Приложение к рабочей программе по истории ФГОС 6 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Валуйки Белгородской области
«Согласовано»
Руководитель МО
_________ Бутова Н.И.

Протокол № 1от
«__ » 06. 2014 г.

«Согласовано»
Заместитель директора школы
МОУ «СОШ №4» г.Валуйки Белгородской области
Щербакова Е.И.
Индина Е.Н.
«____»____________2014г.

«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ №4» г. Валуйки Белгородской области
___________ Зеленская Г.В.

Приказ № _____от «___» 08. 2014 г.

















Приложение к рабочей программе
по учебному предмету «История»
6 «а» класс
Базовый уровень

Сальникова Дмитрия Владимировича



2014год





Пояснительная записка
Приложение к рабочей программе соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту по истории (2010г.), примерной программы по учебным предметам .История 5-9 классы- Москва, «Просвещение», 2011 и Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 – 11 классы, 6-е издание, М.: Просвещение, 2008г. История Средних веков (Е.В. Агибалова , Г.М. Донской) и История России А.А. Данилов, Л.Г. Косулина

Количество часов за год: 70

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического обеспечения:
Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. – М.: Просвещение. 2013.
История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение. 2013

Календарно-тематическое планирование для 6 класса
№ урока
Сроки прохождения темы

Название раздела
Тема урока

Домашнее задание
Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные)


плановые
фактические




Раздел II. История Средних веков (28 ч)

Введение (1 ч)

1


Введение. Живое Средневековье.
Прочитать введение
Определять место средневековья на ленте времени. Характеризовать источники рассказывающие о средневековой эпохе.

Раннее Средневековье (9 ч)

2


Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв.
§ 1
Показывать на карте направления перемещения германцев, гуннов и других племен, территории варварских королевств. Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее Средневековье.

3


Христианская церковь в раннее Средневековье. (Входящий контроль)
§ 2
Раскрывать значение понятий: соседская община, вождь, дружина, король, римский папа, епископ. Монах.

4


Возникновение и распад империи Карла Великого.
§ 3
Составлять характеристику Карла Великого. Высказывать суждения о том, почему его назвали Великим. Разъяснять причины и значение распространения христианства в Европе в раннее Средневековье.

5


Феодальная раздробленность Западной Европы в IX- XI вв. Англия в раннее средневековье.
§ 4,5
Представлять описание памятников культуры раннего Средневековья и высказывать свое суждение о них.

6


Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
§ 6
Показывать на карте территорию Византийской империи. Называть соседствовавшие с ней народы и государства. Объяснять, кто и как управлял Византийской империей. Характеризовать внешнюю политику Византии, ее отношение к соседям. Составить исторический портрет императора Юстиниана.

7


Культура Византии.
§ 7
Рассказывать о культуре Византии. Представлять описание ее выдающихся памятников. Раскрывать значение понятий: Василевс, кодекс, фреска, мозаика.

8


Образование славянских государств.
§ 8
Рассказывать об особенностях образования славянских государств.

9


Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
§ 9
Показывать на карте территории, населенные и завоеванные арабами в период раннего Средневековья. Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племен. Характеризовать положения и особенности жизни различных народов, входивших в Арабский халифат. Раскрывать значение понятий: ислам, Коран, мусульманин, халифат.

10


Культура стран халифата.
§ 10
Характеризовать достижения арабской культуры и ее вклад в развитие мировой культуры.


Зрелое Средневековье (12 ч)


11


Средневековая деревня и ее обитатели.
§ 11
Рассказывать о жизни представителей различных сословий средневекового общества – рыцарей, крестьян, ремесленников, торговцев и др. Раскрывать значение понятий: феодал, сеньор, вассал, рыцарь, сословия, цех, гильдия,.

