Комплекс упражнений по обогащению речи младших школьников лексическими явлениями на уроках русского языка в начальной школе

Комплекс упражнений по обогащению речи младших школьников лексическими явлениями на уроках русского языка в начальной школе

Усвоение огромного лексического запаса и лексической теории не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач является обогащение словаря младших школьников в процессе изучения лексических явлений. В соответствии с этим нами были подобрана система упражнений, в основу которой нами положена классификация лексических упражнений, данная М.Т. Барановым [1; 2]. Данные упражнения использовались нами на этапе формирующего эксперимента во 2 классе.
Группа 1. Лексико-семантические упражнения:
Упражнение 1. Подберите синонимы к слову верный, учитывая значение словосочетаний.
Верный друг, верный ответ, верный глаз.
Упражнение 2. Прочитайте текст, замените повторяющиеся слова синонимами.
Олень северное животное. В летнее время оленям в тайге жарко а в горах даже в июле холодно.
Олень как бы создан для северных просторов жесткого ветра длинных морозных ночей. Олень легко бежит вперед по тайге подминает под себя кусты переплывает быстрые реки. Олень не тонет потому что каждая его шерстинка это длинная трубочка, которую внутри наполняет воздух. Нос у оленя покрыт серебристой шерсткой. Если бы шерсти на носу не было, олень бы его отморозил. А знаки препинания специально в тексте отсутствуют?
Упражнение 3. Подберите антонимы к словам, обозначающим:
Временные понятия
Пространство, размер
Чувства, характер человека

рано, утро, день, вчера
далекий, длинный, большой
веселый, умный, злой, трудолюбивый, правдивый, скучный

Упражнение 4. Подберите к словам вначале синонимы, затем антонимы.
Образец. Жара – зной – холод.
Мощный, пустой, мрак, торопиться, боязливы, смеяться, робкий, заботливый, мутный, влажный, молодой, подлинник.
Упражнение 5. Прочитайте стихотворение, найдите в нем синонимы.
«Бураны, вьюги и метели – Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они!» – Так проворчал Мороз угрюмый И речку льдом сковал без шума, Деревья скрыла седина, И наступила  Тишина. (В.Берестов)
Упражнение 6. Найдите антонимы в пословицах и поговорках.
1. Утро вечера мудренее. 2. По одежке встречают – по уму провожают. 3. Днем тихо, ночью лихо. 4. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 5. Готовь сани летом, а телегу зимой. 6. Любишь брать, люби и отдать. 7. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. 8. Не отведав горького, не узнаешь и сладкого. 9. Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь. 10. Зимой и летом одним цветом.

Группа 2. Лексико-стилистические упражнения:
Упражнение 1. Прочитайте текст, определите его основную мысль. Подготовьтесь к пересказу текста.
Синонимы, выражающие одно и то же понятие, отличаются друг от друга оттенками значения. Так, слова алый, багровый, пунцовый, бордовый – синонимы. Они имеют одно общее значение – красный, но отличаются друг от друга оттенками.
Алый – ярко-красный, пунцовый – ярко-красный, но ближе к бордовому, бордовый – темно-красный, багряный – красный густого, темного оттенка.
Синонимы говорить, шептать, кричать имеют общее значение – «словесно выражать мысль». Но они различаются степенью проявления признака: говорить – сообщать при помощи речи; шептать – говорить тихо, почти без участия голоса; кричать – говорить громко.
Упражнение 2. Расположите синонимы так, чтобы:
действие усиливалось: рыдать, плакать, хныкать, реветь;
действие уменьшалось: сердиться, беситься, злиться, свирепеть, досадовать;
краски становились ярче: синий, голубой, лиловый; желтый, золотистый, лимонный.
Упражнение 3. Укажите различия в значениях синонимов промах – ошибка, жара – зной, мерзнуть – зябнуть. Составьте с ними предложения.
Упражнение 4. Правильно ни употреблены слова-синонимы?
Карие носки - коричневые глаза - коричневое пальто.
Сырой луг - мокрый луг - мокрый воздух.
Голубое платье - лазурное платье - голубое небо.
Упражнение 5. Сколько значений у слова иголка? (3.) Назовите сочетания слов, из которых будет понятно, что у слова иголка три разных значения.
(Иголка для шитья, иголка у ежа, иголка сосны.)
Сколько значений у слова линейка? (3.) Назовите сочетания слов, из которых будут понятны эти значения. (Линейка в тетради, линейка для черчения, линейка в строю.)
А теперь задайте сами вопрос к слову огонь. (Сколько значений у слова огонь?) Придумайте сочетания слов, чтобы было понятно каждое значение. (Огонь костра, огни города, фонарей; открыть огонь – учитель может помочь с составлением сочетаний.)
Вспомните и назовите слова из домашнего упражнения, которые имеют несколько значений. Приведите примеры сочетаний, чтобы можно было понять эти значения.

Группа 3. Лексико-грамматические упражнения.
Упражнение 1. Выпишите только те пары слов, которые являются синонимами. Докажите.
Сверкать – блестеть, маленький – малыш, пение – петь, храбрый – бесстрашный, торопиться – спешить.
Составьте с любыми выписанными словами два предложения.
Упражнение 2. Замените выделенные слова антонимами. Составьте три предложения с полученными словосочетаниями.
Легкое упражнение, легкий труд; мелкий дождь, мелкая река; старый костюм, старое дерево; редкий лес, редкие встречи.
Упражнение 3. Соедини стрелочкой предмет с возможным его признаком. Составь с данными словосочетаниями предложения.
гость
грамотный

географ
гостеприимный

город
грубый

грузчик
громадный

галстук
гладкий

глобус
громкий

голос
горький

гора
грязный

гриб
грустный

Упражнение 4. Определи значение слова идти и вместо точек поставь подходящие по смыслу слова.
Идет девочка ..
Идет снег ..
Идет поезд ..
Ему идет шляпа ..
Таким образом, система работы, фрагменты которой представлены в данном параграфе, способствует осознанному знакомству со словом как с основной лексической единицей, с ролью слова в тексте (в устном и письменном), с системными отношениями (синтагматическими и парадигматическими) между словами; закладывает основы для дальнейшей работы со стилистическими фигурами, тропами. Данная система работы обеспечивает целенаправленную работу по предупреждению лексических ошибок в речи учащихся, способствует обогащению словарного запаса школьников и развитию их речи.


15