Перспективный план кружковой деятельности «Русские народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района –
детский сад «Алёнушка»















Перспективный план
кружковой деятельности

«Русские народные сказки
как средство воспитания  патриотических чувств у дошкольников»












Составитель: Шкредова Е.В.





г. Куйбышев, 2016г.



Сказка будит и пленяет мечту.
Она даёт ребёнку первое чувство героического...  Она учит его мужеству и верности;
она учит его созерцать человеческую судьбу,
любовь к родине, милой матушке,
отличие "правды от кривды". И.А.Ильин


Актуальность.

Вечность и актуальность проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. В разные исторические периоды жизни наше общество выдвигало на первый план свое содержание воспитания. На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование у подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста, культуры межнационального общения, которая включает знание культуры и традиций местного этноса, толерантности.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Одной из важнейших задач патриотического воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к  окружающим народам. Сутью патриотических чувств является привитие детям любви к родному краю, природе, к истории и культуре родных мест.
В «Российской педагогической энциклопедии» (М., 1992. Т.2. с.109) патриотизм (от греч. patris – Родина, Отечество) трактуется как «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности».
Патриотические чувства закладываются в ребёнке с раннего детства. Дети с самого рождения инстинктивно привыкают к окружающей среде, природе родного края, культуре своей страны, быту своего народа. Первой ступенью традиционной отечественной культуры являются  культуры, созданные народами (этносами) российской земли, народные культуры. Россия – полиэтническая страна, родина многих народов. Потому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.
Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Эти истины на протяжении многих веков выработаны, отшлифованы, проверены в практике личной жизни людьми.
Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации. Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально-положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины,  как:
дружба помогает победить зло («Зимовье»);
добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек  становится  красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Таким образом, нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир.

Цель программы:

Создание условий для формирования основ патриотического воспитания детей средней группы через потенциал русских народных сказок.

Задачи программы:

Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
Формировать и закреплять интерес детей к культурному богатству русского народа.
Развивать эмпатию и толерантность у детей на основе содержания русских народных сказок.

Возраст: средняя группа (4 – 5 лет)

Реализация программы кружковой деятельности 1 год

Форма работы: групповая

Планируемые результаты освоения программы: К концу года дети будут иметь частичные представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
Перспективный план кружка
«Русские народные сказки как средство воспитания  
патриотических чувств у дошкольников»

Месяц
Содержание
Цель

Сентябрь
Экскурсия в краеведческий музей
Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Чтение сказки «Кот, дрозд и петух»
Чтение сказки «Теремок»
Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.

Октябрь
Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»
Пересказ отрывка из сказки «Жихарка»
Чтение сказки «Курочка, мышка и тетерев»
Разучивание песни «Дружба крепкая»
Показать детям силу коллективизма («там, где трудно одному, сделаем с друзьями») Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку, чувство товарищества.

Ноябрь
Чтение и обсуждение сказок:
«Лисичка со скалочкой»
«Лисичка-сестричка и серый волк»
«Лиса и журавль»
«Золотое веретено»
Познакомить детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и Т.Д.). Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.

Декабрь
Чтение и обсуждение сказок:
«Хаврошечка»
«Снегурочка»
Прослушивание сказки «Морозко»
Лепка «Снегурочка»
Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.

Январь
Чтение и обсуждение сказок:
«Каша из топора»
«Вершки и корешки»
Разгадывание загадок «Отгадай, какая сказка»
Учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.

Февраль
Чтение и обсуждение сказок:
«Царевна-лягушка»
«Конек-горбунок»
Конструирование (оригами) «Лягушка»

Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.

Март
Чтение и обсуждение сказок:
«Волк и семеро козлят»
«Гуси-лебеди»
«Маша и медведь»
Рисование «Мой любимый сказочный герой»
Воспитывать чувство любви и ответственности к родному дому.

Апрель
Пересказ сказки «Волк и семеро козлят»
Рисование «Любимое сказочное животное»
Просмотр сказки «Заюшкина избушка»
Лепка «Любимый герой сказки «Заюшкина избушка»
Воспитывать чувство любви к животным.

Май
Чтение и обсуждение сказки «Два мороза»
Разучивание игры «Два мороза»
Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Лиса и заяц»
Подвижная игра «Лиса и зайцы»

Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего).






15