Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в 3 классе коррекционной школе VIII вида


Учебная программа.
3 класс.
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе: учебной программы Е.Л Кузьминых «Формирование коммуникативной функции речи у учащихся 1-5 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида» (Управление образования администрации г. Екатеринбурга 200 год), рецензированная кандидатами педагогических наук, профессорами Репиной З.А., Коркуновым В.В.; Программы по татарскому языку и литературе для коррекционных школ с татарским языком обучения, рецензированной центром специального образования ПОИПКРО; в соответствии с Программой по татарскому языку и литературе для специальных татарских коррекционных школ, 1999г., утвержденной Министерством просвещения РТ.
По результатам обследования выявилось - в 3 классе нарушения речи у детей, носят характер системного недоразвития, для которого характерно:
нарушение звукопроизношения;
недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
несформированность связной речи;
нарушение чтения;
нарушение письма.
Исходя из этого учебная программа направлена на устранение перечисленных недостатков речи. Согласно программе логопедическим занятиям в 3 классе отводится 4 занятия в неделю (всего 125 занятий): по коррекции лексико-грамматической стороны речи 1 раз в неделю (всего 32 занятий), по коррекции произносительной стороны речи и нарушений письменной речи 3 раза в неделю (всего 93 занятий). В начале и конце учебного года проводится речевое обследование детей.
Занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи.
№ по программе
Наименование темы
Количество занятий


Накопление (отбор, применение) конкретных слов и понятий.
8

2
Накопление (отбор, применение) грамматических значений, простых грамматических категорий.
6

3.
Накопление (отбор, применение) звуковых, смысловых, морфологических и синтаксических сторон речи.
9

4.
Формирование коммуникативно-познавательной потребности в речи.
9


Итого
32



Занятия по коррекции произносительной стороны речи и нарушений письменной речи.

