Статья Проблемы обучения и воспитания одаренных детей


Проблемы обучения и воспитания одаренных детей
Чепрасов Д.Н. учитель информатики
МКОУ Селявинская ООШ
Воронежской области, Лискинского района, с.Селявное-2
Понятие и структура одаренности
Человеческое мышление и способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что этим даром природа наделяет каждого человека. Но так же очевидно и то, что она распределяет свои дары не поровну: кого-то награждает щедро, не скупясь, а кто-то вынужден довольствоваться малым. Одаренными же принято называть тех, чьи способности явно превосходят некие средние возможности обычного человека. Идея неравномерности этого распределения вполне очевидна, однако не все с ней согласны. Как-то, смеясь, Монтень заметил:«Из всех способностей Бог наиболее справедливо распределил умственные - ибо никто не жалуется на их недостаток.»Многие специалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение, или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.
Таким образом, в фокусе многих психолого-педагогических проблем находятся одаренные дети. Кто они? Что такое одаренность? Каковы психолого-педагогические особенности одаренных детей? В чем состоит оптимальная педагогическая стратегия руководства их обучением и воспитанием? Попытаемся ответить на эти сложные вопросы.
Анализ литературы показывает, что наиболее часто употребляются следующие формулировки:
1) «одаренными и талантливыми являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): общие интеллектуальные способности; конкретные академические способности; творческое, или продуктивное, мышление; лидерские способности; художественные и исполнительские искусства; психомоторные способности» (по:Психология одаренности детей и подростков, 1996, с. 87);
2)одаренность — «генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развитии» (Савенков, 2000, с. 3);
3)одаренность - «это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одной или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» (Рабочая концепция одаренности. - М., 1998. - С. 5).
Говоря о структуре одаренности, необходимо отметить тот факт, что многие исследователи базовой моделью считают модель структуры одаренности, предложенную американским психологом Дж. Рензулли.В ней одаренность представлена как единство трех компонентов: интеллект выше среднего уровня (IQ>120), усиленная мотивация, высокий уровень креативности. Графическая форма модели (пересечение трех колец) проста и наглядна (рис.1).

Рис.1
Обучение одаренных детей
Выделим для рассмотрения три основных компонента дидактического процесса:
1. Содержание обучения. По мнению психологов и педагогов, главная цель любого курса обучения одаренных детей - стимулирование и развитие их познавательных и исследовательских интересов. Каким должен быть учебный материал, чтобы он стимулировал развитие всех сфер личности одаренного ребенка (в первую очередь, когнитивной)? Тривиальный путь (расширение и усложнение учебного материала счет его механического переноса из вузовских курсов) неэффективен. Попробуем определить исходные требования к отбору содержания обучения для одаренных детей. Содержание обучения должно: а) быть качественным, предусматривать углубленное изучение наиболее важных для одаренного ребенка и профилирующей науки проблем, тем и идей; б) предоставлять познавательный материал для развития общей и специальных творческих способностей, создавать условия для переосмысления личностного опыта и продуцирования новых знаний; в) стимулировать познавательный интерес и стремление к самосовершенствованию одаренных детей, не ограничивать их стремлений глубокого проникновения в суть актуальной познавательной проблемы; в) поощрять их инициативу, самостоятельность, понимание связей с другими людьми, культурой, природой.
При разработке содержания обучения одаренных детей плодотворны следующие дидактические идеи: проблематизация учебного материала (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), укрупнение единиц содержания за счет содержательного обобщения (В.В. Давыдов), укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев), опорные сигналы и схемы (В.Ф. Шаталов).
Отобранный учебный материал структурируется в форме циклов по четырем компонентам: а) когнитивный опыт (изучение тематических, проблемных блоков информации); б) практический опыт (овладение информационными технологиями, умениями стенографировать, рисовать (чертить), публично выступать, играть на музыкальных инструментах); в) опыт творческой деятельности (развитие общей и специальных творческих способностей); г) опыт отношений личности (реализация коррекционных программ для одаренных детей, испытывающих эмоциональные или поведенческие трудности; развивающие и интегрированные программы, позволяющие улучшить состояние мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений).
