Рабочая программа по дисциплине Геология для специальности 21.02.13 Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых


РАбочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Геология
2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Геология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) 21.02.13 «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», квалификация горный техник – геолог «Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014года №494
Организация-разработчик: ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Разработчики:
Высотина О. А., преподаватель дисциплины «Геология»
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
преподаватель геологии_______________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована методическим советом ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Протокол №____________ от «____»__________2015 г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
8
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
8

1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Геология»
1.1. Область применения примерной программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:
130403 Маркшейдерское дело, квалификация – горный техник-маркшейдер (Приказ Минобрнауки России от 17 марта 2010 г. № 191).
Программа учебной дисциплины может быть использованадля изучения геологии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Геология» относится к общепрофессиональным дисциплинам в структуре основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Геология» обучающийся должен
уметь:
вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;
читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;
определять по геологическим, геоморфологическим, физиографическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород;
определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;
определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;
определять физические свойства и геофизические поля;
классифицировать континентальные отложения по типам;
обобщать фациально-генетические признаки;
определять элементы геологического строения месторождения;
выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых;
определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям;
знать:
физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;
классификацию и свойства тектонических движений;
генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений;
эндогенные и экзогенные геологические процессы;
геологическую и техногенную деятельность человека;
строение подземной гидросферы;
структуру и текстуру горных пород;
физико-химические свойства горных пород; основы геологии нефти и газа;
физические свойства и геофизические поля;
особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых;
основные минералы и горные породы;
основные типы месторождений полезных ископаемых;
основы гидрогеологии: круговорот воды в природе; происхождение подземных вод и их физические свойства; газовый и бактериальный состав подземных вод; воды зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды; подземные воды в трещиноватых и закарстованных породах; подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород; минеральные, промышленные и термальные воды; условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод;
основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства;
основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;
основы фациального анализа;
способы и средства изучения и съемки объектов горного производства;
методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения;
методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 126 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 84 часов;
самостоятельной работы обучающегося 42 часов
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 126
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 84
в том числе: лабораторные работы -
практические занятия 30
контрольные работы -
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 42
в том числе: Рефераты, внеаудиторная самостоятельная работа Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.). рефераты
*
Итоговая аттестация в форме экзамена
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 04 «Геология»
Наименование разделов и тем №
урока Тема урока, содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия Объём часов Тип и форма урока Вид контроля Домашнее задание Уровень усвоения
Раздел 1Основы общей геологии
Тема 1.1 1-2 Земля в мировом пространстве, ее физические свойства, строение
Положение Земли в мировом пространстве ,закономерности Солнечной системы и роль Земли в её составе Гипотеза О.Ю.Шмидта о происхождении Земли. Физические свойства Земли. Форма, размеры, плотность, температура, строение Земли, типы земной коры. Закономерности и история развития земной коры и размещение в ней полезных ископаемых. Химический состав Земли.
2 УУНЗ Тематический Сделать доклады об известных учёных-геологах 1
Тема 1.2 3-4
5-6 Экзогенные геологические процессы.
Влияние экзогенных факторов на современный рельеф.
Выветривание и его типы Роль человека как геологического фактора при органогенном выветривании.
Кора выветривания и полезные ископаемые, связанные с ней.
Геологическая деятельность текучих вод. Геологическая деятельность поверхностных временных и постоянных водных потоков. Типы речных долин, эрозия, базис эрозии, стадии развития рек, образована террас, стариц. Роль человека в развитии речной сети. Полезные ископаемые аллювиальных отложений.
2
2 КУ
УУНЗ Тематический устный контроль
Устный контроль Ответить на вопросы, выучить термины
Подготовить доклады 2
2
7-8
9-10 Геологическая деятельность морей. Строение дна Мирового океана, особенности зоны шельфа. Абразия, морские отложения различных зон моря и связанные с ними полезные ископаемые. Особенности морских россыпей.
Геологическая деятельность озер и болот. Происхождение озер.
Разрушительная и аккумулятивная деятельность озер. Полезные ископаемые, связанные с деятельностью озер и болот.