№ по программе
Наименование темы
Количество занятий

1.
Речь
6

2.
Звук
14

3.
Слог
73


Итого:
93


Программа решает следующие цели и задачи:
формирование звукопроизносительной стороны речи;
постановка и коррекция звуков;
формирование навыков связной устной и письменной речи;
обогащение и активизация словаря у учащихся;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение уровня общего и речевого развития учащихся.
Содержание.
Формирование лексико-грамматической стороны речи – 32 часа.
Накопление (отбор, применение) конкретных слов и понятий – 8 часов
(Формирование понятий на основе анализа и синтеза, «Улица, на которой расположена школа-интернат», «Наша комната», «Школьные принадлежности». Формирование понятий на основе сравнений и классификаций. «Сезонные изменения. Осень», «Осенние изменения в живой и неживой природе». Формирование понятий на основе абстракции и обобщения, «Овощи», «Фрукты». Сравнение формы слов на основе выделения предметов, действий, признаков. «Ягоды».)
Накопление (отбор, применение) грамматических значений, простых грамматических категорий – 6 часов
(Изменение грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, прилагательных, глаголов) «Лиственные деревья», «Хвойные деревья». Изменение грамматических категорий (падежные формы имен существительных) «Транспорт», «Посуда». Изменение грамматических категорий (согласование имен существительных с прилагательными) «Мебель», «Продукты питания».)
Накопление (отбор, применение) звуковых, смысловых, морфологических и синтаксических сторон речи – 9 часов
(Установление смысловых и грамматических связей между словами. «Одежда», «Обувь». Осознание формы слов в предложении «Сезонные изменения. зима», «Изменения в живой и неживой природе». Понимание связи слов в предложении по вопросам «Домашние животные», «Дикие животные». Выбор грамматической формы подходящего слова. «Зимующие птицы». Закрепление грамматических, синтаксических моделей. «Домашние птицы», «Перелетные птицы».)
Формирование коммуникативно-познавательной потребности в речи – 9 часов
(Установление последовательности выполнения логико-грамматических операций. «Морские рыбы». «Пресноводные рыбы». Автоматизация грамматических структур посредством обработки разных моделей предложения. «Насекомые».Формирование понятий на основе сравнений и классификаций. «Весна. Весенние изменения в природе». «Растения и животные весной». Формирования высказываний. «Комнатные растения», «Раннецветущие растения». Автоматизация грамматических структур посредством отработки разных моделей предложения. «Лета».«Летние работы». Повторение по лексическим темам.)
Профилактика нарушений письменной речи.
Речь -6 часов
(Речь и ее значение. Речь как инструмент выражения мысли. Речь, предложение, слово. Слово и предложение. Действие предмета и слово. Признак предмета и слово).
Звук – 14 часов
(Органы артикуляции. Звук и слово. Алфавит. Звуко-буквенный анализ слов. Признаки гласных и их различия. Твердые и мягкие гласные. Звуковой анализ слов. Акустические и артикуляционные свойства гласных. Звонкие и глухие согласные.)
Слог – 73 часа
(Звук [б], буква б. Звук [д], буква д. Дифференциация букв б-д. Звук [‰], буква ‰. Звук [э], буква е. Дифференциация букв ‰-е. Деление слов на слоги. Перенос слова при письме. Звук [™], буква ™. Правописание букв ™-е. Звук [_], буква _. Дифференциация звуков [_]- [™], букв _- ™. Правописание букв э-е. Правописание букв о-ы. Звук [с], буква с Звук [з], буква з. Дифференциация звуков [с]- [з], букв с-з. Звук [ш], буква ш. Звук [ж], буква ж.. Дифференциация звуков [ж]- [ш], букв ж-ш. Звук [б], буква б. Звук [п], буква п. Дифференциация звуков [б]- [п], букв б-п. Звук [д], буква д. Звук [т], буква т. Дифференциация звуков [д]- [т], букв д-т. Звук [г], буква г. Звук [к], буква к. Дифференциация звуков [г]- [к], букв г-к. Звук [в], буква в. Звук [ф], буква ф. Дифференциация звуков [в]- [ф], букв в-ф. Звук [G], буква G. Звук [ч], буква ч. Дифференциация звуков [G]- [ч], букв G-ч. Звук [с], буква с. Звук [ц], буква ц. Дифференциация звуков [с]- [ц], букв с-ц.)

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
3 класс
Учащиеся должны знать:
гласные буквы я, е,ё, ю, и, _, ™, ‰, ь служат для обозначения мягкости согласных;
слова различающиеся по звуковому составу имеют разное лексическое значение.
Учащиеся должны уметь:
опознавать фонему по постоянным, различным признакам;
дифференцировать артикуляторно близкие звуки (а-о, у-ю, и-е, ™-_, _-у, _-ю, ‰-е, твердые и мягкие согласные, акустически близкие звуки ш-ж, с-з, G-ч);
устанавливать состав звуков в слове, их количество.


























Список литературы.
1. А.Н Гвоздев. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - АНП., Москва, 1948 г.
2. В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко «Дидактический материал для логопедов» Альбом 1. Звуки С, С, З, З, Ц. Москва, 2009 г.
3. В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко «Дидактический материал для логопедов» Альбом 2. Звуки Ш, Ж. Москва, 2009 г.
4. В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко «Дидактический материал для логопедов» Альбом 3. Звуки Л, Л. Москва, 2009 г.
5. В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко «Дидактический материал для логопедов» Альбом 4. Звуки Р,Р. Москва, 2009 г.
6. В.В. Коноваленко, С.В Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа» пособие для логопедов. Москва, 2007 г.
7. Е.Л Кузьминых «Формирование коммуникативной функции речи у учащихся 1-5 классов специальной (коррекционной) школы YIII вида». 8. Учебная программа - Управление образования администрации г. Екатеринбурга 2000 г.
9. Л.П Успенская, М.Б Успенский «Сборник речевого материала для исправления дисграфии» - выпуск 2, ГУПИЗ, Москва, 1962 г.
10. «Программа по русскому языку для специальных (коррекционных) национальных общеобразовательных школ YIII вида», рецензированная центром специального образования ПОИПКРО.
11. “Программа по татарскому языку и литературе для коррекционных школ с татарским языком обучения”, рецензированная центром специального образования ПОИПКРО.
12. “Программа по татарскому языку и литературе для специальных татарских коррекционных школ”, 1999г., утвержденной Министерством просвещения РТ.

















