Подросток программа по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 города Белово»
Осуждено на методическом совете
Протокол №__от ___________ 2015г.
Председатель МС_______О.В. Журбич Утверждена
Директор ________С.Г. Тимошенко
«___»______________2015г.
«Подросток»
Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
2015
Автор – составитель: И.В. Шергина, социальный педагог
Программа направлена на повышение эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание условий для социальной, психолого-педагогической помощи несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Адресована педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам, занимающимся профилактической работой с детьми находящимися в трудной жизненной ситуации.
Содержание
Паспорт программы ……………………………………………………………. 4
Пояснительная записка………………………………………………………… 7
Основные цели и задачи реализации программы…………………………….. 8
Основные мероприятия программы…………………………………………... 9
Механизм реализации программы…………………………………………….. 9
Ожидаемый результат………………………………………………………….. 9
Мероприятия по реализации программы …………………………………….. 10
Заключение……………………………………………………………………... 14
Список используемой литературы…………………………………………….. 16Паспорт
Направление программы Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Сроки реализации 2015-2020 годы
Заказчик программы Администрация муниципального бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8 города Белово»
Разработчик И.В. Шергина, социальный педагог
Основания для разработки Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016);
"Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
Федеральный закон от 07.06.2013 N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ";
Федеральный закон от 05.05.2014 N 120-ФЗ "О внесении изменений в статьи 28.3 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях";
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016);
Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака";
локальный акт «Положение о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета»;
локальный акт «Положение о Совете профилактики».
Цель программы Цель программы: повышение эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание условий для социальной, психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Задачи Задачи:
1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся находящихся в трудной жизненной ситуации, формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
2. Формировать личностные и нравственные качества у учащихся.
3. Организовывать социальную защиту прав детей, создавать благоприятные условия для развития ребёнка, соблюдение прав.
4.Развивать систему организационного досуга и отдыха несовершеннолетних находящихся в трудной жизненной ситуации в каникулярное время, организация помощи в их трудоустройстве.
Перечень основных мероприятий Социально - диагностическая деятельность, профилактическая деятельность, консультационная деятельность, просветительская деятельность, экспертная деятельность.
Исполнители программы Администрация школы, социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители, инспектор ОПДН.
Основные формы работы Диагностика, беседа, классные часы, круглые столы, ролевые игры, семинар, тренинги, конкурсы рисунков, спортивные мероприятия, акции.
Ожидаемый результат - снижение уровня числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними школы;
- оптимизации работы социально-психологической службы по оказанию помощи детям и их родителям.
Организация контроля реализации программы Заказчик программы организовывает контроль за ее выполнением. Исполнители проводят профилактические мероприятия. Мониторинг.
Пояснительная записка
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди несовершеннолетних. Однако, изменения социально-экономической ситуации в стране ослабили институт семьи. Социальные факторы остаются одной из основных причин и условий формирования противоправного поведения среди несовершеннолетних. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. Результатом является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую поддержку несовершеннолетних находящихся в трудной жизненной ситуации, также мер по восстановлению социального статуса в коллективе сверстников. Особое внимание требует вопрос усиление ответственности родителей за воспитание и обучение несовершеннолетних детей, совершенствование вопросов в области защиты прав несовершеннолетних.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Две основные сферы обитания ребенка (они же являются основными институтами влияния на его воспитание) – это сфера семьи и система образования. Подавляющее большинство проблем ребенка возникает именно вследствие влияния этих двух институтов. Одним из таких институтов является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 города Белово». Администрация и педагогический коллектив школы уделяет большое внимание этому вопросу, но на протяжении ряда лет проблема имеет место быть.
Для наиболее эффективной работы в данном направлении разработана комплексно-целевая программа по профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Программа разработана на принципе взаимодействия с различными учреждениями города, что позволяет выстроить комплексную работу системы поддержки детей и семей, включающий в себя профилактические мероприятия, создание оптимальных условий для жизнедеятельности детей в рамках образовательного учреждения.
Основные цели и задачи программы
Цель программы: повышение эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание условий для социальной, психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Задачи:
1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся находящихся в трудной жизненной ситуации, формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
2. Формировать личностные и нравственные качества у учащихся.
3. Организовывать социальную защиту прав детей, создавать благоприятные условия для развития ребёнка, соблюдение прав.
4.Развивать систему организационного досуга и отдыха несовершеннолетних находящихся в трудной жизненной ситуации в каникулярное время, организация помощи в их трудоустройстве.
