Классный час на тему Серафим Саровский


Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Чувашской республики
«Канашский строительный техникум»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской республики
Классный час на тему:
Календарь жизни замечательных людей-
Серафим СаровскийПодготовила
мастер производственного обучения
Кузьмина Альбина Михайловна
Канаш, 2016г.
Цель: познакомить обучающихся с личностью святого Серафима Саровского;
Задачи:
показать значение деятельности Серафима Саровского в истории России;
вызвать интерес учащихся к знакомству с литературой, рассказывающей о деятельности русских подвижников;
способствовать стремлению и потребности совершать добрые поступки и дела.
Оборудование: анкеты для обучающихся, образ святого, карта России, на
аровскогоятого, карта России, на которой отмечены стрелками места, связанные с именем С. подвижников;которой отмечены стрелками места, связанные с именем С.
Саровского.
Ход классного часа.
I. Вступительное слово педагога.« Однажды заспорили между собой три человека, сидя на завалинке. А разговор у них был о том, какое наследство нужно оставлять своим детям.
Один говорит: «Я своим детям оставлю много денег. Имея столько денег, они смогут хорошо жить, покупать все, что им нужно для жизни, по миру ездить, хорошо одеваться».
Другой говорит: « Эка невидаль, что такое деньги? Они сегодня есть, а завтра закончатся, и что твои дети будут делать? Сидеть, сложа руки и ждать, когда вновь появятся деньги?
Нет, я своим детям в наследство дам хорошие профессии, они сами смогут заработать себе денег, столько, сколько захотят».
А третий ответил: «А я хочу своим детям дать в наследство один только наказ, который они никогда забыть не смогут и будут следовать ему всю свою жизнь. « Живите так, чтобы память о вас передавалась от отца к сыну, от матери к дочери. Пусть ваши дети и внуки живут так, чтобы последующие потомки вспоминали о вас с любовью и уважением».
- Чей родительский наказ самый важный и весомый? Почему?
(ответы детей)
- Вы часто слышите слова: «О человеке судят по его делам». Каким должен быть хороший человек, чтобы о его делах судили хорошо, с почтением?
(ответы детей)
- Назовите людей, известных вам и миру, чьи дела и поступки можно назвать святыми делами?
- Среди них был человек, реально живущий в мире людей, и впоследствии причислен к лику святых русской православной церкви. Это Серафим Саровский, о котором и пойдёт сегодня речь. Кто он, почему причислен к лику святых?
Давайте пролистаем календарь памятных дат Серафима Саровского.
II. Рассказы обучающихся.
Рассказывают о жизни С. Саровского.
Обучающийся 1: 1759г. В российском городе Курске в семье горожан Мошниных, Исидора и Агафьи рождается сын. Мальчика назвали Прохором.
Обучающийся 2: 1752г. Отец С. Саровского, богатый купец, был очень честным человеком, его любили простые горожане, он ценил их труд и всегда был справедлив. В 1752 году он решил начать строить храм для всех горожан Курска.
Обучающийся 3: 1762г. Отец мальчика умирает. Строительством храма управляет мать мальчика. Однажды, когда мать осматривала храм, она повела сына на самый верх колокольни. Мальчик свесился через перила и упал вниз. Мать думала, что он погиб. Каково было её удивление, когда, спустившись с колокольни, она увидела сына живым и невредимым.
Обучающийся 4: 1769г. Мальчик учится в церковной школе. Учится с удовольствием. Много читает. А ещё любит бывать в храме, смотреть на лики святых, разговаривать с ними.
Обучающийся 5: Когда мальчику исполнилось 17 лет, он решил стать монахом и посвятить себя монашеской жизни. Мать благословила его медным крестом, этот крест он хранил всю свою жизнь.
Обучающийся 6: 1778г. С. Саровский приходит в Саровскую обитель. Находясь там, он усердно молился и много трудился: из кипариса он вырезал кресты, которые дарил людям, приходящим на богослужение.
Обучающийся 7: Всем интересно знать, как выглядел С. Саровский? Вот какое описание сохранилось в истории: «Был он высок. Он имел полное, покрытое приятной белизною, лицо, прямой и острый нос, светло-голубые глаза, весьма выразительные и проницательные; густые брови и светло-русые волосы на голове. Лицо его окаймлялось густою, окладистою бородою, с которой на оконечностях рта соединялись длинные и густые усы. Он имел мужественное сложение, обладал большой физической силой, увлекательным даром слова и счастливой памятью.