2
2 УУНЗ
КУ Тематический устный контроль
Тематический контроль Подготовить доклады по пройденной теме и подготовиться к тестированию
Подготовиться к терминалогическому диктанту 2-3
2-3
11-12
13-14 Геологическая деятельность льда. Типы ледников. Морены. Результаты деятельности ледников (цирки, троговые долины и др.) Ледниковые отложения. Геологическая деятельность подземных вод. Карст, геологические образования, связанные с карстом. Суффозия.
Геологическая деятельность ветра: дефляция, корразия, эоловый перенос. Аккумулятивная деятельность ветра (барханы, дюны, лесс). Роль человека в изменении интенсивности деятельности ветра. Тест
2
2 УОСЗ Рубежный контроль
рубежный контроль Подготовить доклады, читать
учебник Жуков М.М «Основы геологии» стр170-175, ответить на вопросы в тетради 2-3
2-3
Тема 1.3 15-16 Эндогенные геологические процессы
Классификация и взаимосвязь эндогенных геологических процессов. Магматизм и его типы. Формы интрузивных тел. Образование вулканов, их типы, характер извержения, продукты вулканической деятельности, распределение вулканов на Земле.
Поствулканические процессы.
2 УУНЗ Тематический устный контроль Подготовиться к тестированию учебник Жуков М.М
«Основы геологии»
Стр 326-330 2
17-18
19-20
Землетрясения - их классификация. Разрушающие факторы землетрясения. Предсказание землетрясений. Строительство в сейсмически опасных зонах. Связь землетрясений с колебаниями земной коры.
Медленные колебания земной коры. Понятия о платформах, геосинклиналях, Пенеплен. Этапы развития геосинклиналей. Гипотеза о дрейфе материков и современные представления о «тектонике литосферных плит». Тест.
2
2
КУ
УОСЗ
Рубежный контроль
Рубежный контроль
Доклады
Подгото-
вить информацию в виде докладов и презентаций о минералах и их классах, используя интерет-ресурсы2-3
2-3
Раздел 2 Минералогия
Тема 2.1 27-28 Основы кристаллографии.Образование минералов
Понятие о минералах. Минералы магматического происхождения и их классификация.
Дифференциация магмы, образование пегматитов, гидротермальных жил, минералы эффузивного происхождения. Образование минералов осадочного и метаморфического происхождения.
2 УУНЗ Текущий контроль учебник Жуков М.М
«Основы геологии»
Стр106-1120
Доклады и презентации 1, 2
29-30 Практическое занятие№1 «Определение простых форм минералов» 4 УФУН Текущий контроль Изготовить макет формы кристалла 2-3
Тема 2.2 31-32 Физические свойства минералов
Физические свойства минералов: морфология, цвет, блеск, цвет черты, побежалость, твердость, спайность, удельный вес, прочие свойства (магнитность, радиоактивность, запах и др.). Формы нахождения минералов в природе.
2 КУ текущий контроль Составить таблицу минералов 2
33-34 Практическое занятие№2 «Определение физических свойств минералов»
4 УФУН Текущий контроль Дополнить таблицу 2-3
Тема 2.3 35-36 Классификация минералов и их характеристика
Классификация минералов. Описание материалов.
Самородные элементы: алмаз, графит, золото, платина, сера.
Сульфиды: пирит, пирротин, халькопирит, галенит, сфалерит, молибденит, киноварь.
Окислы и гидроокислы: кварц и его разновидности, корунд, магнетит, гематит, лимонит, хромит, ильменит, касситерит.
Галоиды: галит, сильвин, флюорит.
Соли кислородных кислот.
Карбонаты: кальцит, доломит, сидерит, магнезит, малахит.
Сульфаты: гипс.
Фосфаты: апатит, фосфорит.
Силикаты: полевые шпаты, пироксены, амфиболы, слюды, оливин, берилл, гранаты, тальк, асбест, каолин.
2 УУНЗ Текущий контроль Составить таблицу минералов 1, 2
33-36 Практическое занятие№3 Макроскопическаядиагностика минералов класса «Самородные элементы» и «сульфиды»
4 УФУН Текущий контроль Продолжение заполнения таблицы 2-3
37-40
41-44
45-48 Практическое занятие №4
Макроскопическая диагностика классов минералов «Окислы и гидроокислы».
Практическое занятие №5
«Карбонаты», «Фосфаты».
Практическое занятие №6
«Галоидные соединения», «Сульфаты».