Объект программы
Учащиеся находящиеся в трудной жизненной ситуации 1-11 классов.
Условия и основные направления обеспечения реализации программы
Эффективность разработки и внедрение профилактических мероприятий зависит от выполнения ряда условий:
- обеспечение комплексного подхода к решению проблем учащихся находящихся в трудной жизненной ситуации;
- организация профилактической работы образовательного учреждения в соответствии с нормативно-правовыми документами;
- своевременное проведение профилактических мероприятий в образовательном учреждении;
- обеспечение системности.
Основные мероприятия программы
Социально - диагностическая деятельность, профилактическая деятельность, консультационная деятельность, просветительская деятельность, экспертная деятельность.
Основные формы работы
Диагностика, беседа, классные часы, круглые столы, ролевые игры, семинар, тренинги, конкурсы рисунков, спортивные мероприятия, акции. Сороки реализации программы
Реализация программы рассчитана сроком с 2015 по 2020 годы. Реализация программы будет проводится исполнителями, привлеченными в соответствии с данной программой под контролем администрации школы.
Основные исполнители программы
Администрация школы, социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители, инспектор ОПДН.
Ожидаемый результат
- снижение уровня числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними школы;
- оптимизации работы социально-психологической службы по оказанию помощи детям и их родителям.

Мероприятия по реализации программы
№ Мероприятия Исполнители Категория 2015-2016
2016-2017 2017-2018 2018-2019 2019-2020
1 Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос.
Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций,
сбор банка данных Соц. педагог, педагог-психолог,
классные руководители 1-11 классы Сентябрь октябрь Сентябрь октябрь Сентябрь октябрь Сентябрь октябрь Сентябрь октябрь
2 Проведение коррекционной работы с учащимися находящимися в трудной жизненной ситуации Педагог-психолог
1-11 классы В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
3 Тренинг:
- « Навыки общения» Соц. педагог
психолог 8-11
классы В течение года В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
4 Изучение и обобщение опыта на тему «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации» Кл. руководители,
соц. педагог 1-11 классы В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
5 Оформление сменных уголков здоровья Соц. педагог,
медицинский работник 1-11 классы 1 раз в четверть 1 раз в четверть 1 раз в четверть 1 раз в четверть 1 раз в четверть
6 Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение детей асоциального поведения Педагог-психолог,
соц. педагог,
классные руководители 1-11 классы В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года
7 Исследование адаптации к школе Педагог-психолог, классные руководители 1-е, 5-е, 10-е классы Первая и четвертая четверть Первая и четвертая четверть Первая и четвертая четверть Первая и четвертая четверть Первая и четвертая четверть
8 Классные часы: «Насилие и закон», «Толерантность и мы», «ЗОЖ – что это значит?»
Соц. педагог, педагог-психолог, классные руководители 1-11 классы В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года
9 Исследование здоровья детей «группы риска» с помощью анкетирования Соц. педагог,
медицинский работники 1 раз в полгода 1 раз в полгода 1 раз в полгода
1 раз в полгода 1 раз в полгода 1 раз в полгода
10 Волонтёрское движение
«Дорогою добра»:
- контроль за санитарным состоянием кабинетов;
- проверка сменной обуви;
- контроль за чистотой рук в столовой;
- контроль за курильщиками на территории школы;
- проведение профилактических бесед с детьми «группы риска».