3 класс.
Формирование лексико-грамматической стороны речи.
занятия
Темы и содержания коррекционной работы
Календарные сроки
Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях
Развитие не речевых процессов
Примечания



план
срок








Фронтальное обследование



I – II этапы (диагностико подготовительные)






Уточнение диагноза. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звуковой структуры слова. Состояние фонематического восприятия. Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование лексико-грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения и письма.






Логопедическое заключение



III этап (коррекционный)


I
Накопление (отбор, применение) конкретных слов и понятий




1.

2.
3.
Формирование понятий на основе анализа и синтеза.
«Улица, на которой расположена школа-интернат»
«Наша комната»
«Школьные принадлежности»
Составление предложений


16.09

23.09
30.09

Обогащение словарного запаса по теме «Улица», «Наша комната». Использование опорных слов вопроса при составлении предложений.
Развитие пространственной ориентировки. Формирование наглядно-образного мышления.




4.
5.


Формирование понятий на основе сравнений и классификаций. «Сезонные изменения. Осень» «Осенние изменения в живой и неживой природе”.
Сотавление рассказа по картинному плану.



07.10
14.10











Словарь по теме «Осень». Употребление в речи прилагательных, характеризующую осень.
Коррекция аналитико-синтетической деятельности; обучение умению делать сравнения, умозаключения. Развитие осмысленного вербального запоминания. Формирования умения наблюдать. Развитие познавательного интереса к изменениям в окружающей природе.




6.
7.
Формирование понятий на основе абстракции и обобщения.
«Овощи».
“Фрукты”
Составление предложений по графическим опорам.


21.10
28.10


Лексика по теме «Овощи». Название овощей, определение цвета, формы, величины, вкуса, запаха. Согласование слов. Описание овощей.
Формирование мыслительных операций: анализа и синтеза. Совершенствование умения наблюдать (концентрация внимания, расширение объема восприятия).


8.
Сравнение формы слов на основе выделения предметов, действий, признаков.
«Ягоды».



11.11

Лексика по теме «Ягоды». Описательный рассказ по опорным словам. Название ягод..
Совершенствование общей и мелкой моторики. Развитие умения наблюдать, выделять основные и существенные признаки.


II
Накопление (отбор, применение) грамматических значений, простых грамматических категорий.






9.
10.
Изменение грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, прилагательных, глаголов).
«Лиственные деревья».
«Хвойные деревья»




18.11
25.11

Лексика по теме «Растения».
Изменение числа существительных, прилагательных, глаголов.
Развитие психических процессов: анализа, синтеза, сравнения.



11.
12.
Изменение грамматических категорий «Транспорт»
«Посуда».

02.12
09.12

Лексика по теме «Транспорт», «Посуда». Описательный рассказ по вопросам.
Коррекция сенсорного развития. Повышение активности зрительного восприятия. Совершенствование практической деятельности.





13.

14.
Изменение грамматических категорий (согласование имен существительных с прилагательными).
«Мебель».

«Продукты питания»



16.12

23.12


Лексика по теме «Мебель». Составление описательного рассказа по графической схеме.
Мобилизация основ логического мышления. Совершенствование мелкой и общей моторики. Стимуляция волевой сферы, познавательного интереса.


III
Накопление (отбор, применение) звуковых, смысловых, морфологических и синтаксических сторон речи.




15.
16.
Установление смысловых и грамматических связей между словами.
«Одежда».
«Обувь».
Построение предложений по опорной схеме и опорным словам.


30.12
13.01


Лексика по теме «Одежда», «Обувь». Согласование существительных с прилагательными.
Совершенствование мелкой моторики, мыслительных процессов: анализа и синтеза; расширение объема и концентрации внимания и восприятия.