Следующий важный вопрос: как структурировать содержание обучения? Как мы установили ранее, учебная программа должна учитывать два основных фактора: индивидуальные особенности одаренных детей и закономерности развития научного знания. В педагогике выработано несколько подходов к структурированию учебного материала. Они допускают геометрическое отображение: 1) линейный подход - последовательное и систематическое развертывание содержания образования от простого к сложному (прямая линия); 2) концентрический подход - последовательное расширение информации «первого круга» (совокупность колец); 3) спиральный подход - углубленное исследование познавательной проблем при обогащении ее новыми компонентами (разворачивающаяся спираль). По мнению специалистов, содержание обучения для одаренных детей наилучшим образом структурируется в рамках спирального подхода;
2. Методы и средства обучения. При выборе адекватных методов и средств обучения одаренных детей отправными являются два положения: 1) идея сопряженности содержания и методов обучения; 2) идея о решающем значении для развития творческого мышления не самих знаний, а методов их усвоения. Ранее мы установили следующую характерную черту одаренного ребенка: он - исследователь. Он сам овладевает научными понятиями, обнаруживает проблемы и находит пути их решения. Таким образом, самостоятельная исследовательская практика является важнейшим фактором развития интеллектуальных и
творческих способностей одаренного ребенка. Исследование окружающего мира посредством науки и искусства осуществляется как многократное повторение микроцикла познания: обнаружение и постановка проблемы, выявление познавательного противоречия => выдвижение гипотез, снимающих противоречие => доказательство гипотезы => выведение следствий => формулирование выводов => нахождение и постановка новой проблемы. Отсюда следует, что эвристический и исследовательский методы оптимальны для обучения одаренных детей. Кроме того, его отличают: расширение системы методов и средств в дидактическом процессе: применение технологии проблемного обучения, использование игровых, технологий (шахматы, математические и логические игры, «погружение» в исторические и реальные ситуации, учебно-познавательные игры), применение творческих методов (мозговой штурм, синектика);
3. Формы обучения. Какие формы обучения в максимальной степени соответствуют, с одной стороны, индивидуальным особенностям одаренных детей, а с другой, выбранным содержанию и методам их обучения? В истории педагогики исторически сложились следующие основные формы обучения: 1) индивидуальная, господствовавшая до XVII века; 2) коллективная (классно-урочная система), созданная в XVII веке; 3) групповая, утвердившаяся в начале XX века. Каждая последующая форма обучения отличается от предыдущей новым компонентом, который становится системообразующим элементом. В индивидуальной форме обучения присутствуют два структурных компонента («работа ученика с учителем»; «работа ученика с источником знаний»), в классно-урочной системе обучения таких компонентов - три (добавляется «работа учителя с группой учеников»), в групповой - четыре (добавляется «взаимное обучение»).
Исследуем их дидактический потенциал. Индивидуальная форма обучения является идеальной для реализации личностно-ориентированного подхода, индивидуализации обучения одаренных детей. Во внеурочное время индивидуальная форма обучения одаренных детей реализуется в виде наставничества. Вместе с тем, экономика образовательного процесса налагает серьезные ограничения на широкое применение этой формы. Так, ее классический вариант метода (один ученик - один учитель) невозможен в современных условиях в силу сложных материальных и кадровых проблем. Кроме того, возникает ряд педагогических проблем (педагогическое обеспечение индивидуализации обучения одного ученика; его воспитание и социализация; общение со сверстниками и взрослыми). Центральной проблемой по-прежнему остается разработка индивидуализированных учебных планов и программ для отдельного ученика, исходя из его возможностей и особенностей.
История педагогики убедительно показывает, что коллективная (классно-урочная) форма направлена на усреднение личности ученика, а различия в уровне развития отдельных учеников получаются как не прямые, а побочные следствия. Это детерминируется следующими причинами: единый стандарт содержания образования для всех учеников, отсутствие реальных условий для развития общих и специальных творческих способностей, приоритет подражательства, нивелирование индивидуальных различий и способностей, ограниченные материальные возможности. Однако современные педагогические реалии таковы, что классно-урочная форма по-прежнему остается основной. При этом ее использование для обучения одаренных детей возможно, но лишь при в контексте личностно-ориентированного подхода, составными частями которого являются дифференциация и индивидуализация обучения.