4
4
4 УФУН
УФУН
УФУН Текущий контроль
Текущий контроль
Текущий контроль Продолжение заполнения таблицы
Продолжение заполнения таблицы Продолжение заполнения таблицы 2
2-3
2-3
49-52 Практическое занятие №3 Макроскопическая диагностика классов минералов «Силикаты»
4 УФУН Текущий контроль Продолжение заполнения таблицы 2-3
53-56 Практическое занятие №4Макроскопическая диагностика классов минералов всех классов 4 УФУН Текущий контроль Продолжение заполнения таблицы, подготовить доклады 2-3
57-58 Обобщающий урок по разделу 2 УОСЗ Рубежный контроль 2-3
Раздел 3 Петрография
Тема 3.1 59-60 Образование горных парод, их классификация
Понятие о горной породе
Мономинеральные и полиминеральные горные породы. Образование и генетическая классификация горных пород. Текстура и структура горных пород
2 УУНЗ Текущий контроль Жуков М.М
«Основы геологии»
Стр 337-340
Выучить термины 1,2
Тема3.2 61-62 Магматические горные пароды
Классификация магматических горных пород по химическому составу, цвету, текстуре, структуре, минеральному составу, по условиям образования, полезные ископаемые.
Ультраосновные горные породы: дуниты, пироксениты.
Основные горные породы: габбро, лабродориты, диабазы, базальты.
Средние горные породы: диориты, сиениты, порфирита.
Кислые горные породы: граниты, аплиты, пегматиты, липариты.
2 КУ Текущий контроль Жуков М.М
«Основы геологии»
Стр 140-150
2
63-66 Практическое занятия№5«Макроскопическая диагностика магматических горных пород»
4 УФУН Текущий контроль Выучить классификацию магматических горных пород 2-3
Тема3.3 67-70 Осадочные горные породы
Образование осадочных пород и их генетическая классификация. Условия залегания.
Классификация обломочных пород по структуреи сцементированности.
Характеристика обломочных пород: валуны, глыбы, гравий, щебень, дресва, песок, лёсс, глина, конгломерат,гравеллит,песчаник,алевролит, аргиллит.
Характеристика химических осадков: бокситы, лимониты, мергели, известняки соли, гипсы.
Характеристика органогенных пород: известняки, мел, опоки, диатомиты.
Роль осадочных пород в строении Земли. Полезные ископаемые, приуроченные к осадочным горным породам.
4 УУНЗ Текущий контроль Выучить классификацию осадочных
Горных пород 1, 2
71-74 Практические занятия №6 «Макроскопическая диагностика осадочных горных пород 4 УФУН Текущий контроль М.М. Жуков стр. 150-152 2,3
Тема3.4 75-78 Метаморфические горные породы
Характеристика метаморфических горных пород: гнейсы, кристаллические сланцы, кварциты, мраморы, филлиты, глинистые сланцы, скарны, роговики. Полезные ископаемые метаморфических горных пород.
4 УУНЗ Текущий контроль Выучить классификацию метаморфических горных пород 2,3
79-82 Практические занятия № 7 «Макроскопическая диагностика метаморфических горных пород» 4 УФУН Текущий контроль 2,3
Раздел 4 Историческая геология с основами палеонтологии, региональной геологии
Тема 4.1 83-84 Цепи и задачи предмета. Абсолютный и относительный возраст и методы его определения. Геохронологическая и Стратиграфическая шкалы.Основы палеонтологии. Сохранность организмов в ископаемом состоянии. Беспозвоночные животные и их классификация. 2 УУНЗ Текущий контроль Выучить термины 1,2
85-88 Практическая работа №8 Тип простейшие. Описание и определение их по палеонтологическому атласу. 4 УФУН Текущий контроль 2-3
89-92 Практическая работа №9 Тип Губки, археоциаты. Описание и определение их по палеонтологическому атласу 4 УФУН Текущий контроль 2-3
93-96 Практическая работа №10 Тип Кишечнополостные. Описание и определение их по палеонтологическому атласу 4 УФУН Текущий контроль 2-3
97-100 Практическая работа №11 Тип Моллюски. Описание и определение их по палеонтологическому атласу 4 УФУН Текущий контроль 2-3
101-104 Практическая работа №12 Тип Брахиоподы. Описание и определение их по палеонтологическому атласу 4 УФУН Текущий контроль 2-3
105-108 Практическая работа №13 Тип Иглокожие. Описание и определение их по палеонтологическому атласу 4 УФУН Текущий контроль 2-3
Тема 4.2 109-112 Полухордовые и хордовые животные. Класс млекопитающие 4 УУНЗ По конспекту 1-2
Тема 4.3 113-114 Палеоботаника. Низшие и высшие растения. 2 КУ Тематический контроль Подготовить презентацию или доклад по теме:закономерности развития органического мира по периодам 2-3
115-118 Практическая работа №14 Построение стратиграфической колонки с заполнением графы - руководящая флора и фауна 4 УФУН Рубежный контроль 2-3
Тема4.4 119-120 Основы фациального анализа. Понятие термина и классификация 2 УУНЗ 1-2
Тема 4.5 121-122 Основы формационного анализа. Главнейшие структуры земной коры и их строение. 2 КУ Текущий контроль 1-2
123-124 Практическая работа №15 Составление тектонической схемы Земли на контурной карте: континенты, плиты, срединно-океанические хребты 2 УФУН Текущий контроль 2-3
Тема 4.6 125-126 Международная стратиграфическая и геохронологическая шкалы.