17.
18.
Осознание формы слов в предложении «Сезонные изменения. Зима» «Изменения в живой и неживой природе».
Построение предложений с опорой на слова вопроса.

20.01
27.01

Лексика по теме «Зима». Образование прилагательных от существительных.
Развитие умения наблюдать, выделять основные и существенные признаки. Развитие познавательного интереса к изменениям в окружающей природе.




19.
20.
Понимание связи слов в предложении по вопросам
«Домашние животные»
«Дикие животные».
Составление предложений с опорой на графическую схему и опорные слова.


03.02
10.02

Лексика по теме «Животные». Порядок слов в предложении.
Активизация произвольного внимания, процессов анализа , синтеза, сравнения. Расширение границ зрительного восприятия.




21.
Выбор грамматической формы подходящего слова.
«Зимующие птицы».


17.02




Лексика по теме: «Птицы». Составление предложений с опорой на слова.
Развитие общей и мелкой моторики. Ускорение темпа и расширение поля восприятия. Развитие устойчивости избирательного внимания.




22.
23.


Закрепление грамматических, синтаксических моделей.
«Домашние птицы»
«Перелетные птицы».



24.02
02.03
09.03

Лексика по теме: «Птицы», «Пресноводные рыбы». Составление предложений с опорой на слова.
Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Совершенствование зрительного восприятия, развитие вербальной памяти.


VI
Формирование коммуникативно-познавательной потребности в речи.





24.
25.
Установление последовательности выполнения логико-грамматических операций.
«Морские рыбы».
«Пресноводные рыбы»



09.03
16.03





Лексика по теме: «Рыбы». Установление связи слов в предложении с опорой на слова.
Совершенствование мелкой моторики. Формирование познавательных интересов и самоконтроля. Развитие вербальной и двигательной памяти.





26.
Автоматизация грамматических структур посредством обработки разных моделей предложения.
«Насекомые».



30.03


Лексика по теме: «Насекомые». Составление предложений с использованием отработанных грамматических конструкций.
Установление причинно-следственных связей. Формирование слухового внимания, вербального запоминания.




27.

28.
Формирование понятий на основе сравнений и классификаций.
«Весна. Весенние изменения в природе».
«Растения и животные весной».


06.04

13.04


Лексика по теме «Весна. Весенние изменения в природе» (изменения в живой и неживой природе). Употребление в речи существительных, прилагательных, глаголов.
Развитие умения наблюдать, выделять существенные признаки. Развитие познавательного интереса к изменениям в окружающей природе.



29.
Формирования высказываний. «Раннецветущие растения»

20.04

Лексика по теме: «Комнатные растения». Порядок слов в предложении. Составление предложений по картинному плану.
Обучение установлению причинно-следственных связей. Моделирование условий для речевого высказывания.





30.
31.
32.
Автоматизация грамматических структур посредством отработки разных моделей предложения.
«Лето».
«Летние работы».
Повторение по лексическим темам.



27.04
04.05
11.05

Составление предложений с использованием отработанных грамматических конструкций. Закрепление грамматических связей.
Установлению причинно-следственных связей, временных отношений, формирование слухового внимания, вербального запоминания.






IV этап (оценочный)
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися, количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.






Фронтальное обследование






3 класс. Профилактика нарушений письменной речи
занятия
Темы и содержания коррекционной работы
Календарные сроки
Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях
Развитие не речевых процессов
Примечания



План
срок
Фронтальное обследование


I – II этапы (диагностико подготовительные)






Уточнение диагноза. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звуковой структуры слова. Состояние фонематического восприятия. Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование лексико-грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения и письма.






Логопедическое заключение


III этап (коррекционный)


I

Речь


1.
Речь и ее значение.
17.09

Язык как средство общения. Значение слова в жизни человека. Реализация речевого замысла в устной и письменной речи.
Стимуляция мотива высказывания. Установление и поддержание целенаправленного общения.


2.
Речь как инструмент выражения мысли.

18.09





3.
Речь, предложение, слово.
21.09





4.
Слово и предложение.
24.09





5.
Действие предмета и слово.

