Программа элективного курса по русскому языку ( для учащихся 8-9 классов) на основе обучения умению работы со справочной лингвистической литературой

ПРОГРАММА
элективного курса
по русскому языку (для учащихся 8-9 классов)
Название курса «Воспитание культуры речи на основе обучения умению работы со справочной лингвистической литературой»
« Вся вселенная, расположенная в алфавитном порядке »


Объем различных форм учебной работы:
Всего занятий 70ч
В том числе:
Лекции 15
Практические занятия 48
Самостоятельная работа 7

Программа данного курса рассчитана на учащихся восьмых – девятых классов.

Цель курса: формирование навыков работы со справочной литературой.
Задачи курса:
познакомить учащихся с богатством и разносторонностью словарного состава русского языка;
углубить знания школьников о лингвистических и энциклопедических словарях;
расширить кругозор и знания учащихся об элементах и структуре словаря;
пробудить интерес к работе со словарем;
выработать умение пользоваться справочной литературой;
ориентировать учащихся на использование словарей в учебном процессе и интеллектуальном саморазвитии в дальнейшем.
развивать навыки исследовательской работы;
повысить интерес к гуманитарному образованию;
реализовать интерес к данному предмету.
Слов в русском языке огромное множество. Основным способом их регистрации издавна как раз и является составление словарей различных типов.
Словарь представляет собой книгу (или несколько книг, т.е. многотомный словарь), в которой приводится перечень слов и даются необходимые пояснения к ним, различного рода сведения в зависимости от назначения издания (например: толкование слов, строение и семантика, сведения об их происхождении, правописании, произношении и т. п.)
Отечественная лексикография имеет большую историю. Ранний словарный период славяно-русской лексикографии берет начало в Х1 веке. Самый старый из словников насчитывает 174 слова.
Современное «лексикографическое хозяйство» представляет собой поистине словарную индустрию с обилием больших и малых словарей, несущих самую разнообразную информацию. Сегодня в условиях быстрого накопления информации увеличивается поток публикаций по всем отраслям знаний. Все это повышает значение справочной литературы, предназначенной для скорого и удобного получения знаний, надежных научных сведений. В них собраны огромные человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке. Именно словари отражают развитие нации в области материальной и духовной деятельности, уровень развития общества, науки, культуры, искусства. Кроме того в условиях интенсивного развития русского языка невозможно удержать в голове все необходимые сведения о нём. Вместе с развитием языка развиваются и совершенствуются его нормы. Следовательно, чтобы овладеть литературными нормами, богатством родного языка, нужно постоянно совершенствовать свою речевую культуру, а в трудных случаях обращаться к различным словарям. Народная мудрость гласит: « Не тот образованный человек, кто всё знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». Поэтому развитие умения работать со словарями различных видов является сегодня актуальнейшей задачей образования. Многолетняя практика работы со словарями на уроках и во внеклассной работе по предмету позволяет считать необходимым введение углубленного изучения темы, связанной со словарями в предпрофильную подготовку учащихся, т.к несмотря на важность проблемы, наблюдается недостаточность изучения данного компонента в базовом курсе русского языка.
Программа данного курса рассчитана на 70 часов, адресована учащимся 8-9 классов. На занятиях рассматриваются вопросы, связанные с развитием навыков самостоятельной работы учащихся со словарями, с обогащением словарного запаса учащихся. Программа курса ориентирована на применение широкого комплекса практических умений и навыков; использование знаний в повседневной жизни.
Изучение данного курса теснейшим образом связано с такими дисциплинами, как литература, история, иностранный язык. Содержание программы рассчитано на реализацию познавательных интересов учащихся, которые продолжат свое обучение в классах гуманитарного направления.
Актуальность заключается в том, что существует необходимость совершенствования навыков работы учащихся со справочными пособиями. Этот навык необходимо развивать и усовершенствовать
Новизна. В программе курса содержатся новые знания, которые не входят в программу русского языка для общеобразовательных школ. Программа данного курса расширяет объем сведений по лексике и фразеологии, а также обучает подростков навыкам анализа лексических явлений, самостоятельной работе со словарями и справочниками, научно-популярной литературой по языкознанию. Она является эффективным средством популяризации русского языка в школьной практике. Программа охватывает разнообразные темы, связанные с выяснением эстетической и коммуникативной функции русского языка, по культуре речи, стилистике. Курс дает возможность детям попытаться разгадать языковые тайны, по-новому увидеть знакомые предметы, а значит, у ребят появится живой интерес к урокам русского языка, сформируются умения наблюдать и сравнивать языковые факты, преодолевать трудности, проявлять сообразительность.
Работа по программе курса позволит:
вносить элементы новизны;
демонстрировать закономерности языка в особом повороте, превращая сухую теорию в живые занимательные рассказы;
- приобщить подростков к увлекательному и очень полезному занятию: изучению родного языка;
дать возможность дальнейшего развития лингвистически одаренного ученика в постижении тайн русского языка;
- сочетать разные формы и методы работы по предмету.