Передовая педагогическая практика показывает, наиболее популярные модели групповой формы обучения (коллективный способ обучения, «свободный класс») с успехом могут применяться для обучения одаренных детей.
Ускорение и обогащение - две основные стратегии обучения одаренных детей. Многочисленные эксперименты показали, что при оптимальном педагогическом руководстве ускорение стимулирует развитие способностей, различных сфер личности одаренного ребенка и обычно не наносит вреда его общению со сверстниками и взрослыми. В отдельных случаях отрицательные последствия могут возникнуть из-за непомерно большой нагрузки для данного ребенка, его нереализованных претензий и сильного давления со стороны родителей.
Естественным результатом ускоренного прохождения школьного образования является раннее поступление одаренного ребенка в высшее учебное заведение, что создает определенные психолого-педагогические проблемы. Прежде всего, от вузовских преподавателей требуется создание условий для адаптации «малолеток» в среде более взрослых студентов. Именно адаптация вызывает наибольшую озабоченность у специалистов при реализации стратегии ускорения. Как показывают отечественные и зарубежные исследования (Психология одаренности детей и подростков, 1996) при правильной организации ускорение стимулирует развитие интеллекта и обычно не наносит вреда в сфере общения. При этом проблема приспособления юного студента к новому окружению и высоким требованиям не исчезает, но решается более комфортно для всех заинтересованных сторон. Отсюда
следует требование всестороннего учета положительных и отрицательных аспектов раннего поступления в вуз самим одаренным ребенком и его родителями.
Другая стратегия - обогащение. Она является прогрессивной альтернативой (в организационном плане) первой стратегии и позволяет создать условия развития одаренного ребенка как целостной личности в среде сверстников. Различают два вида обогащения:
1. «вертикальное» (означает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в изучаемой области знаний);
2. «горизонтальное» (предполагает расширение изучаемой области знаний. При этом дополнительное содержание дает одаренному ребенку большие возможности для развития общих и специальных способностей, умений работать самостоятельно).
В психологическом аспекте обогащение обучения одаренных детей реализуется как минимум в двух направлениях: а) расширение и углубление знаний об окружающем мире; б) развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и общих психических способностей (интеллекта, креативности, обучаемости).
В педагогическом аспекте обогащение обучения одаренных детей осуществляется по логике развертывания дидактического процесса: обогащение содержания обучения (в рамках междисциплинарного подхода и профильного обучения) => выбор адекватных методов и средств => выбор адекватных форм обучения.
Особенности воспитания одаренных детей
Известно, что одаренные дети по объему, интенсивности и силе восприятия окружающего мира опережают своих сверстников (способны следить за несколькими событиями сразу, видят противоречия и скрытые механизмы поведения и деятельности людей, глубоко переживают социальную несправедливость). Но такая повышенная чувствительность порождает уязвимость, и одаренный ребенок постоянно подвержен стрессу. Поэтому окружающие нередко отмечают несоизмеримо резкую реакцию одаренных детей на незначительные события.
Как правильно строить воспитательную работу в этом случае, избегать стрессов или нейтрализовывать их негативные последствия? Психологи и педагоги предлагают следующие рекомендации: а) прежде всего, помочь одаренному ребенку принять окружающий мир во всех его противоречиях, воспитать терпимость к менее восприимчивым детям; б) найти способ высвобождения энергии одаренного ребенка (работа в общественных организациях, выполнение разнообразных поручений).
Всепоглощающее любопытство, стремление выполнять несколько дел одновременно приводят к тому, что одаренный ребенок решает несколько, как правило, сложных задач. Иногда, поставив заведомо невыполнимую цель, одаренный ребенок сильно переживает из-за того, что не может ее достичь. Опосредованными и отдаленными последствиями этого противоречия являются: неприязнь одаренных детей к традиционной школе (из-за чрезмерной регламентации, стандартности содержания, методов и форм образования), повышенная потребность общения с взрослыми и более старшими детьми.
Суть педагогической поддержки - вместе с родителями найти золотую середину между желаниями и возможностями (формирование приоритетов; постановка трудных, но достижимых целей; выбор адекватных методов и средств; поиск резервов времени, использование потенциала обыденного сознания).
