценимо обогащает уроки, где идёт речь о человеческих ценностях, о вечных вопросах бытия, о любви к Родине и русским людям, о православии, духовной жизни общества, о материнской любви. Её пение завораживает, заставляет сопереживать, способствует более глубокому, осознанному восприятию услышанного. Песня «Молитва матери» на стихи С. Есенина яркое подтверждение этому.
( Звучит песня «Молитва матери»).
Огромное значение в развитии личностных и духовных качеств, в формировании эмпатии играет живое пение, тем более если поют сами дети. У нас в школе много талантливых детей, чьи способности используются и на внеклассных мероприятиях и на уроках. Лена Кравченко тому наглядный пример. Она из многодетной православной семьи, где царят взаимное уважение друг к другу и любовь. Наверное, именно поэтому, так искренне и проникновенно звучит в её исполнении «Песня о матери»
Хотелось бы надеяться, что с помощью православной музыки, подобных песен, притч, баллад добрее духовнее станет наш мир – и строки Ф. Тютчева, наконец, потеряют свою актуальность.
Юлии Юрик дополняет и неоценимо обогащает уроки, где идёт речь о человеческих ценностях, о вечных вопросах бытия, о любви к Родине и русским людям, о православии, духовной жизни общества, о материнской любви. Её пение завораживает, заставляет сопереживать, способствует более глубокому, осознанному восприятию услышанного. Песня «Молитва матери» на стихи С. Есенина яркое подтверждение этому.
( Звучит песня «Молитва матери»).
Огромное значение в развитии личностных и духовных качеств, в формировании эмпатии играет живое пение, тем более если поют сами дети. У нас в школе много талантливых детей, чьи способности используются и на внеклассных мероприятиях и на уроках. Лена Кравченко тому наглядный пример. Она из многодетной православной семьи, где царят взаимное уважение друг к другу и любовь. Наверное, именно поэтому, так искренне и проникновенно звучит в её исполнении «Песня о матери»
Хотелось бы надеяться, что с помощью православной музыки, подобных песен, притч, баллад добрее духовнее станет наш мир – и строки Ф. Тютчева, наконец, потеряют свою актуальность.
Фёдор Тютчев ещё в 1851 году написал стихотворение «Наш век», которое, на мой взгляд, актуально и в наши дни. Вот некоторые строки из него:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры, но о ней не просит
(Звучит песня Ю. Юрик «Я стою у дверей и стучу»
«Всё начинается с детства» - это известно каждому, и очень важно именно в детстве не упустить и не пропустить те важные моменты, которые станут фундаментом развивающейся личности.
В современной школе происходит переориентация целей исторического образования с усвоения содержания на развитие личности уч-ся на основе знания прошлого, приобщения к достижениям мировой культуры и формирования умения ориентироваться в системе существующих социальных норм.
В наше время приходит осознание того, что изучение истории - это не только запоминание фактов, но и освоение ценностей разных исторических эпох, мысленная реконструкция в своём воображении поступков и взглядов людей, умение встать на определенную позицию конкретного человека, понять чем она обусловлена. Именно поэтому на уроках истории и обществознания так необходимо формирование эмпатии школьников.
В психологии понятие эмпатия – означает осознание эмоционального состояния другого человека, способность разделить его социальный опыт, негативные и положительные чувства. В школьном образовательном процессе под эмпатией понимают умения уч-ся «вчувствоваться», проникнуть в историческую эпоху. Воссоздать образ мыслей, переживания, настроения конкретных людей.
( Звучит песня-притча «Бабочка»)
Один из путей формирования эмпатии - это использование песен –притч, баллад, духовного песнопения на уроках и внеклассных мероприятиях, которые открывают широкие возможности для творческой деятельности учителя и ученика, дают возможность повысить интерес уч-ся к предмету. Сейчас вы слышали песню-притчу в исполнении С. Копыловой «Бабочка». На основе этой притчи можно вести разговор о зависти и бескорыстии, о добре и зле, о мудрости и тщеславии. Можно провести аналогию с конкретными историческими личностями.
За последнии годы российскими компаниями выпущено немало видеопособий, которые имеют образовательную направленность и активно используются преподавателями на уроках. Но по-прежнему самыми огромными возможностями для яркого образного восприятия, для формирования эмпатии уч-ся обладает музыка.
Для себя я открыла - насколько завораживает детей православная музыка, как светлеют их лица и добреют глаза. Поэтому на своих уроках и внеклассных мероприятиях я нередко использую песни, притчи, баллады в исполнении Ж. Бичевской, С. Копыловой, Ю. Юрик. У Жанны Бичевской, кроме известных многим песен «Поручик Голицин», «Не надо грустить, господа, офицеры», есть менее распространенные такие как « Царь Николай», «Рассказ убитого», «Песня о батюшке Серафиме», «Поле Куликово» и многие другие, которые дают нам возможность прочувствовать, понять - чем жили, о чём думали, за что боролись люди определённой эпохи.
Чистый проникновенный голос Юлии Юрик дополняет и неоценимо обогащает уроки, где идёт речь о человеческих ценностях, о вечных вопросах бытия, о любви к Родине и русским людям, о православии, духовной жизни общества, о материнской любви. Её пение завораживает, заставляет сопереживать, способствует более глубокому, осознанному восприятию услышанного. Песня «Молитва матери» на стихи С. Есенина яркое подтверждение этому.
( Звучит песня «Молитва матери»).
Огромное значение в развитии личностных и духовных качеств, в формировании эмпатии играет живое пение, тем более если поют сами дети. У нас в школе много талантливых детей, чьи способности используются и на внеклассных мероприятиях и на уроках. Лена Кравченко тому наглядный пример. Она из многодетной православной семьи, где царят взаимное уважение друг к другу и любовь. Наверное, именно поэтому, так искренне и проникновенно звучит в её исполнении «Песня о матери»
Хотелось бы надеяться, что с помощью православной музыки, подобных песен, притч, баллад добрее духовнее станет наш мир – и строки Ф. Тютчева, наконец, потеряют свою актуальность.

15