Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в 5 классе коррекционной школе VIII вида


Учебная программа.
5 класс
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе: учебной программы Е.Л Кузьминых «Формирование коммуникативной функции речи у учащихся 1-5 классов специальной (коррекционной) школы YIII вида» (Управление образования администрации г. Екатеринбурга 2000 год), рецензированная кандидатами педагогических наук, профессорами Репиной З.А., Коркуновым В.В.; «Программа по русскому языку для специальных (коррекционных) национальных общеобразовательных школ YIII вида», рецензированная заместителем руководителя научно-методического центра специального образования ПОИПКРО Н.Л Лестовой.
Согласно программе логопедическим занятиям в 5 классе отводится 3 занятия в неделю (всего 93 занятий): по коррекции лексико-грамматической стороны речи 1 раз в неделю (всего 32 занятия), по коррекции нарушений письменной речи 2 раза в неделю (всего 61 занятий). В начале и конце учебного года проводится речевое обследование детей. Логопедические занятия в 5 классе ведутся на русском языке. У детей с нарушениями интеллекта к этому возрасту достаточно сформирован словарь родной речи, сокращаются и дисграфические ошибки при письме по татарскому языку. Но наблюдается несформированность связной речи, ограниченность словарного запаса русского языка.
Занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи.
№ по программе Наименование темы Количество занятий
Отбор конкретных слов и выражений. 6
2 Отбор грамматических категорий при изучении лексической темы. 5
3. Отбор звуковых, смысловых, морфологических и синтаксических средств. 12
4. Формирование коммуникативно-познавательной потребности в речи. 9
Итого 32
Занятия по коррекции нарушений письменной речи.
№ по программе Наименование темы Количество занятий
1. Речь 7
2. Звук 12
3. Слог 20
4. Слово 8
5. Предложение 6
6. Связная речь 8
Итого: 61
Программа решает следующие цели и задачи:
формирование навыков связной устной и письменной речи;
обогащение и активизация словаря у учащихся;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение уровня общего и речевого развития учащихся.
Содержание.
Формирование лексико-грамматической стороны речи – 32 часа.
Отбор конкретных слов и выражений – 6 часов
(Формирование понятий на основе анализа и синтеза «Дорога в школу». Формирование понятий на основе сравнений и классификаций. «Золотая осень», «Труд людей». Формирование понятий на основе абстракции и обобщения, «Овощи», «Ф рукты». Сравнение формы слов на основе выделения предметов, действий, признаков. «Ягоды». Формирование понятий на основе сравнения и сопоставления . «Бахчевые культуры».)
Отбор грамматических категорий при изучении лексической темы – 5 часов
Изменение грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, прилагательных, глаголов). «Растения на клумбах». «Лиственные растения». Грамматическое оформление предложений. «Растение в природе и их значение в жизни человека». Понимание связи слов в предложении. «Транспорт». Понимание связи слов в предложении по вопросам «Посуда».
Отбор звуковых, смысловых, морфологических и синтаксических средств – 12 часов
Установление смысловых и грамматических связей между словами. «Одежда». Формирование понятий на основе сравнений и классификаций. «Зима. Зимние забавы», «Животные и растения зимой». Конструирование предложений по предложенным моделям. «Зимующие птицы. Снегирь». «Зимующие птицы. Синица». «Зимующие птицы». Выбор грамматической формы подходящего слова. «Перелетные птицы». Употребление грамматических форм в развернутом виде. «Домашние птицы». Осознание формы слов в предложении. «Труд людей города и села». Закрепление грамматических, синтаксических моделей «Домашние животные», «Дикие животные», «Охрана животных».
Формирование коммуникативно-познавательной потребности в речи – 9 часов
Установление последовательности выполнения логико-грамматических операций. «Рыбы». Автоматизация грамматических структур посредством обработки разных моделей предложения. «Комнатные растения». Формирование понятий на основе сравнений и классификаций. «Весна. Весенние изменения в природе». «Растения и животные весной». Формирования высказываний. «Насекомые». Употребление грамматических форм в развернутом виде. «Охрана здоровья». Автоматизация грамматических структур посредством отработки разных моделей предложения. «Лето». «Летние работы». Повторение по лексическим темам.