- Как понимать слова и выражения «увлекательный дар слова и счастливая память»? (обучающиеся рассуждают)
Обучающийся 8: В1793 году Серафиму исполнилось 34 года. Все это время он продолжал непрерывное служение, ежедневно приобщаясь с горячею любовью, верою и благоговением. В продолжение всей своей жизни отец Серафим носил постоянно одну и ту же убогую одежду: белый полотняный балахон, кожаные рукавицы, кожаные бахилы – вроде чулок, поверх которых надевали лапти, и поношенную камилавку. На балахоне висел тот самый крест, а за плечами висела сумка, в которой он носил при себе св. Евангелие.
В холодную пору он топил келью, колол и рубил дрова, но иногда добровольно переносил холод и мороз. Летом он возделывал грядки на своем огороде и удобрял землю, собирал мох с болот. На грядках, удобренных мхом, он сажал семенами лук и другие овощи, которыми питался летом. Труд был ему в удовольствие и радость. Он всегда делился тем, что вырастил, с людьми, которые приходили к нему за благословлением.
Обучающийся 9: Много людей приходило к старцу. И всем он давал совет, наставление, оказывал помощь, спасал от болезней, помогал выбрать верную дорогу в жизни.
А еще история сохранила записи о чудодейственных делах о. Серафима. Он искренне помогал всем людям, кто приходил к нему с чистым сердцем и открытой душой.
Педагог : По-разному люди проживают свою жизнь: одни ссорятся, кричат друг на друга, другие таят обиду и очень хотят отомстить за нанесенные душевные травмы, третьи радуются бедам другого человека. Батюшка Серафим встречал любого человек, который открывал дверь в его келью. Его светлый ум, ясная память, умение говорить с людьми исцеляли тело и душу. Злой человек раскаивался в своих плохих поступках, жадный совершал благородные поступки, строил храмы, помогал бедным. В людях, которые к нему приходили, он видел и плохое, и хорошее, но помогал каждому, кто приходил к нему за помощью и поддержкой.
История хранит несколько удивительных историй, связанных с именем старца Серафима.
III. Истории о чудесах св. Серафима.
Выходят 3 рассказчика.
Автор: Однажды прибежал в обитель простой крестьянин с шапкою в руке, с растрепанными волосами и спросил в отчаянии у первого встречного монаха, шедшего к нему навстречу:
Крестьянин: Батюшка! Ты, что ли, отец Серафим?
Автор: Ему указали, где находится отец Серафим. Бросившись туда, он упал к нему в ноги и убедительно говорил…
Крестьянин: Батюшка! У меня украли лошадь, и я теперь без нее совсем нищий; не знаю, чем буду кормить семью. А, говорят, ты угадываешь!
Автор: Отец Серафим. ласково взяв его за голову и приложив к своей, сказал…
Серафим: Огради себя молчанием и поспеши в село Петрово. Когда будешь подходить к нему, свороти с дороги вправо и пройди задами четыре дома: там ты увидишь калиточку; войди в нее, отвяжи свою лошадь от колоды и выведи молча.
Автор: Крестьянин тотчас с верою и радостью побежал обратно, нигде не останавливаясь. После в Сарове был слух, что он действительно отыскал лошадь в указанном месте.
Обучающийся 1: Старец умер в 1883 году. Прожил он 72 года. В 1891 году на его могилой построили часовню, куда и сегодня приезжают люди со всей России поклониться святому Серафиму Саровскому.
IV. Обсуждение.
Педагог задает вопросы обучающимся:
- Кем, по вашему мнению, был отец Серафим: крестьянин, сажавший овощи на своем огороде, сын, до конца своих дней хранящий медный крест своей матери, лекарь, исцелявший больных и дававший надежду на спасение?
- Чем он отличался от обычных людей?
- Какими качествами характера был наделен отец Серафим?
- Можем ли мы гордиться тем, что именно на российской земле жил такой человек, святость которого, чистая душа и сердце и поныне освещают нам жизнь?
- Хотелось бы вам рассказать вашим родителям об этом человеке, жизнь которого мы называем святой?
V. Подведение итогов.Педагог: Вот и пролистали мы с вами жизненный календарь Серафима Саровского – человека-легенды, святого русской земли, сердце и душа которого были посвящены родной земле и ее людям. Его нет, а дела его живут. Память о них не умирает, а множится. Тысячи людей приходят к месту его захоронения, чтобы сказать о том, что его дела живут и помогают множиться добрым делам тех, кто принял эстафету после него.
Мне, взрослому человеку, узнав о его добрых делах, хочется сделать тоже что-то доброе и хорошее. А вам, ребята?
