«Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей имени Героя России Веры Волошоной д.ГоловковоНаро-Фоминского района , Московской области
Тема: «Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма»
Выполнила:
учитель истории и обществознания
МАОУ лицей им.В.ВолошинойПожидаева Марина Евгеньевна
2016 год
Введение.
Школьный музей является своеобразным музейным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы.(слайд №1)Цель работы: Воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно – воспитательной работы.(слайд №2) Актуальность темы :патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной темы вызвана тем, что воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия . ( слайд №3)
2 Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма. Школьный музей создается как неотъемлемая и органическая часть школы. В работе музея можно использовать следующие методы:Методы обучения1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации. 2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея. 3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме. 4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности. Средства обучения: научный и практический опыт музеев .Многофункциональная природа школьного музея всегда привлекала его создателей. Широко используется этот универсальный «инструмент воспитания» и в работе с детьми. Особенностями школьного музея являются: – наличие постоянной аудитории,– возможность использования коллекции музея в организации и проведении системных учебных занятий (как урочных, так и факультативных),– большая, чем в другом музее, доступность музейных коллекций для посетителей,– участие детей в ответственном деле сохранения истории для будущих поколений,– возможность проверить себя в будущей профессии,– наличие места для организации творческого созидательного досуга детей,– комфортная атмосфера для ведения диалога (учителя с учеником, посетителя с музейным предметом при посредничестве музейного педагога, современника с прошлым и т.п.). (слайд №4) Все это ставит школьные музеи на особое место в ряду социально-культурных институтов современности. Школьный музей всегда должен быть в движении, в перечне традиционных школьных дел: работа по комплектованию коллекций, 3создание новых экспозиций и оформление временных выставок, музейные праздники, работа поискового отряда и совета музея, встречи с создателями и ветеранами своего школьного музея и многое другое, что позволяет поддерживать, у детей постоянный интерес к школьному музею. Несмотря на то, что школьный музей, безусловно, значительно отличается от стационарных музейных учреждений, научно-педагогические подходы к организации и содержанию его деятельности предполагают учет целого ряда позиций (признаков, принципов, задач и др.), обеспечивающих его эффективность в образовательном процессе. Музейная работа решает целый комплекс задач, связанных с обеспечением условий эффективности процесса формирования личности, и может рассматрива-ться как одно из наиболее эффективных средств патриотического воспитания. Применительно к современному образовательному процессу наш лицей ставит следующие задачи краеведческой и музейной работы (слайд №5): – собственно воспитательная задача - включение результатов (предметов) человеческой культуры в процесс формирования нравственных ценностей, эстетической культуры ребенка, уважительного отношения к истории, культуре, традициям и их носителям, то есть людям; – учебная задача - включение краеведческой и музейной работы в. содержание учебного процесса по различным дисциплинам; – научно-исследовательская задача - формирование у обучающихся навыков исследовательской, поисковой деятельности; – творческо - досуговая задача - использование краеведческой и музейной работы в качестве одного из направлений в организации культурного досуга школьников (воспитанников); – презентативная задача - использование результатов краеведческой и музейной работы для презентации достижений учащихся, педагогов и самого образовательного учреждения в целях формирования его имиджа, 4привлекательности в социуме; – эстетическая - удовлетворение потребностей в приобщении к красоте, изяществу, необычности при ознакомлении учащихся с предметами культуры, имеющимися в музее, что способствует созданию положительного эмоционального фона в образовательном процессе; – коммуникативная задача - использование данной работы как педагогического средства формирования ученического коллектива в совместной исследовательской, учебной, досуговой деятельности, обеспечения позитивного, толерантного общения учащихся между собой и с взрослыми. Данные задачи уместно учитывать при организации и планировании работы школьных музеев. Не являясь музейным учреждением в традиционном смысле, школьный музей, вместе с тем, имеет ряд признаков, как общих для музея, так и специфических для его школьного аналога. Ю.Б.Яхно (2006) относит к ним: 1. Основной признак любого музея, в том числе и школьного, - наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории общества. Эти предметы и документы составляют основу музея.