12


В рыцарском замке
§ 12


13


Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в средние века.
§ 13


14


Горожане и их образ жизни.
§ 14


15


Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
§ 16
Характеризовать положение и деятельность церкви в средневековой Европе. католицизм, православие, еретик инквизиция

16


Крестовые походы.
§ 17
Высказывать оценочные суждения о сущности и последствиях Крестовых походов

17


Как происходило объединение Франции.
§ 18
Систематизировать материал об образовании централизованных государств в средневековой Европе.

18


Что англичане считают началом своих свобод.
§ 19
Характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе.

19


Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.
§ 20,21
Объяснять, какие силы и почему выступали за сильную централизованную власть, а какие – против.

20


Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
§ 22
Представлять характеристики известных исторических личностей, объяснять, почему их имена сохранились в памяти поколений

21


Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.
§ 23


22


Гуситское движение в Чехии.
§ 24
Объяснять значение понятий: парламент, партия, гусит.

Страны Востока в Средние века (4 ч)


23


Завоевания турками-османами Балканского полуострова.
§ 25
Объяснять причины ослабления и падения Византийской империи. Показывать на карте направления наступления османов на Балканах.

24



Образование и философия.
Средневековая литература и искусство.
§ 26-28
Характеризовать представления средневековых европейцев о мире, объяснять, какое место в их жизни занимала религия. Рассказывать, что и как изучали в средневековых школах и университетах. Объяснять значение понятий: школа, университет, схоластика, эпос, романский стиль, готика, гуманизм,

25


Культура раннего Возрождения
Научные открытия и изобретения

§ 29- 31







Показывать на карте направления завоеваний монголов, тюрок и территорий созданных ими государств. Объяснять значение понятий: хан, орда, сёгун, самурай, каста, кокутай. Характеризовать общественные устройства государств Востока в Средние века, отношения власти и подданных, систему управления. Представлять описания, характеристику памятников культуры народов Востока.

26


Средневековая Азия: Китай, Индия ,Япония



Народы Америки в Средние века (1 ч)

27


Государства и народы Африки и доколумбовой Америки
§ 32
Показывать на карте древние государства Америки. Рассказывать о культуре, верованиях народов Центральной и Южной Америки.

Историческое и культурное наследие Средневековья (1 ч)

28



Итоговое повторение и обобщение по разделу «История Средних веков» (Промежуточный контроль)

Систематизировать знания об исторической эпохе, излагать и обосновывать суждения о значении наследия Средних веков для современного мира.

История России (40 ч)

Предмет отечественной истории (1 ч)

1



Предмет отечественной истории.
Прочитать введение
Активизировать знания из курсов истории древнего мира и средних веков о видах исторических источников. Характеризовать источники по российской истории. Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России.

Раздел I Древняя и Средневековая Русь (39 ч)

Древнейшие народы на территории России (1 ч)

2-3


Древнейшие народы на территории России.
§ 1
Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия
жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов древних государств.

Древняя Русь в VIII-первой половине XII века (10 ч)

4


Восточные славяне.
§ 2
Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Объяснять смысл понятий: язычество, вече, народное ополчение, дань.

5


Формирование Древнерусского государства.
§ 3
Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Объяснять смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье.

6-7


Первые киевские князья.
§ 4
Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал о деятельности первых русский князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет». Приводить примеры взаимоотношений древней Руси с соседними племенами и государствами.

8-9


Владимир Святославич. Принятие христианства.
§
·v° 5, презентация
Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Составлять характеристику Владимира Святославича. Актуализировать знания из курса всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий: митрополит, епископ.

10-11


Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
§ 6, сообщение
Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику Ярослава Мудрого. Объяснять смысл понятий: наместник, посадник, усобицы, боярин, вотчина, холоп.
Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, использую информацию учебника и отрывки из Русской Правды.

12


Культура Древней Руси.
§ 7
Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи, предметы декоративно-прикладного искусства. Объяснять смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, житие.

