Урок по теме Основные положения МКТ


Конспект урока.
Тема урока: «Основные положения молекулярно-кинетический теории».
Цель урока:
Образовательные:
сформулировать основные положения MKT;
доказать экспериментально основные положения MKT;
раскрыть научное и мировозренческое значение броуновского движения и диффузии;
установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами;
учиться решать качественные задачи.
Развивающие:
развивать:
умение применять знания теории на практике;
наблюдательность, самостоятельность;
мышление учащихся посредством логических учебных действий.
Воспитательные:
продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.
Оборудование: - стальное кольцо с шариком
- мел
-спиртовка
-колба с водой
-сосуд с водой
-гуашь
-несколько пустых сосудов
- дезодорант
-картофелина
- марганцовка
- фенолфталеин
- цифровой микроскоп
Организационный момент.
Мир удивителен и многообразен. Сегодня мы попытаемся немного заглянуть в него. Для начала, давайте вспомним какие физические явления мы с вами на уроках изучали? Назовите их? Вот на тепловых явлениях сегодня мы и остановимся. Эти явления изучает молекулярная физика. Мы будем рассматривать строения и свойства вещества на основе молекулярно-кинетической теории, сокращенно MKT.
Остановимся на истории развития взглядов на MKT. Доклады учащихся с презентациями.
Запишите тему урока. Тема урока: «Основные положения МКТ».
Цель урока: - сформулировать основные положения MK
доказать экспериментально основные положения MKT
раскрыть научное и мировоззренческое значение броуновского движения и диффузии;
установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами.
Вопрос: что вы знаете о строении вещества?
В основе MKT лежат три положения:
все вещества состоят из частиц;
эти частицы находятся в непрерывном движении;
они взаимодействуют между собой.
Наша задача на уроке - доказать эти положения экспериментально. Сегодня мы работаем по группам.
Всё необходимое на партах у вас есть. Ваша задача провести опыты и сделать вывод. Через 5-7 минут слушаем ваши сообщения.
Первая группа.
Задание: доказать ,что все вещества состоят из частиц.
Вывод: все вещества состоят из частиц, между которыми существуют промежутки. При нагревании объём шарика и жидкости увеличивался, значит, частицы удаляются друг от друга, т.е. промежутки увеличиваются, при охлаждении наоборот.
Вторая группа.
Задание: оценить размеры атомов.
Вывод: размеры атомов очень малы и у нас получилось....
Добавление учителя.
Атомы всех химических элементов имеют размеры одного порядка 10"10 м., Простейшие молекулы ,состоящие из нескольких атомов, имеют размеры, сравнимые с размерами атома 10-10 м., размеры органических соединений порядка 10- 9 м, а крупные молекулы белковых соединений достигают размеров 10-8 - 10-7 м. Наибольшие размеры имеют молекулы ДНК клеток млекопитающих. Так, у человека вытянутая молекула ДНК имеет размеры порядка 1,6-3,2 см.
Сделаем общий вывод по 1 положению.
7. Переходим к доказательству 2 положения MKT. Третья группа.
Вывод: наблюдаемое явление называется диффузией.
Вопросы классу: 1. Дайте определение диффузии?
2.Где можно наблюдать диффузию?
Диффузия возникает в газах, жидкостях и твёрдых телах.
3.Где диффузия происходит быстрее?
4.В каком агрегатном состоянии вещества скорость
движения молекул наибольшая? Наименьшая ?
8. Учитель: самым очевидным доказательством движения молекул являетсяброуновское движение.
Вопросы : I Давайте вспомним, что такое броуновское движение?
2.Кто его открыл? В каком году?
3 .В чем заключался его опыт?
Дополнение: Броуновское движение не могли объяснить в течение 80 лет. Теория броуновского движения была создана А. Эйнштейном и польским физиком М. Смолуховским в 1905 - 1906 гг. и подтверждена экспериментально французским физиком Ж. Перреном.
Рассмотрим броуновскую частицу и траекторию движения частиц.
Вопросы: - Что является причиной движения частиц?
-Что представляет троектория движения?
- От чего зависит характер движения частиц?
9.Четвёртая группа.
Задание: как зависит броуновское движение от температуры?
Вывод: скорость движения частиц в горячей воде больше.
10.Переходим к доказательству третьего положения.
Общий вывод: частицы взаимодействуют друг с другом притягиваются и отталкиваются.
Вопросы:
а)Если бы сил притяжения между молекулами не существовало, в какомсостоянии находилось бы вещество?
б)А если не было бы сил отталкивания?
Вопрос: давайте напомним из чего состоят атомы? ( т.к.. атомы состоят из электрически заряженных частиц, то между ними проявляются электрические силы: сила притяжения и сила отталкивания Эти силы имеют электромагнитную природу)
11. Зависимость силы притяжения и отталкивания.
Разбор задания 5 группы
Теперь рассмотрим характер зависимости Fnp и F0T от расстояния между молекулами
Вот и закончили доказывать основные положения MKT. Напомним их ещё раз?
Решение качественных задач.
На каком физическом явлении основан процесс засолки огурцов?
В каком случае процесс происходит быстрее - если рассол холодный или горячий?
На каком явлении основано консервирования фруктов и овощей?
Почему сладкий сироп приобретает со временем вкус фруктов?
Почему сахар и другие пористые продукты нельзя хранить вблизи пахучих веществ?
Запах березового веника в жаркой бане распространяется быстрее, чем в прохладной комнате. Почему?
Почему не соединяются осколки разбитой тарелки, если их сложить? А при склеивании соединение будет достаточно прочным?
Заключение.
Молекулы открыли очень давно. Но и в наше время знания о них имеет огромное значение. Они позволяют создавать новейшие материалы, компьютеры, лазеры, телевидение,лекарство и многое другое. А главное эти знания помогают понять миркоторый нас окружает. Вы слышали про наночастицы? Что это?Рассказать про центр в Сколково.
15.Д\з . п. 57-61