Формы работы: практические занятия, дискуссии, коллоквиумы, деловые игры.
На практических занятиях девятиклассники учатся выбирать нужный словарь для выполнения определенной лексической работы: толкование слов, редактирование текста, опыт составления словаря понятий одной из школьных дисциплин (биология, история, география и т.д.), знакомство с многоаспектностью существования слова (прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы и т.д.) Важно организовать исследовательскую и проектную деятельность детей. Учащиеся ознакомятся не только с конкретными словарями, но и получат некоторое представление об их создателях, усовершенствуют навыки пользователя.

Методы работы: поисковый, библиографический, исследовательский, наглядный, иллюстративный, проблемный.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

В результате изучения курса, обучающиеся
должны знать:
виды словарей, их типы, признаки и особенности различных видов словарей;
структуру словарной статьи;
основные пометы, используемые в словарях;
отраслевые и универсальные энциклопедии;
основные термины и понятия (лексикография, словник , лемма и др.)
должны уметь:
анализировать словарную статью;
определять лексическое значение слов и фразеологизмов, употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии; с их лексическим значением и стилистическими свойствами;
применять лингвистические знания и навыки в новой учебной ситуации;
работать со справочной литературой, пользоваться словарями;
участвовать в дискуссиях;
представлять результаты своей работы в виде сообщений , письменных работ, презентаций, выступлений;
совершенствовать необходимые в век высоких технологий навыки поиска, отбора, осмысления и применения информации;
использовать разные виды словарей в учебном процессе и интеллектуальном саморазвитии в дальнейшем.
КИМ:
Проекты, доклады, зачетная работа по сопоставительному анализу слов, научных терминов.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



№№
п/п
Название раздела
Количество
часов (всего)
Лекции
Практи
кумы
Самостоя
тельная работа

1.
Лексика
3
2
1


1.
Словари и их роль в повышении общей лингвистической культуры
4
2
2


2.
Толковые (языковые) словари русского языка
18
5
11
2

3.
Энциклопедические словари
8
1
7


4.
Специальные (языковые) словари как разновидность толковых словарей
24
4
17
3

5.
Словари (языковые), отражающие выразительные возможности речи
13
2
11



Всего:
70
16
49
5












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№№
урока
Тема занятия
Форма
работы
Краткое содержание
Кол-во
час
Дата проведения

1
2
3
4
5


1




Лексика. Современный русский литературный язык. Лексика с точки зрения ее употребления.