Профилактика нарушений письменной речи.
Речь. Отличия и сходство значение применение, устной и письменной речи -7 часов
Устная и письменная речь. Предложение. Точка в конце предложения. Предложение. Восклицательный знак в конце предложения. Предложение. Вопросительный знак в конце предложения. Большая буква в начале предложения.
Звук. Акустические и артикуляционные свойства гласных и согласных звуков – 12 часов
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные звуки и буквы (твердые). Гласные звуки и буквы (мягкие). Алфавит. Образование слов путем замены гласных звуков. Образование слов путем замены согласных звуков. Ударение в словах разной слоговой структуры. Ударение в слове. Анализ слов.
Слог. Соответствие между звуком и буквой в ударной и безударной позиции – 20 часов
Безударная гласная. Ударенные и безударные гласные. Слогообразующая роль гласных. Перенос слов при письме. Артикуляторные свойства твердых и мягких согласных. Твердые и мягкие согласные. Обозначение их на письме. Слова-паронимы. Обозначение мягкости согласных Ь знаком на конце и в середине слова. Ь знак показатель мягкости согласного. Разделительный Ь знак. Правописание слов с Ь знаком. Различие в произношении и написании гласных после шипящих. Правописание жи-ши. Слоги жи-ши Правописание ча-ща Слоги ча-ща Правописание чу-щу. Слоги чу-щу.
Слово. Употребление слов со звонкими и глухими согласными – 8 часов
Парные звонкие и глухие согласные. Парные звонкие и глухие согласные. [Б] – [П]. Парные звонкие и глухие согласные. [Д] – [Т]. Парные звонкие и глухие согласные. [Г] – [К]. Парные звонкие и глухие согласные. [Ж] – [Ш]. Парные звонкие и глухие согласные. [З] – [С]. Различие в произношении сомнительных согласных в конце слов. Парные согласные на конце слов. Парные согласные на конце слов.
Предложение. Обогащение словаря словами, обозначающие предметы – 6 часов
Слова, отвечающие на вопрос КТО? Слова, отвечающие на вопрос ЧТО? Большая буква в именах людей, кличках животных. Большая буква в именах людей, кличках животных. Большая буква в названиях городов, сел, деревень, рек. Конструирование предложений из опорных слов.
Связная речь. Предлог как слово, его роль в речи – 8 часов
Предлоги. Правописание предлогов со словами. Предлоги В, НА. Предлоги С, СО. Предлоги К, ОТ. Предлоги ИЗ, ОТ, У. Предлоги ПО, ПОД. Повторение. Правописание предлогов со словами.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
5 класс
Учащиеся должны знать:
структуру и грамматические признаки простых распространенных предложений;
характеристику частей речи, их формы, возможность употреблении в предложениях;
признаки однокоренных слов, синтаксическая роль разных морфемных частей слова;
связь частей речи и значения формы каждой части речи для выполнения каждой части синтаксической роли.
Учащиеся должны уметь:
использовать в самостоятельной устной и письменной речи усвоенные речевые средства;
составлять простые и сложные предложения в ситуативной речи;
пользоваться грамматическими обобщениями на основе анализа и синтеза;
связывать несколько предложений определенной логикой событий, соблюдать временные и причинно-следственные отношения в серии предложений.
Список литературы.
1. А.Н Гвоздев. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - АНП., Москва, 1948 г.
2. В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко «Дидактический материал для логопедов» Альбом 1. Звуки С, С, З, З, Ц. Москва, 2009 г.
3. В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко «Дидактический материал для логопедов» Альбом 2. Звуки Ш, Ж. Москва, 2009 г.
4. В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко «Дидактический материал для логопедов» Альбом 3. Звуки Л, Л. Москва, 2009 г.