(слайд №4) 2. Каждый музей предполагает наличие экспозиции. Экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной темы. Материалы экспозиции выставляются в определенной системе - в соответствии с логикой разделов музея. (слайд №6) 3. Музей имеет необходимые помещения и оборудование, обеспечивающие хранение и показ собранных коллекций.(слайд №7) 4. В деятельности музея должны прослеживаться элементы социального партнёрства. Школьный музей выполняет многообразные социальные функции. Он обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с 5интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине. Профиль музея - специализация собрания и деятельности музея, обусловленные его связью с конкретной наукой, техникой, производством, а также с их отраслями и дисциплинами, с различными видами искусства и культуры. Профиль музея является важнейшей категорией классификации музеев. Музеи делятся на следующие основные профильные группы: естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, технические, сельскохозяйственные и пр. Связь с комплексом наук определяет существование музеев комплексного профиля, типичным примером которых являются краеведческие музеи. Специфической особенностью школьных музеев, во всяком случае, абсолютного большинства из них, является краеведческий характер реализации документирую-щей функции, т.е. они изучают преимущественно события и явления, связанные с историей и природой родного края. Можно сказать, что краеведение - наука, изучающая развитие природы и общества определенного региона силами жителей. Следовательно, краеведение - это методологический прием познания закономерностей развития природы и общества через специфику своего края. Школьные музеи исторического профиля могут и не заниматься изучением истории своего края с древнейших времен, а могут быть посвящены какой-либо историко-краеведческой проблеме края, либо определенному историческому периоду и даже отдельному событию. Поэтому к школьным музеям исторического профиля могут быть отнесены как музеи, изучающие историю города, так и музеи, изучающие историю школы. 6 Выбор профиля музея, по существу, определяет цели и методики реализации его документирующей функции, составляет основу концепции музея. Музей нашего лицея посвящен истории Великой Отечественной войне и Герою России, партизанке, Вере Волошиной в частности.(слайд №8) Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.1. Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом.2. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.3. Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.4. Опора музейной деятельности на предметные кружки и факультативы, элективные курсы.5. Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.6. Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.7. Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.8. Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.9. Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.10. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям. Музейные фонды состоят из двух частей - основного фонда и фонда научно-вспомогательных материалов. 7Основной фонд представляет собой собрание музейных предметов, соответствующее профилю музея. Собрание музейных предметов классифицируется прежде всего по основным типам музейных источников.(слайд №9)Фонд научно-вспомогательного материала нашего музея содержит воспроизведения подлинников - копии, макеты, модели, муляжи, слепки и т.д., а также специально созданный, главным образом для нужд экспозиции, наглядный материал - карты, планы, схемы, диаграммы, таблицы и т.д. Вещевые источники чрезвычайно разнообразны. К ним относятся орудия труда, сырье и продукция производства - оружие и военное снаряжение: знамена, ордена, нумизматический материал; предметы быта - одежда, утварь, мебель и др.; предметы декоративно-прикладного искусства и т.д.( слайд №10) Особое место среди вещевых источников занимают предметы мемориального значения, связанные с крупными историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающихся людей, так или иначе связанных с историей школы. Следующую группу памятников основного фонда составляют изобразительные источники. Они обычно делятся на документальные изобразительные материалы и произведения изобразительного искусства. Довольно многочисленную по составу часть изобразительных источников в школьных музеях составляют фотографии, особенно если это музеи общественно-политической направленности. Снятые в разное время и разными людьми, они рассказывают о событиях прошлого, о людях, принимавших в них участие - об учениках прошлых лет, педагогах. Письменные источники содержат рукописные и печатные документы-мемуары, рукописи, законодательные акты, листовки, письма, книги, периодические издания и т.д. В музее МАОУ лицей имени Героя России Веры Волошиной, сформировались собрания фотоисточников, фиксирующие исторические, общественно-политические, культурные события.(слайд №11). 