Лекция




Представление о современном русском литературном языке. Частичный лингвистический анализ текста. Сканирование. Обобщение с помощью таблицы
1






2.
Нормы современного русского литературного языка. Литературный язык. Вариантность. Ненормированная речь.
Лекция
Наблюдение над русскими текстами. Частичный языковой анализ. Просмотровое, ознакомительное, изучающее чтение. Обобщение результатов наблюдения.
1


3.
Язык справочной лингвистической литературы. Информационность, кодифицированность текстов.
Практикум
Начальные этапы обучения умению пользоваться справочной лингвистической литературой. Ознакомительное, просмотровое чтение.
1


4.
Словари и их роль в повышении общей лингвистической культуры
Лекция
Что такое лексикография. История и развитие русской лексикографии
1


5.
Слово как единица языка. Словарное богатство языка. Словари русского языка и их классификация.
Лекция
Типы словарей. Языковые, энциклопедические и специальные словари. Школьные словари и их характеристики. Актуальность словников. Отражение в них живых языковых процессов.
1


6.
Создатели русских словарей.
В.И. Даль, Д.Н. Ушаков, Ожегов С.И. и др. Современные создатели русских словарей.
Практикум- презентация.
Подготовка докладов, сообщений. Заслушивание. Оценка представленных работ.
2


7.





Языковые словари.



Лекция






Разные виды толковых словарей. Ознакомительное чтение лингвистической статьи. Выделение основных мыслей статьи.
1







8.
Толковые словари русского языка
Практикум
Информационность необычность словарей. Начальные этапы обучения умению рационального чтения справочной лингвистической литературы
1


9.
Лексические словари.
Академические, или универсальные, словари.
Интернет- практикум
Ознакомительное, просмотровое чтение. Сканирование.
1


10.
«Словарь современного русского литературного языка» 17 томов
Интернет-
практикум
Знакомство с многотомным словарем. Поиск ответов по словарю. О диалектах и говорах русского языка, не вошедших в литературный язык.
1


11.
Толковые словари. Владимир Иванович Даль известный русский лксикограф
Лекция-презентация
Краткие сведения о жизни, творческой и научной деятельности ученого.
1


12.



В.И. Даль – выдающийся знаток русского слова.

Практикум


Знакомство со словарем В.И.Даля. Характеристика словаря.
Своеобразие толкований забытых слов. Знакомство со словарными статьями, с отсылками на слова, на связь образа и толкования.

1





13.

Даль В.И. « Толковый словарь живого великорусского языка»
(1863-1866)
Практикум
Знакомство со словарными статьями:
-лексика литературного языка 1 половины 19 века;
-областные слова;
-терминология разных профессий и ремесел.

1




14.
Даль В.И. «Пословицы и поговорки русского народа» (1863-1862)
Практикум

Подготовка и проведение игры «Знаешь ли ты русские пословицы и поговорки»
Фестиваль пословиц и поговорок.
1


15
.Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т.»
Современное издание словаря
Лекция
Как пользоваться словарем.
Особенности издания современного словаря В.И.Даля.
1


16.
Ушаков Д.Н. «Толковый словарь русского языка»
Лекция-презентация




Представление ученого.
Знакомство со словарем ученого-лингвиста.
1






17.




Ушаков Д.Н. «Толковый словарь русского языка»
Практикум


Знакомство со словарными статьями. Использование словаря при толковании слов определенной тематической группы.
1




18.






19.



Ожегов С.И, .Шведова. Н.Ю. «Толковый
словарь русского языка»




Толковый словарь Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.
Лекция






Практикум



Представление ученых-лингвистов и их словаря.
Толковый словарь Ожегова и Шведовой – лексикографическое описание русского языка, отражающее современные живые процессы, происходящие в языке в последнее десятилетие ХХ века.

Знакомство со словарем, с принципом отбора и описанием слов, со структурной статьей. Изучающее чтение

1







1


20.


21
Лапатухин М.С., Скороуповская Е.В., Снегова Г.П. «Школьный толковый словарь русского языка»
Практикум

Самостоятельная работа


Подготовка и проведение игры «Загадай слово» с использованием разных видов толковых словарей.
1


2


22.
Солганик Г.Я. «Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения»
Практикум
Работа со словарем, использование словаря для толкования слов определенной тематической группы.
1


23.