5. В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко «Дидактический материал для логопедов» Альбом 4. Звуки Р,Р. Москва, 2009 г.
6. В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа» пособие для логопедов. Москва, 2007 г.
7. Е.Л Кузьминых «Формирование коммуникативной функции речи у учащихся 1-5 классов специальной (коррекционной) школы YIII вида». 8. Учебная программа - Управление образования администрации г. Екатеринбурга 2000 г.
9. Л.П Успенская, М.Б Успенский «Сборник речевого материала для исправления дисграфии» - выпуск 2, ГУПИЗ, Москва, 1962 г.
10. «Программа по русскому языку для специальных (коррекционных) национальных общеобразовательных школ YIII вида», рецензированная центром специального образования ПОИПКРО.
5 класс.
Формирование лексико-грамматической стороны речи.
занятия Темы и содержания коррекционной работы Календарные сроки Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях Развитие не речевых процессов Примечания
план срок Фронтальное обследование I – II этапы (диагностико подготовительные) Уточнение диагноза. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звуковой структуры слова. Состояние фонематического восприятия. Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование лексико-грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения и письма. Логопедическое заключение III этап (коррекционный) I Отбор конкретных слов и выражений. 1.
Формирование понятий на основе анализа и синтеза.
«Дорога в школу». 16.09
Обогащение словарного запаса по теме «Улица». Использование опорных слов вопроса при составлении предложений. Развитие пространственной ориентировки. Формирование наглядно-образного мышления. 2.
3.
Формирование понятий на основе сравнений и классификаций.
«Золотая осень».
«Труд людей”.
23.09
30.09
Словарь по теме «Осень» (осенние работы на полях, зерновые культуры). Употребление в речи существительных, прилагательных и глаголов. Составление предложений по сюжетным картинкам. Коррекция аналитико-синтетической деятельности; обучение умению делать сравнения, умозаключения. Развитие осмысленного вербального запоминания. Формирования умения наблюдать. Развитие познавательного интереса к изменениям в окружающей природе. 4.
Формирование понятий на основе абстракции и обобщения.
«Овощи». “Фрукты”.
Составление предложений по графическим опорам. 07.10
Лексика по теме «Овощи». Название овощей, определение цвета, формы, величины, вкуса, запаха. Согласование слов. Описание овощей. Формирование мыслительных операций: анализа и синтеза. Совершенствование умения наблюдать (концентрация внимания, расширение объема восприятия). 5. Сравнение формы слов на основе выделения предметов, действий, признаков.
«Ягоды». 14.10
Лексика по теме «Ягоды». Описательный рассказ по опорным словам. Название ягод. Совершенствование общей и мелкой моторики. Развитие умения наблюдать, выделять основные и существенные признаки. 6. Формирование понятий на основе сравнения и сопоставления.
«Бахчевые культуры». 21.10
Лексика по теме «Овощи». Название бахчевых культур, определение цвета, формы, величины, вкуса, запаха. Согласование слов. Описание бахчевых культур. Формирование мыслительных операций: анализа и синтеза. Совершенствование умения наблюдать (концентрация внимания, расширение объема восприятия). II Отбор грамматических категорий при изучении лексической темы. 7.
8. Изменение грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, прилагательных, глаголов).
«Растения на клумбах».
«Лиственные деревья».
28.10
11.11
Лексика по теме «Растения».
Изменение числа существительных, прилагательных, глаголов. Развитие психических процессов: анализа, синтеза, сравнения. 9.
Грамматическое оформление предложений.
«Растение в природе и их значение в жизни человека».
18.11
Лексика по теме «Растения». Описательный рассказ по вопросам. Распространение простых предложений. Коррекция сенсорного развития. Повышение активности зрительного восприятия. Совершенствование зрительного восприятия. 10. Понимание связи слов в предложении.