25.09





6.
Признак предмета и слово.
28.09





II
Звук


7.
Органы артикуляции. Звуки и буквы.
01.10

Сопоставление и сравнение группы гласных и согласных звуков. Различие на слух и правильное воспроизведение в речи смыслоразличительных звуковых единиц. Гласные и согласные (звонкие, глухие, твердые, мягкие).
















Расширение границ поля слухового восприятия, развития произвольности, концентрации внимания. Совершенствование мыслительных процессов анализа, синтеза, обобщения, сравнения.


8.
Звук и слово.
02.10







9.
Алфавит.
05.10





10.
11.

12.
Звуко-буквенный анализ слов.
Повторение. Звуко-буквенный анализ слов.
Закрепление. Звуко-буквенный анализ слов.

08.10
09.10
12.10





13.
Признаки гласных и их различия.
15.10





14.
Твердые и мягкие гласные.
16.10






15.
Образование слов путем замены гласных звуков.
19.10





16.
17.

Звуковой анализ слов.
Закрепление. Звуковой анализ слов.
22.10
23.10





18.
Акустические и артикуляционные свойства гласных.

26.10

Обучение анализ звуковой структуры слов, выделенной гласной (характеристика).




Акустические и артикуляционные признаки звонких и глухих согласных.
Совершенствование пространственно-зрительной ориентировки, зрительной и двигательной памяти.


19.
20.
Звонкие и глухие согласные.
Закрепление. Звонкие и глухие согласные.

29.10
30.10





III
Слог



Соотнесение звуковой и графической формы слов. Объяснение алгоритма написания.



Совершенствование мыслительных процессов анализа и синтеза, сравнения.


21.
22.
Звук [б], буква б.
Звук [д], буква д.


09.11
12.11





23.
24.

25.
Дифференциация букв б-д.
Повторение. Дифференциация букв б-д.
Закрепление. Дифференциация букв б-д.
13.11
16.11

19.11





26.
27.
Звук [‰], буква ‰.
Звук [э], буква е.
20.11
23.11

Соотнесение звуковой и графической формы слов. Объяснение алгоритма написания.
Совершенствование слухового восприятия. Расширения объема и концентрации внимания.



28.
29.

30.

31.

Дифференциация букв ‰-е.
Повторение. Дифференциация букв ‰-е.
Повторение. Дифференциация букв ‰-е.
Закрепление. Дифференциация букв ‰-е.

26.11
27.11

30.11

03.12





32.
Деление слов на слоги.

04.12

Уяснение слогового принципа.
Совершенствование переключения внимания. Стимуляция кинестетических ощущений.


33.
Перенос слова при письме.
07.12





34.
Звук [™], буква ™.
10.12

Соотнесение звуковой и графической формы слов. Объяснение алгоритма написания.
Совершенствование мыслительных процессов анализа и синтеза, сравнения, моторной памяти.


35.
36.

37.


38.
Правописание букв ™-е.
Повторение. Правописание букв ™-е
Повторение. Правописание букв ™-е

Закрепление. Правописание букв ™-е
11.12
14.12

17.12


18.12





39.
Звук [_], буква _.
21.12

Объяснение алгоритма написания, использование слов-понятий. Образование слов разной слоговой сложности
Повышения уровня активности мыслительных операций. Расширение объема и осмысленности восприятия.


40.
41.
42.

43.

44.
Дифференциация звуков [_]- [™]. Дифференциация букв _- ™.
Дифференциация звуков [_]- [™], букв _- ™.
Повторение. Дифференциация звуков [_]- [™], букв _- ™.
Закрепление. Дифференциация звуков [_]- [™], букв _- ™.
24.12
25.12
28.12

11.01

14.01

Соотнесение звуковой и графической формы слов. Объяснение алгоритма написания. Составление предложений по предметной картинке.
Совершенствование мыслительных процессов анализа и синтеза, сравнения, моторной памяти.