Карточка №1
Доказать, что все вещества состоят из частиц?
Доказательства:
Доказать , что любое вещество можно раздробить на мелкие частицы -дискретность ( Взять мел и раздробить его )
Доказать что, при нагревании тела расширяются.
Опыт № 1. Нагреваем стальной шарик, который в не нагретом состоянии проходит сквозь стальное кольцо. После нагревания шарик застревает в кольце. Остыв, шарик проваливается в кольцо. Сделать вывод: Как зависит объем тела от температуры?
Опыт № 2. Колбу, наполненную водой начинают нагревать. Через некоторое время уровень жидкости в трубке поднимается.
Сделать вывод: Как зависит объём жидкости от температуры?
Сделать общий вывод о строении вещества


Карточка №2
Определение размеров частицы.
Опыт № 1. В сосуде растворить маленькую крупинку гуаши. Отлить немного окрашенной воды в другой сосуд и долить в него чистую воду. Раствор во втором сосуде будет окрашен слабее, чем в первом. Потом из второго сосуда снова отольём раствор в третий сосуд и дольём чистой воды. В этом сосуде вода будет окрашена ещё слабее и так далее. Так как растворили очень маленькую крупинку гуаши, то что можно предположить о размерах частиц, из которых состоит крупинка гуаши.
Опыт № 2. Определить способом рядов диаметр атома по фотографии.
Выбрать ряд или часть ряда, который хорошо виден (черные точки это молекулы).
Измерить длину ряда L , сосчитать количество частиц в ряду N.
Найти размер одной частицы по фотографии : для этого длину разделить на количество частиц в ряду L\N.
Учитывая, что увеличение на фотографии равно 70000.
Определить истинный размер молекулы Результат выразить в метрах.
Сделать общий вывод о размерах частиц.


КАРТОЧКА №3
Опыт № 1. Побрызгать дезодорантом. Что вы через некоторое время почувствуете?.
Опыт № 2. Картофелину разрезать пополам. Положить на одну половину кристаллик марганцовки, соединить половинки. Через некоторое время, разделить их, посмотрите, что произошло.
Опыт № 3. В колбу поместить листочки бумаги, смоченные фенолфталеином - веществом, которое при соединении с аммиаком окрашивается в оранжевый цвет. Это свойство фенолфталеина служит индикатором присутствия аммиака.
А внутри колбы у горлышка закрепить ватку, смоченную аммиаком с помощью скрепки. Через некоторое время листочки, бумаги, смоченные фенолфталеином, окрашиваются в оранжевый цвет. Объяснить почему?
Сделать общий вывод.

Карточка №4
Исследовать зависимость интенсивности броуновского движения от
температуры.
Опыт № 1. На предметное стекло капнуть холодную воду, с разведенной в ней гуашью. Рассмотреть в микроскоп. Затем на другое предметное стекло капнуть горячей воды с гуашью, (делать нужно очень быстро) Сравнить скорость движения частиц в горячей и холодной воде.
Сделать вывод:
Один отвечает, а второй учащийся демонстрирует на экран.
Карточка №5
Доказать существование сил притяжения и сил отталкивания между молекулами.
Опыт № 1. Пружина - растянуть, а затем сжать. Что происходит с частицами при растяжении и сжатии.
Вывод.
Опыт № 2. Смочить две стеклянные пластинки и прижать их друг другу. Чтобы их отсоединить, необходимо приложить некоторые усилия. Почему?
Сделать общий вывод.