«Транспорт». 25.11
Лексика по теме «Транспорт». Порядок слов в предложении и их распространение определением. Мобилизация основ логического мышления. Совершенствование мелкой и общей моторики. Стимуляция волевой сферы, познавательного интереса. 11. Понимание связи слов в предложении по вопросам.
«Посуда». 02.12
Лексика по теме «Посуда». Формирование мотива высказывания путем моделирования условий. Установление причинно-следственных связей. Совершенствование анализа и синтеза. III Накопление (отбор, применение) звуковых, смысловых, морфологических и синтаксических сторон речи. 12.
Установление смысловых и грамматических связей между словами.
«Одежда».
09.12
Лексика по теме «Одежда», «Обувь». Согласование существительных с прилагательными. Закрепление грамматических связей управления. Образование прилагательных от названий времен года. Совершенствование мелкой моторики, мыслительных процессов: анализа и синтеза; расширение объема и концентрации внимания и восприятия. 13.
14. Формирование понятий на основе сравнений и классификаций.
«Зима. Зимние забавы».
«Животные и растения зимой». 16.12
23.12
Лексика по теме «Зима. Зимние забавы» (изменения в живой и не живой природе). Употребление в речи существительных, прилагательных, глаголов. Развитие умения наблюдать, выделять основные и существенные признаки. Развитие познавательного интереса к изменениям в окружающей природе. 15.
16.
17. Конструирование предложений по предложенным моделям.
«Зимующие птицы. Снегирь».
«Зимующие птицы. Синица».
«Зимующие птицы»
30.12
13.01
20.01
Лексика по теме «Птицы». Порядок слов в предложении. Активизация произвольного внимания, процессов анализа, синтеза, сравнения. Расширение границ зрительного восприятия. 18. Выбор грамматической формы подходящего слова.
«Перелетные птицы». 27.01
Лексика по теме: «Птицы». Закрепление связи слов в предложениях. Развитие общей и мелкой моторики. Ускорение темпа и расширение поля восприятия. Развитие устойчивости избирательного внимания. 19. Употребление грамматических форм в развернутом виде.
«Домашние птицы». 03.02 Лексика по теме: «Птицы». Анализ звуко-слогового состава слова. Составление деформированных предложений. Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Совершенствование зрительного восприятия, развитие вербальной памяти. 20.
Осознание формы слов в предложении.
«Труд людей города и села».
10.02
Лексика по теме: «Профессии». Построение предложений с опорой на слова вопроса, смысловая связь предложений. Установление временных, смысловых связей. Развитие мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. 21.
22.
23. Закрепление грамматических, синтаксических моделей.
«Домашние животные».
«Дикие животные».
«Охрана животных». 17.02
24.02
02.03
Лексика по теме: «Домашние животные». «Дикие животные». Установление связи слов в предложении путем постановки смысловых вопросов. Развитие мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Совершенствование зрительного восприятия, развитие вербальной памяти. VI Формирование коммуникативно-познавательной потребности в речи. 24.
Установление последовательности выполнения логико-грамматических операций.
«Рыбы» 09.03
Лексика по теме: «Рыбы». Распространение предложений определением. Установление связи слов в предложении путем постановки смысловых вопросов. Совершенствование мелкой моторики. Формирование познавательных интересов и самоконтроля. Развитие вербальной и двигательной памяти. 25. Автоматизация грамматических структур посредством обработки разных моделей предложения.
«Комнатные растения» 16.03
Лексика по теме: «Комнатные растения». Составление предложений с использованием отработанных грамматических конструкций. Установление причинно-следственных связей. Формирование слухового внимания, вербального запоминания. 26.
27. Формирование понятий на основе сравнений и классификаций.
«Весна. Весенние изменения в природе».
«Растения и животные весной». 30.03
06.04
Лексика по теме «Весна. Весенние изменения в природе» (изменения в живой и неживой природе). Употребление в речи существительных, прилагательных, глаголов. Развитие умения наблюдать, выделять существенные признаки. Развитие познавательного интереса к изменениям в окружающей природе. 28. Формирования высказываний. «Насекомые». 13.04
Лексика по теме: «Насекомые». Порядок слов в предложении. Составление предложений по картинному плану. Обучение установлению причинно-следственных связей. Моделирование условий для речевого высказывания. 29. Употребление грамматических форм в развернутом виде.