45.
46.
Правописание букв э-е.
Закрепление. Правописание букв
э-е.
15.01
18.01





47.
48.
Правописание букв о-ы.
Закрепление. Правописание букв о-ы.
21.01
22.01

Соотнесение звуковой и графической формы слов. Объяснение алгоритма написания. Составление предложений по предметной картинке.









Совершенствование слухового внимания, расширения объема, возможностей концентрации и переключения внимания.


49.
50.
Звук [с], буква с.
Звук [з], буква з.
25.01
28.01





51.

52.

53.

54.
Дифференциация звуков [с]- [з], букв с-з.
Повторение. Дифференциация звуков [с]- [з], букв с-з.
Повторение. Дифференциация звуков [с]- [з], букв с-з.
Закрепление. Дифференциация звуков [с]- [з], букв с-з.
29.01

01.02

04.02

05.02





55.
Звук [ж], буква ж.
08.02





56.
Звук [ш], буква ш.
10.02





57.
58.
59.

60.
Дифференциация звуков [ж]- [ш].
Дифференциация букв ж-ш.
Повторение. Дифференциация звуков [ж]- [ш], букв ж-ш.
Закрепление. Дифференциация звуков [ж]- [ш], букв ж-ш.
11.02
12.02
15.02

18.02





61.
Звук [б], буква б.
19.02





62.
Звук [п], буква п.
22.02





63.
64.
65.

66.


Дифференциация звуков [б]- [п].
Дифференциация букв б-п.
Повторение. Дифференциация звуков [б]- [п], букв б-п.
Закреление. Дифференциация звуков [б]- [п], букв б-п.

25.02
26.05
29.02

03.03







67.
Звук [д], буква д.
04.03

Соотнесение звуковой и графической формы слов. Объяснение алгоритма написания. Составление предложений по опорным словам и смысловым вопросам.
Совершенствование слухового восприятия. Формирование элементов логического мышления.


68.
Звук [т], буква т.
07.03





69.
70.
71.

72.
Дифференциация звуков [д]- [т].
Дифференциация букв д-т.
Повторение. Дифференциация звуков [д]- [т], букв д-т.
Закрепление. Дифференциация звуков [д]- [т], букв д-т.
10.03
11.03
14.03

17.03





73.
Звук [г], буква г.
18.03





74.

Звук [к], буква к.
28.03





75.
76.
77.

78.
Дифференциация звуков [г]- [к]. Дифференциация букв г-к.
Повторение. Дифференциация звуков [г]- [к], букв г-к.
Закрепление. Дифференциация звуков [г]- [к], букв г-к.
31.03
01.04
04.04

07.04





79.
Звук [в], буква в.
08.04

Соотнесение звуковой и графической формы слов. Объяснение алгоритма написания.
Стимуляция познавательной активности. Совершенствование ориентировочной деятельности.


80.
Звук [ф], буква ф.
11.04





81.

82.

83.
Дифференциация звуков [в]- [ф], букв в-ф.
Повторение. Дифференциация звуков [в]- [ф], букв в-ф.
Закрепление. Дифференциация звуков [в]- [ф], букв в-ф.
14.04

15.04

18.04

Соотнесение звуковой и графической формы слов. Объяснение алгоритма написания. Конструирование предложений из опорных слов.
Стимуляция активности психических процессов. Выработка сознательной наблюдательности.


84.
Звук [G], буква G.
21.04





85.
Звук [ч], буква ч.
22.04





86.

87.

88.
Дифференциация звуков [G]- [ч], букв G-ч.
Повторение. Дифференциация звуков [G]- [ч], букв G-ч.
Закрепление. Дифференциация звуков [G]- [ч], букв G-ч.

25.04

28.04

29.04





89.
90.
Звук [с], буква с.
Звук [ц], буква ц.
02.05
05.05





91.

92.

93.
Дифференциация звуков [с]- [ц], букв с-ц.
Повторение. Дифференциация звуков [G]- [ч], букв G-ч.
Закрепление. Дифференциация звуков [G]- [ч], букв G-ч.

06.05

12.05

13.05









IV этап (оценочный)
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися, количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.







Фронтальное обследование












15