8 Экспозиция школьного музея является основой научно-просветительной работы и представляет тот аспект музейной деятельности, от которого в значительной степени зависит выполнение музеем функции образования и воспитания. Конкретные её формы - экскурсии, консультации, лекции, передвижные выставки, различные массовые мероприятия играют роль связующего звена между музеем и социумом.Школа, выполняя социальный заказ общества все большее внимание должна уделять именно воспитательному аспекту современного образовательного процесса. Воспитать гражданина и патриота – вот основная задача школы. Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия, т. е. коллективный осмотр музея посетителями, объединёнными в экскурсионные группы.(слайд №12). Экскурсия - одна из основных форм работы школьного музея с учащимися. Она должна удовлетворять запросы посетителей различного возрастного и образовательного уровня, по различным мотивам пришедших в музей, имеющих разную степень подготовленности, осматривающих музей организовано, в экскурсионной группе, или индивидуально. Важная роль в этом отношении принадлежит экскурсоводу, который, выступая своеобразным посредником между экспозицией и посетителем, должен строить экскурсию - выбирать экспонаты, применять различные приемы их показа, раскрывать содержание экспозиции с различной степенью детализации и т.д. В практику просветительной деятельности школьных музеев вошли формы работы, способствующие воспитанию гражданственности. К ним относятся тематические вечера и утренники, клубы встреч с интересными людьми, музейные уроки, торжественные приемы ветеранов и пр. В нашем образовательном учреждении ведется целенаправленная работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные 9направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма. Под руководством Лисютиной Т.Н., руководитель музея ко всем знаменательным датам проводятся торжественные классные часы по параллелям – где ребята выступают перед учащимися и гостями с театрализованными и литературными композициями. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении. Таким образом, внеклассная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Работа школьного музея вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет знания учащихся. Таким образом, музеи образовательных учреждений можно рассматривать «как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи» , так как в образовательных учреждениях 10«сложилась система героико-патриотического и духовно- нравственного воспитания учащихся средствами музейной педагогики» . Эти выводы подтверждает деятельность школьных музеев в Наро-Фоминском районе. Благодаря совместным усилиям ветеранов, учителей и учащихся и при поддержке городских и областных органов управления сеть школьных музеев сложилась в систему, которая стала базой для патриотического воспитания молодёжи в нашем героическом регионе.
11
Заключение
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Музей – это хранитель традиций, которые накапливаются и обновляются. Музей обеспечивает учащимся создание среды, благоприятной для творческого развития. Его воспитательные и образовательные возможности огромны: - он может быть органом ученического самоуправления; - средством воспитания общественной активности; - серьезным подспорьем в обучении; - средством, повышающим общую культуру учащихся.Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, 12основ жизненного самоопределения. В практике учителей истории музейные уроки, посвященные краеведческим темам Каждый учитель и классный руководитель может использовать воспитательные возможности школьного музея, начиная с обзорной экскурсии, для своего класса, проводя различные мероприятия, уроки в рамках работы и в условиях музея, занимаясь поисковой деятельностью. Материалы музея, используемые на уроках, помогают в решении важнейших задач по патриотическому воспитанию. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание в школе является главным условием успешного диалога обучения и воспитания. В ОУ видно тесное сотрудничество учащихся, педагогов. Традиционными делами стали:
музейные уроки «Подвиг Веры Волошиной»
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
были творческие встречи с писателем Фроловым Г.К. (умер в 2014г)
подготовка и проведение праздников День Защитника Отечества, День Памяти;
лекции
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечение духовного единства народа. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности , любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
13
Используемая литература
А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Издательство Москва «Просвещение» 2013
Ашурков В. Н. Историческое краеведение. М., Просвещение, 2002
Вяземский Е. Е. Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., Владос, 1999
Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. Высшая школа, 2004
Преподавание истории в школе. № 8, 2007, с 3 – 25
Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2013
http://nsportal.ru/shkola