13



Быт и нравы Древней Руси.
Повторение и контроль по теме: Древняя Русь в VIII-первой половине XII века
§ 8
Характеризовать образ жизни представителей различных слоев древнерусского общества. Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о каком-либо древнерусском городе Систематизировать исторический материал о Древней Руси. Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы.

Русь Удельная в 30-е гг. XII-XIII вв. (7 ч)

14


Раздробление Древнерусского государства.
§ 9
Составлять характеристику Владимира Мономаха. Объяснять смысл понятий: удел, политическая раздробленность. Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности.

15


Главные политические центры Руси.
§ 10-11
Показывать на исторической корте территорию Владимиро-Суздальского княжества. Характеризовать особенности географического положения Владимиро-Суздальского княжества. Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества. Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики. Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник.

16


Нашествие с Востока.
§ 12
Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей, сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успеха монгол.

17


Борьба Руси с западными завоевателями.
§ 13
Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище. Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.

18


Русь и Золотая Орда.
§ 14
Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинность населения. Объяснять смысл понятий: баскак, ярлык, «выход».

19


Русь и Литва.
§ 15
Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского. Характеризовать политику литовских князей. Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счет русских земель. Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому.

20


Культура русских земель в XII-XIII вв.
Повторение и контроль по теме: Русь Удельная в 30-е гг. XII-XIII вв.
§ 16
Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель. Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры. Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и храмах XII-XIII вв. Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Московская Русь в XIV-XV вв. (10 ч)

21-22


Предпосылки объединению Русских земель. Усиление Московского княжества.
§ 17, реферат
Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русский земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты.

23-24


Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
§ 18, презентация
Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописи, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея.

25-26


Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века.
§19 ,сообщение
Показывать на исторической карте рост территорий Московской Руси. Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объяснять причины и последствия феодальной войны причины победы Васили II Темного. Оценивать значения последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб центральной Европы.

27-28


Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.
§ 20, сочинение
Указывать хронологические рамки процесса становления единого русского государства. Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство. Объяснять значение создания единого Русского государства.

29


Московское государство в конце XV - в начале XVI.
§ 21
Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.
Завершить составление характеристики Ивана III
Сравнивать вотчинное и поместное владение.
Изучать отрывки Судебника 1497г и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян.
Объяснять смысл понятий Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье.

30


Церковь и государство в конце XV- начале XVI в.
§ 22
Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности.
Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.
Объяснять значение выражения «Москва- Третий Рим»
Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси

Московское государство в XVI в (10 ч)

31-32


Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады.
§ 23
Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI века
Объяснять причины и значения принятия Иваном IV царского титула.
Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг.
Изучать исторические документы и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти.
Объяснять значение понятий: централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско, дворяне.

33


Внешняя политика Ивана IV.
§ 24
Использовать историческую карту для характеристики роста территорий Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака. Объяснять, какие цели преследовал Иван Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных, восточных рубежах Московской Руси. Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудачи в Ливонской войне.

34-35


Опричнина. Окончание царствования Ивана Грозного.

§ 25, презентация
Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков. Составлять характеристику Ивана Грозного. Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана Грозного..

36


Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI вв.
§ 26
Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV – XVI вв. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и его создателях.

37


Архитектура и живопись в XIV – XV вв.
§27
Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов. Собирать информацию и готовить сообщения об иконах и о храмах XIV – XVI вв. Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинство.

38


Быт и нравы XV- XVI вв.
§ 28
Описывать быт различных слоев населения, опираясь на иллюстрации учебника, наблюдения. Рассказывать о нравах и быте русского общества XIV – XVI вв.

39


Повторение и контроль по теме: Московское государство в XVI в (Итоговый контроль)
Подготовиться к тестированию
Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе. Высказывать суждения о значении наследия XIV – XVI вв. для современного общества.

40


Итоговое повторение и обобщение по теме: Древняя и Средневековая Русь

Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времен до конца XVI века. Выполнять тестовые контрольные задания истории Руси с древнейших времен до конца XVI века по образцу ГИА.

















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115








15