Стратиграфические и геохронологические единицы шкалы. История развития жизни на Земле.
: 2 КУ Текущий контроль М.М. Жуков стр. 116-118 2
Тема 4.7 127-130 Характеристика основных стадий развития Земли. История развития по периодам 4 УУНЗ Текущий контроль 1-2
Тема 4.8 131-132 Основы региональной геологии. Принципы тектонического районирования. Главные структуры : складчатые пояса и платформы 2 КУ Текущий контроль 1-2
133-134 Практическая работа № 16Составление тектонической схемы складчатых поясов 2 УФУН Текущий контроль 2-3
135-136 Практическая работа № 17 Составление тектонической схемы складчатых поясов 2 УФУН Текущий контроль 2-3
Раздел 5Структурная геология
Тема 5.1 137-138 Основные элементы структурной геологии
Структурная геология, как раздел геотектоники. Понятие пласт (слой), элементы его залегания. Виды залегания пластов (слоев) (горизонтальное, наклонное, согласное, несогласное, трансгрессивное и регрессивное, нарушенное и ненарушенное).
Определение элементов залегания пласта (слоя) с помощью горного компаса. Вертикальная, истинная мощность пласта (слоя).
2 УУНЗ Текущий контроль Выучить элементы пласта 1,2
139-140 Практические занятия №18 «Решение прямых и обратных задач с помощью компаса» 2 УФУН Текущий контроль 2,3
141-142 Пликативные и дизьюнктивные нарушения
Складчатая форма залегания пластов (слоев). Антиклинальные и синклинальных складки и их элементы (крылья, ядро, осевая поверхность, ось, шарнир).
Классификация складок по положению осевой поверхности, по взаимному расположению крыльев и форме замка, по линейным размерам на плане.
Причина разрывных нарушений. Элементы разрывных нарушений: крылья (висячее, лежачее, поднятое, опущенное), поверхность смещения (наклонная, вертикальная, горизонтальная, стратиграфическая).
Характеристика сбросов, взбросов, сдвигов, надвигов, шарьяжей.
Сложные разрывные нарушения: ступенчатый сброс, ступенчатый взброс, грабен, горст
2 УУНЗ Текущий контроль Выучить термины 1,2
143-144 Геологические карты и разрезы
Содержание учебного материала: Назначение геологических карт, их классификация по содержанию и масштабу. Стандартные условные обозначения. Основные правила чтения геологических карт.
Особенности изображения на геологических картах горизонтально, наклонно залегающих пород, антиклинальных, синклинальных складок, разрывных нарушения Геологические разрезы, их назначение. Построение разрезов по простиранию, вкрест простирания горных пород. Стратиграфическая колонка и ее построение.