«Охрана здоровья». 20.04
Употребление существительных по теме: «Строение человека», «Гигиена». Конструирование предложений по графической схеме. Формирование познавательных интересов и самоконтроля. 30.
31.
32. Автоматизация грамматических структур посредством отработки разных моделей предложения.
«Лето».
«Летние работы».
Повторение по лексическим темам. 27.04
04.05
11.05 Составление предложений с использованием отработанных грамматических конструкций. Закрепление грамматических связей. Установлению причинно-следственных связей, временных отношений, формирование слухового внимания, вербального запоминания. IV этап (оценочный)
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися, количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Фронтальное обследование
5 класс
Профилактика нарушений письменной речи
занятия Темы и содержания коррекционной работы Календарные сроки Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях Развитие не речевых процессов Примечания
План срок Фронтальное обследование I – II этапы (диагностико подготовительные) Уточнение диагноза. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звуковой структуры слова. Состояние фонематического восприятия. Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование лексико-грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения и письма. Логопедическое заключение III этап (коррекционный) I. Речь 1. Речь. Отличия, сходство, значения: устной и письменной речи. Язык как средство общения. Значение слова в жизни человека. Реализация речевого замысла в устной и письменной речи. Стимуляция мотива высказывания. Установление и поддержание целенаправленного общения. 2. Устная и письменная речь. 3. Предложение. Точка в конце предложения. 4. Предложение. Восклицательный знак в конце предложения. 5. Предложение. Вопросительный знак в конце предложения. 6. Большая буква в начале предложения. 7. Закрепление. Большая буква в начале предложения. II Звук. Акустические и артикуляционные свойства гласных и согласных звуков. 8. Звуки и буквы. Сопоставление и сравнение группы гласных и согласных звуков. Различие на слух и правильное воспроизведение в речи смыслоразличительных звуковых единиц. Гласные (ударные, безударные), согласные (звонкие, глухие, твердые, мягкие, шипящие, свистящие, соноры).Расширение границ поля слухового восприятия, развития произвольности, концентрации внимания. Совершенствование мыслительных процессов анализа, синтеза, обобщения, сравнения. 9. Закрепление. Звуки и буквы. 10. Гласные и согласные звуки и буквы. 11.
Гласные звуки и буквы (твердые). 12. Гласные звуки и буквы (мягкие). 13. Алфавит. 14. Образование слов путем замены гласных звуков. 15.
Закрепление. Образование слов путем замены согласных звуков. 16. Ударение в словах разной слоговой структуры.
Ударение в слове.
Слова-паронимы. Наблюдение за изменением лексического значения. Обучение анализ звуковой структуры слов, выделенной гласной (характеристика). Совершенствование пространственно-зрительной ориентировки, зрительной и двигательной памяти. 17.
Повторение. Ударение в слове.
18. Закрепление. Ударение в слове.
19. Анализ слов. III Слог. Соответствие между звуком и буквой в ударной и безударной позиции. Соотнесение звуковой и графической формы слов. Объяснение алгоритма написания. Использование слов-понятий. Образование слов разной слоговой сложности с помощью морфем. Совершенствование мыслительных процессов анализа и синтеза, сравнения. 20. Безударная гласная. 21. Ударенные и безударные гласные. 22.
Слогообразующая роль гласных.
Перенос слов при письме. Соотнесение звуковой и графической формы слов. Объяснение алгоритма написания. Совершенствование слухового восприятия. Расширения объема и концентрации внимания. 23.
Перенос слов при письме. 24. Артикуляторные свойства твердых и мягких согласных.