Темы:
- «Когда сигарета не нужна»;
- «Береги здоровье смолоду»;
- «Не кури»;
- «Вредные привычки»;
- «Наше здоровье в наших руках»;
- «Кто скажет курению нет»;
- «Суд над вредными» привычками;
- «Насвай»;
- «Компьютер - враг или друг» Волонтеры, педагог организатор 1-11 классы
В течение года
В течение года В течение года
В течение года
В течение года
11 Игры:
- Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир»;
- Деловая игра: «Как устроиться на работу»;
- Правовая игра «Мой взгляд»;
- Игра «Школа безопасности» Зам. директора по ВР,
социальный педагог,
классные руководители 1-11 классы Декабрь,
февраль,
апрель Ноябрь,
март
Октябрь, январь Декабрь,
март Ноябрь,
апрель
12 Круглый стол:
- «От безответственности до преступления один шаг»;
- « Ты и твои права»;
- «Подросток и закон». Инспектор ПДН,
соц. педагог
1-11 классы 1 раз четверть 1 раз четверть 1 раз четверть 1 раз четверть 1 раз четверть
13 Контроль за успеваемостью, работоспособностью, утомляемостью детей находящихся в трудной жизненной ситуации Классные руководители,
педагог-психолог,
соц. педагог 1-11 классы Один раз в четверть
Один раз в четверть
Один раз в четверть
Один раз в четверть
Один раз в четверть
14 Проведение «Недель здоровья». Привлечение к участию детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Зам. директора по ВР,
учителя физ. культуры,
классные руководители 1 раз в полугодие 1 раз в полугодие 1 раз в полугодие 1 раз в полугодие 1 раз в полугодие 1 раз в полугодие
15 Акция: «Нет вредным привычкам!» Зам. директора по ВР,
соц. педагог 5-11 классы Октябрь,
ноябрь Октябрь,
ноябрь Октябрь,
ноябрь Октябрь,
ноябрь Октябрь,
ноябрь
16 Дискуссии:
- «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?»;
- «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»;
-«Как найти свое место в жизни?» Зам. директора по ВР, классные руководители,
педагог-психолог,
соц. педагог
1-11 классы Январь,
апрель Декабрь,
февраль Октябрь, март Ноябрь, февраль Декабрь, апрель
17 Проведение классных часов и бесед с родителями по вопросам сохранения здоровья Классный руководитель, Родители 1-11 классов 1 раз в полугодие 1 раз в полугодие 1 раз в полугодие 1 раз в полугодие 1 раз в полугодие
18 Профилактические беседы нарколога о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация фильмов (с согласия родителей) ПНД, центр «Откровение», Центр помощи семьи и детям 8-11 классы 1 раз в полугодие 1 раз в полугодие 1 раз в полугодие 1 раз в полугодие 1 раз в полугодие
19 Спортивно-оздоровительные мероприятия:
- привлечение к участию в спортивных соревнованиях,
- кружках и секциях. Зам. директора по ВР,
классные руководители, педагог организатор
1-11 классы В течение года
В течение года В течение года В течение год В течение года
Заключение
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом без условно, является поиск путей снижения роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и повышения эффективности их профилактики. Все больше уделяется внимание общеобразовательных учреждениях в работе с детьми попавшими в трудную жизненную ситуацию. Главная роль в решении этой проблемы в образовательных учреждениях отводится работе социальным педагогам и педагогам – психологам, хотя, конечно решать ее можно только комплексно, с привлечением всех специалистов образовательного учреждения и внешних структур.
Необходимо изучить причины, источники, обуславливающие правонарушения, и опираясь на полученные данные строить систему профилактической деятельности.
В результате полученных данных педагогический коллектив достиг определенных результатов. Произошло снижение конфликтных ситуаций между учащимися школы. Снизилось количество несовершеннолетних учащихся состоящих на учете в ОПДН. Наблюдается отсутствие наркозависимых учащихся. Мониторинг показал следующие результаты, они отражены в графике.
110680519875500
Наблюдается тенденция снижения учащихся находящихся в трудной жизненной ситуации, но проблема остается одной их значимых, и имеет место быть.
Таким образом, для проведения профилактической работы с учащимися данной категории необходимо скоординировать усилия педагогического коллектива для восстановления социального статуса учащихся. А так же усилить взаимодействие с службами и ведомствами с целью профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Список литературы
 Абрамова, Г. С. Возрастная психология// Г.С. Абрамова. – Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 672 с.
Алексеева, И.А. Дети риска // И.А. Алексеева. – СпБ.: Питер , 2002. – 202с.
Выготский, Л.С. Психология детского возраста // Выготский Л.С. Психология, - М.: Экспресс, 2000. – 1008с.
Гуминская Л.Н. Почему подростки совершают правонарушения //Н.Л. Гуминская. – Социально педагогическая работа. – 2011. - №2 .- с.27-29
Ляпина, Е. Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений//Е. Ю. Ляпина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 231с.
Новик, Г.И. Профилактика преступлений и правонарушений среди подростков /Г.И. Новик// Социальная педагогическая работа. – 2005.-№2005. – с.6-12
Фомин, А.Б. Ранняя профилактика детей и подростков //А. Б. Фомин. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 128с.
Янковская, С.И. Ранняя социальная профилактика правонарушений несовершеннолетних // С. И. Янковская // Социально-педагогическая. – 2008. №3 – с. 5-9
http://vashpsixolog.ruhttp://www.glavsovet.ruhttp://www.superinf.ru