·

24.




25.
Энциклопедические словари




Языкознание. Большой энциклопедический словарь. Языкознание как наука.


Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык
Лекция.





Практикум




Практикум
Знакомство с многообразием энциклопедических словарей, их ролью в жизни взрослого и школьника.



Наблюдение над особенностями звукового, грамматического и лексического строя языка; о теории происхождения и законах развития языка. О письменности и историческом письме.

Знакомство со сложными и многообразными явлениями человеческого языка, с интересными сведениями о родном языке.
1






1




1


26.





27.
В.Н. Ярцева. Лингвистический энциклопедический словарь.
Кожевников В.М., Николаева П.А.
Литературный энциклопедический словарь
Практикум





Практикум
Знакомство со словарем. Использование словаря при толковании слов определенной тематической группы


Сопоставительный анализ Лингвистического и Литературного энциклопедического словаря
1





1


28
29.
Энциклопедический словарь юного филолога»
Практикум
Подготовка и проведение игры «Юный филолог»
1
1


30.
Использование словарей в исследовательской и проектной деятельности
Практикум
Совершенствование навыков пользователя.
1




31.




Специальные словари как разновидность (языковых) толковых словарей.
Лекция
О специальных словарях. Различие языковых и энциклопедических словарей. Рассказ об их особенностях, устройстве словарной статьи.

1




Словари, отражающие нормы правописания и произношения. Орфографические и орфоэпические словари.
Лекция
Особенность словарей. Знакомство с авторами словарей. Актуальность умения пользоваться такими видами словарей.
1


33.




«Аванесов Р.А. «Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы»
Практикум
Об авторе словаря. Краткое сообщение. Усовершенствование навыков пользователя.
1


34.
Аванесов Р.И., Ожегов С.И. «Русское литературное произношение и ударение»
Лекция
О создателях словаря. Краткое сообщение. Знакомство со словарем.
1



35.
«Русское литературное произношение и ударение»
Практикум
Правильность произношения звуков слова. Правильность ударения.
Знакомство с разделами словаря:
Как пользоваться словарем.
Сведения о произношении и ударении.
1


36.


37.
Букчина Б.З. «Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник»
Практикум

Практикум
О навыках правописания трудностей русского языка. Совершенствование умений пользователя.
Организация исследовательской и проектной работы
1


1


38.
Баранов М.Т. «Школьный орфографический словарь русского языка»
Практикум
Просмотровое чтение Рациональная работа со словарем. Совершенствование навыков правильного написания слов.
1


39.
«Орфографический словарь русского языка/ Институт русского языка РАН»
Практикум
Просмотровое чтение. Сканирование. Попутный лингвистический анализ. Организация исследовательской работы.
1


40.
Составление словаря понятий
Практикум
Опыт составления словаря понятий одной из школьных дисциплин (например, биологии, истории)
1


41.
Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. Орфографический словарь русского языка
Практикум
Знакомство со сведениями о правильном написании тех слов и грамматических форм, в которых чаще всего допускаются ошибки. Наблюдение над грамматическими пометами. Предупреждение об опасности неправильного написания слов и словосочетаний.
1






42.
Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка
Практикум
Знакомство с грамматическими, орфоэпическими сведениями. Наблюдение над морфемным строением слова.
Знакомство с принципом образования частей речи. Нахождение в словарных статьях этимологических справок и толкования значения слов. Знакомство с уточненным членением морфем
1






43.
Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка
Практикум
Отработка умения правильно писать слова, сверять со словарем; правильно произносить; узнавать о грамматической и стилистической характеристике слов, наиболее употребляемых и малоупотребительных.
1


44.
Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка
Практикум
Знакомство со словарной статьей. Особенность расположения слов в обратном (инверсионном) порядке.
1


45.
Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь
Практикум
Особенность словарной статьи; членение на значимые части слова; отработка правильно и быстро делить слово на морфемы
1


46.



Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка
Практикум
Особенности построения словарной статьи. Отработка осознанного понимания системы русского языка. Знакомство со структурой слова, его элементами.
1



47.


Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке
Практикум
Знакомство:
с основным содержанием правил орфографии и пунктуации;
материалами и рекомендациями нормативного характера, связанными с правками.
1





48.
Розенталь Д.Э., Темнова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов.
Практикум
Особенность словаря-справочника и его словарной статьи: знакомство с особенностями толкования наиболее употребительных в учебной литературе лингвистических терминов.
1


49.
Обобщение по теме Школьные словообразовательные словари и словари трудностей русского языка
Контроль
ная работа.
Проверка умения ориентироваться в словарных статьях этих словарей на структуру и специфику графического оформления.
1


50.
Игра «Юный филолог»
Практикум
Подготовка и проведение игры. О способности узнавать по словарной статье вид словаря.
1



51.
Этимологические словари.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка
Практикум
Знакомство:
с происхождением наиболее употребляемых слов современного русского языка;
их родословной;
источниками поступления в нашу речь;
с первоначальным звучанием и изменением значений.
1


52.
Повторение и обобщение темы «Специальные словари». Особенность словарных статей
Самостоятельная работа
Отработка умения правильно, четко, быстро работать со словарями. Умелое применение полученных знаний.
3


53.
Стилистическая окраска слов русского языка в толковых словарях
Лекция
Об огромном количестве значений слов русского языка, о разнообразии их стилистических окрасок.
1


54.
Словари, отражающие выразительные возможности речи.
Лексические словари.
Лекция
Общая характеристика словарей. Устройство словарных статей. Знакомство с многоаспектностью существования слова.
О различных средствах художественной выразительности.
1


55.
Ахманова О.С. «Словарь омонимов русского языка»
Лекция
О сущности омонимов. Объем значения у омонимов.
1


56.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник.
Практикум
О сочетаемости и стилистической принадлежности синонимов
1


57.
Алиева Т.С. Словарь синонимов русского языка
Практикум
Знакомство со словарными статьями. Анализ и прочтение словарной статьи. О синонимических рядах, о полном и «богатом» ряде слов, о смысле каждого понятия.
1


58.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка
Практикум
О значении антонимов в русской речи. Об антонимической синонимике, гнездах антонимов. Знакомство с примерами из произведений художественной литературы.
1


59.
Молотков А.И. Фразеологический словарь русского языка
Практикум
Работа с текстами-образцами русской классической литературы. Нахождение фразеологизмов, объяснение и толкование.
1


60.



60

61
Розе Т.В. Большой фразеологический словарь.


Жуков В.П., Жуков А.В. «Школьный фразеологический словарь русского языка»
Практикум



Практикум
Слово и фразеологический оборот, толкование значений, история происхождения, примеры использования в литературе. Рисунки на словарную статью.
КВН на тему «Лексика и фразеология» Подготовка и проведение
1



1


1


62.
Жуков В.П. «Словарь русских пословиц и поговорок»
Практикум
Создание лингвистических миниатюр. Фестиваль пословиц и поговорок.
1


63.
Горбачевич К.С. и Хабло Е.П. «Словарь эпитетов русского литературного языка»
Практикум
Сопоставительный анализ словарей Игра «Загадай слово» с использованием разных видов толковых словарей.
1


64.
Квятковский А.П. «Школьный поэтический словарь»
Практикум
О поэтическом богатстве русского языка. Знакомство со словарем. Расширение словарного запаса учащихся. Знакомство со словарями русских поэтов и писателей.
1




СПРАВОЧНАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Орфографические словари


Орфографический словарь русского языка:/Под ред. С.Г.Бархударова, И.Ф. Протченко и Л.И.Скворцова. М: Русский язык. 1988.

Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно?.-М.: Русский язык. 1988.

Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь для учащихся средней школы.-М.: Просвещение.

Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1991.

Орфоэпические словари
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова.-М.: Рус.яз.-1989.


Лексические словари
1)Академические, или универсальные, словари:

Словарь современного русского литературного языка: в 17 т.- М.Наука, 1975.

Толковый словарь русского языка /Под ред. Д.Н.Ушакова: в 4-х томах-ОГИЗ,1980

Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н.,Шведовой.-М.:Рус.яз.,1984.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.: Азбуковник, 1999.

2)Толковые словари

Лапатухин М.С.,Скорлуповская Е.В.,Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка-М.: Просвещение.1981
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т.
Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание./ М.: Астрель АСТ: Хранитель, 2008
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т. –М.: Русский язык,1999.


3) Словари синонимов

Алиева Т.С. Словарь синонимов русского языка. – М.: ЮНВЕС, 1999.
Ахманова О.С. Словарь синонимов русского языка.- М.: Сов.энциклопедия.-1974.
4) Словари антонимов
Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка /Под ред. Л.А. Новикова.- М.: Рус. яз.- 1980.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. Пособие для учащихся.-Просвещение, 2002.
5) Фразеологические словари
Фразеологический словарь русского языка.- М.:Рус.яз.-1986.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка-М.: Просвещение.1980.
Розе Т.В. Большой фразеологический словарь М.: ОЛМА Медиа Групп,2008

6) Словари иностранных слов
Словарь иностранных слов /Под ред. А.Г.Спиркина.- М.: Рус.яз.-1987.
Васюкова И.А. Словарь иностранных слов – М.: АСТ-Пресс,1999

7) Словари омонимов
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка.- М.: Рус.яз- 1986

8) Словари этимологические
Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка.- Киев: Радянська школа, 1989.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов.- М.: Дрофа, 2001

Словари правильностей

Розенталь Д.Э., Теленкова Т.А. Словарь трудностей русского языка-М.: Рус.яз.-1986.
Розенталь Д.Э Словарь трудностей русского языка.-М. Айрис-пресс, 2007.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.-М.: Рольф, 1996.

Словари по словообразованию и морфемике

Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка.- М:Рус.яз.-1985.
Тихонов А.Н. Морфемико-орфографический словарь М.: ООО Изд-во Астрель. 2004.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- М.:Цитадель, 2001

Словари энциклопедические

Лингвистический энциклопедический словарь.- М: Совет. Энциклопедия, 1990.

Энциклопедический словарь юного филолога.-М.: Педагогика, 1984.

Языкознание. Большой энциклопедический словарь/Гл. редактор В.Н. Ярцева. Большая
Российская энциклопедия.,1998.

Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык.-М.: Аванта+, 2000



Пособие и методическая литература для учителя и учащихся:

Бессараб М.Я Владимир Даль.- М. 1968 г.
Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания.- М. 1980 г.
Протченко И.Ф. Словари русского языка.- М. 1996 г.
Потиха З.А., Розенталь Д.Э. «Лингвистические словари и работа с ними в школе» М.»Просвещение, 1987 г.
Потиха З.А. «Учебно-воспитательная работа на уроках русского языка» М.: «просвещение». 1988 г.
Волина В.Г. «Веселая грамматика» Изд-во «Знание», М: 1995 год
Сергеев В.Н. Словари –наши друзья и помощники: Кн. Для внеклассного чтения учащихся.- М.:-1984.
Вишнякова О.В. Паронимы современного русского языка.-М.: Рус.яз.-1987.
Крысин Л.П. Жизнь слова: Кн. Для учащихся старших классов.-М.: 1980
Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будуще.-М.-1988.
11. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. Пособие для учащихся.- М.: АО «Аспект Пресс, 1994.










13PAGE 15


13PAGE 141415




Заголовок 115