Твердые и мягкие согласные. Обозначение их на письме. Слова-паронимы. Постановка вопроса к словам, предметам, действиям, признакам. Написание твердых и мягких согласных букв, обозначение гласными второго ряда. Совершенствование переключения внимания. Стимуляция кинестетических ощущений. 25. Твердые и мягкие согласные. Слова-паронимы. 26. Обозначение мягкости согласных Ь знаком на конце и в середине слова.
Ь знак показатель мягкости согласного. Названия месяцев, действий в неопределенной форме. Употребление числительных. Составление предложений по предметной картинке. Совершенствование мыслительных процессов анализа и синтеза, сравнения, моторной памяти. 27. Ь знак показатель мягкости согласного.
28. Закрепление. Ь знак показатель мягкости согласного. 29. Разделительный Ь знак.
Правописание слов с Ь знаком. Слова с разделительным Ь знаком. Анализ и синтез слов. Составление предложений по предметной картинке. Совершенствование мыслительных процессов анализа и синтеза, сравнения, моторной памяти.
30. Мягкий знак разделительный. 31. Различие в произношении и написании гласных после шипящих.
Правописание жи-ши. Лексика по темам: «Деревья», «Дикие животные», «Растения».
Составление по картинкам двусоставных распространенных предложений. Совершенствование слухового внимания, расширения объема, возможностей концентрации и переключения внимания. 32. Слоги жи-ши 33. Правописание слогов жи-ши34. Правописание ча-ща35. Повторение. Слоги ча-ща36. Закрепление. Слоги ча-ща 37. Правописание чу-щу. 38. Повторение. Слоги чу-щу39.
Закрепление. Слоги чу-щуIV
Употребление слов со звонкими и глухими согласными.
Акустические и артикуляционные признаки звонких и глухих согласных. Анализ звукового состава слов – паронимов. Лексическое значение слов. Составление предложений по опорным словам и смысловым вопросам.
Совершенствование слухового восприятия. Формирование элементов логического мышления. 40. Парные звонкие и глухие согласные. 41. Парные звонкие и глухие согласные. [Б] – [П]. 42. Парные звонкие и глухие согласные. [Д] – [Т]. 43. Парные звонкие и глухие согласные. [Г] – [К]. 44. Парные звонкие и глухие согласные. [Ж] – [Ш]. 45. Парные звонкие и глухие согласные. [З] – [С]. 46. Различие в произношении сомнительных согласных в конце слов.
Парные согласные на конце слов. Соотнесение звуковой и графической формы слов. Объяснение алгоритма написания. Стимуляция познавательной активности. Совершенствование ориентировочной деятельности. 47. Парные согласные на конце слов. 48. Обогащение словаря словами, обозначающие предметы.
Слова, отвечающие на вопрос КТО? Соотнесение звуковой и графической формы слов. Объяснение алгоритма написания. Конструирование предложений из опорных слов.
Смысловое значение имен существительных. Слова-предметы (имена собственные и нарицательные). Конструирование предложений из опорных слов. Стимуляция активности психических процессов. Выработка сознательной наблюдательности.
Стимуляция активности психических процессов. Выработка сознательной наблюдательности 49. Слова, отвечающие на вопрос ЧТО? 50. Большая буква в именах людей, кличках животных. 51. Закрепление. Большая буква в именах людей, кличках животных. 52. Большая буква в названиях городов, сел, деревень, рек. 53. Конструирование предложений из опорных слов. VI
54. Предлог как слово, его роль в речи.
Предлоги. Правописание предлогов со словами. Выделение предлогов из потока речи. Употребление предлогов для связи слов в предложении.
Совершенствование мыслительных процессов сравнения. Формирование абстрактного мышления. 55. Предлоги В, НА. 56. Предлоги С, СО. 57. Предлоги К, ОТ. 58. Предлоги ИЗ, ОТ, У. 59. Предлоги ПО, ПОД. 60. Правописание предлогов со словами. 61. Закрепление. Правописание предлогов со словами. IV этап (оценочный)
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися, количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.
Фронтальное обследование