2 КУ Текущий контроль Доофор-
мить геологический разрез 2
145-146 Практические занятия№19 «Построение геологического разреза по заданному на геологической карте направлению» 6 УФУН Рубежный контроль - 2,3
Раздел 6 Месторождения полезных ископаемых
Тема 6.1 147-148 Образование месторождений полезных ископаемых
Генетическая классификация месторождений полезных ископаемых. Образование месторождений магматического происхождения:магматических.ликвационных,пегматитовых,гидротермальных,эффузивных,карбонатитовых месторождений .Образование осадочных месторождений :россыпных выветривания ,органогенных. Образование метаморфических месторождений. 2 УУНЗ Текущий контроль Выучить классификацию 1,2
Тема 6.2 149-150 Металлические (рудные) месторождения полезных ископаемых. Месторождения черных, легирующих и цветных металлов,
значение и их применение. Характеристика генетических типов месторождений железа ,хрома ,марганца.
2 КУ Текущий контроль Учебник Кейльман, стр 159-169 2
Тема 6.3 151-152 Месторождения благородных, редкоземельных и радиоактивных металлов.
Значение и их применение. Характеристика генетических типов месторождений золота,серебра,платины,редкоземельных:бериллий.цезий,литий,радиоактивных:уран,радий.
2 КУ Рубежный контроль Учебник Кейльман, стр 168-174 2,3
153-154 Практические занятия№ 20 «Месторождения благородных металлов» 2 УФУН Рубежный контроль 2,3
Тема 6.4 155-156 Месторождения неметаллических полезных ископаемых 2 УУНЗ Текущий контроль 1-2
Тема 6.5 157-158 Месторождения горючих полезных ископаемых 2 КУ Текущий контроль 1-2
Раздел №7Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых
Тема 7.1 159-160 Методы поисков месторождений полезных ископаемых.
Геологическая съёмка- основной метод поисков. Понятие о шлиховом, валунно –речном ,водно-ледниковом ,металлометрическом гидрогеохимическом, геофизическом методах.
2 УУНЗ Текущий контроль Учебник Кейльман, стр214-217 2
Тема 7.2 161-162
163-164
165-166
167-170 Разведка месторождений полезных ископаемых .
:разведка, её цели, задачи и виды .Способы ведения разведочных работ.
Опробование, способы отбора проб и их отработка.
Подсчёт запасов месторождений полезных ископаемых, их виды и категории.
Практическая работа № 21 Подсчёт запасов полезного ископаемого 2
2
2
4
КУ
УУНЗ
КУ
УФУН Текущий контроль
-
-
- Выучить способы отбора проб 2
1-2
1-2
2-3
Раздел 8 Гидрогеология
Тема 8.1 171-172 Свойства горных пород
Гидрогеологические свойства горных пород: водопроницаемость, водоотдача, влагоёмкость, капиллярные свойства, растворимость.
2 УУНЗ Текущий контроль Учебник Кейльман, стр247-250 1,2
Тема 8.2 173-174
175-176
177-180 Закон движения подземных вод.
Основные законы движения подземных вод: закон Дарси, Дюпюи.
Опытные откачки, как основной способ определения коэффициента фильтрации. Другие способы определения коэффициента фильтрации. Определение радиуса влияния водозаборов. Определение притока воды в горные выработки. Совершенные и несовершенные водозаборы
Практическая работа № 22 Решение задач по определению водопритока к скважинам,шахтным колодцам. 2
2
4 КУ
УУНЗ
УФУН Текущий контроль
Текущий контроль
Текущий контроль Учебник Кейльман, стр250-253 2
1-2
2-3
Раздел 9Инженерная геология
Тема9.1 181-182 Горные породы как грунты для горных работ и сооружений.
Основные свойства грунтов Классификация грунтов .Физические свойства :пористость ,удельный и объёмный вес ,влажность, пластичность консистенция.Шкала профессора Протодьяконова2 УУНЗ Текущий контроль Учебник Кейльман, стр253-254 1,2
183-184 Практическая работа №23 Определение гранулометрического состава ситовым методом 2 УФУН Текущий контроль 2-3
Тема9.2 185-186 Обводнённость и осушение месторождений полезных ископаемых
Природа и технические факторы, влияющие на обводнённость месторождений .Классификация месторождений по степени обводнённости .Способы осушения месторождений. 2 КУ Рубежный контроль Знать классификацию месторожднений по степени обводнённости2
Раздел 10 Шахтная геология
Тема 10.1 187-188 Изучения условий залегания рудных м.п.и., геол. документация.
Значение и задачи шахтной геологической службы. 2 УУНЗ Текущий контроль 2