Многие одаренные дети, осознающие свой большой потенциал, воспринимают любой результат, кроме первого, как поражение. Это противоречие дополняется другим: громадное упорство в достижении поставленной цели - стремление во всем добиваться полного совершенства. При этом промежуточные результаты могут удовлетворять самым высоким требованиям, но бракуются одаренным ребенком и нередко уничтожаются (в этом суть перфекционизма).
Какие проблемы следует обсудить педагогу с ребенком и его родителями? Это: а) польза поражений (они - повод для адекватной оценки событий, а не отчаяния и самоунижения). Ребенку нужно знать, что неудачи и поражения в его жизни обязательно будут, это - норма. Кроме того, ему нужно учиться выполнять те виды деятельности, в которых он показывает обычные, не выдающиеся результаты; б) разнообразие видов деятельности (благодаря этому ребенок узнает интересы и способности других детей); в) правильный выбор субъекта сравнения. Учитель призван помочь одаренному ребенку научиться проводить сравнение не с другими, а с самим собой, достичь в мотивации успеха доминирования внутренней ее составляющей.
Кто-то из исследователей сравнил одаренного ребенка со стайером (бегуном на длинные дистанции). Он лидирует, опережая всех в интеллектуальной и эмоциональной сферах. Если ему не оказать педагогическую поддержку, то во избежание одиночества одаренный ребенок начнет отказываться от своей уникальности, будет стремиться стать таким же, как и его сверстники (для девочек это более характерно, чем для мальчиков). В жизни одаренного ребенка многие конфликты возникают потому, что его исключительные успехи способствуют изоляции от друзей и сверстников. Поэтому для него ежедневно актуален вопрос: бежать одному или, сбросив скорость, с остальными?
Возникает важная педагогическая проблема: как снять данное противоречие? Как помочь одаренному ребенку преодолеть жизненные и школьные трудности? Задача педагога и родителей состоит в том, чтобы узнать способности и потребности одаренного ребенка; создать условия, при которых он может реализовать собственный потенциал. Только в этом случае ребенок отважится реализовать свою одаренность и взять на себя ответственность работать для себя и общества;
Одаренный ребенок быстрее других способен в данной ситуации увидеть несуразное и смешное. Поэтому наличие чувства юмора является индикатором его креативности. Для одаренного ребенка юмор становится одним из основных механизмов психологической защиты: он специально делает смешной болезненную или неловкую ситуацию, и смех может скрывать обиду. Опытный педагог знает, что для сохранения стабильных отношений со сверстниками одаренный ребенок надевает маску клоуна (чтобы не прослыть «зубрилой»), но чувство юмора, остроумие выдает его огромные возможности.
Высмеивание окружающих, сарказм в оригинальном исполнении одаренного ребенка может нанести глубокую психологическую травму его оппоненту. Для педагога - это сигнал, что в ближайшем окружении одаренного ребенка есть травмирующий его психику фактор. Поэтому задачи педагога состоят в следующем: а) не допускать конфликтных ситуаций; б) передавать одаренному ребенку культуру диалога (формировать умение слушать, внимание, уважение и терпимость к собеседнику и т.д.); в) создавать ситуации, в которых одаренный ребенок сам оказывался бы в качестве объекта шуток.
Эмоциональная атмосфера семьи и школы, в которой вырастает одаренный ребенок, должна давать ему уверенность и свободу в том, что он может проявить явные и скрытые таланты, расширять свое зачастую узконаправленное восприятие окружающего мира, вступать в новую область отношений с окружающими людьми. От родителей и учителей требуется профессионализм в решении противоречивой задачи: поощрять индивидуальность одаренного ребенка и одновременно не формировать конформизм. Совместная цель заинтересованных взрослых - помогать ребенку в его личностном становлении, формировать адекватное отношение к нему со стороны окружающих людей.
Список литературы
1. Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376 с.
2. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 1996. - 416 с.
3. Савенков А.И.Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студентов педвузов / А.И. Савенков. - М.: Академия, 2000. - 232 с.
4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С.Подымова. - М.: Магистр, 1997.-308 с.
5. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителей / А.В. Хуторской. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 320 с.