VI. Анализ анкет.
- Проанализировав ваши анкеты (дети заполняют их заранее), я сделала вывод, что в нашем классе большинство ребят могут объяснить, какого человека можно назвать святым, какими качествами он должен обладать. Мне приятно, что вы хотите совершать добрые дела. А некоторые из вас хотя бы задумались о том, что доброго он хотел бы совершить в своей жизни.
- Давайте говорить друг другу только добрые слова!
Пример анкеты:
Знакомо ли тебе имя Серафима Саровского?
Где ты услышал(а) впервые это имя?
Какого человека называют святым?
Может ли обычный человек, живущий рядом с нами, называться святым?
Какими качествами он должен обладать?
Хотелось бы тебе, чтобы в твой адрес говорили добрые слова?
Как ты понимаешь слова: «О человеке судят по делам его»?
Какие добрые дела тебе хотелось бы совершить в своей жизни?
Литература: Н.И. Дереклеева. Классные часы по теме «Нравственность». Москва 2007
Анкета:
Знакомо ли тебе имя Серафима Саровского?
Где ты услышал(а) впервые это имя?
Какого человека называют святым?
Может ли обычный человек, живущий рядом с нами, называться святым?
Какими качествами он должен обладать?
Хотелось бы тебе, чтобы в твой адрес говорили добрые слова?
Как ты понимаешь слова: «О человеке судят по делам его»?
8. Какие добрые дела тебе хотелось бы совершить в своей жизни?
Анкета:
1. Знакомо ли тебе имя Серафима Саровского?
2. Где ты услышал(а) впервые это имя?
3. Какого человека называют святым?
4. Может ли обычный человек, живущий рядом с нами, называться святым?
5. Какими качествами он должен обладать?
6. Хотелось бы тебе, чтобы в твой адрес говорили добрые слова?
7 Как ты понимаешь слова: «О человеке судят по делам его»?
8. Какие добрые дела тебе хотелось бы совершить в своей жизни?
Анкета:
1. Знакомо ли тебе имя Серафима Саровского?
2. Где ты услышал(а) впервые это имя?
3. Какого человека называют святым?
4. Может ли обычный человек, живущий рядом с нами, называться святым?
5. Какими качествами он должен обладать?
6. Хотелось бы тебе, чтобы в твой адрес говорили добрые слова?
7 Как ты понимаешь слова: «О человеке судят по делам его»?
8. Какие добрые дела тебе хотелось бы совершить в своей жизни?
II. Рассказы обучающихся.
Рассказывают о жизни С. Саровского.
Обучающийся 1: 1759г. В российском городе Курске в семье горожан Мошниных, Исидора и Агафьи рождается сын. Мальчика назвали Прохором.
Обучающийся 2: 1752г. Отец С. Саровского, богатый купец, был очень честным человеком, его любили простые горожане, он ценил их труд и всегда был справедлив. В 1752 году он решил начать строить храм для всех горожан Курска.
Обучающийся 3: 1762г. Отец мальчика умирает. Строительством храма управляет мать мальчика. Однажды, когда мать осматривала храм, она повела сына на самый верх колокольни. Мальчик свесился через перила и упал вниз. Мать думала, что он погиб. Каково было её удивление, когда, спустившись с колокольни, она увидела сына живым и невредимым.
Обучающийся 4: 1769г. Мальчик учится в церковной школе. Учится с удовольствием. Много читает. А ещё любит бывать в храме, смотреть на лики святых, разговаривать с ними.
Обучающийся 5: Когда мальчику исполнилось 17 лет, он решил стать монахом и посвятить себя монашеской жизни. Мать благословила его медным крестом, этот крест он хранил всю свою жизнь.
Обучающийся 6: 1778г. С. Саровский приходит в Саровскую обитель. Находясь там, он усердно молился и много трудился: из кипариса он вырезал кресты, которые дарил людям, приходящим на богослужение.
Обучающийся 7: Всем интересно знать, как выглядел С. Саровский? Вот какое описание сохранилось в истории: «Был он высок. Он имел полное, покрытое приятной белизною, лицо, прямой и острый нос, светло-голубые глаза, весьма выразительные и проницательные; густые брови и светло-русые волосы на голове. Лицо его окаймлялось густою, окладистою бородою, с которой на оконечностях рта соединялись длинные и густые усы. Он имел мужественное сложение, обладал большой физической силой, увлекательным даром слова и счастливой памятью.
- Как понимать слова и выражения «увлекательный дар слова и счастливая память»? (обучающиеся рассуждают)
Обучающийся 8: В1793 году Серафиму исполнилось 34 года. Все это время он продолжал непрерывное служение, ежедневно приобщаясь с горячею любовью, верою и благоговением. В продолжение всей своей жизни отец Серафим носил постоянно одну и ту же убогую одежду: белый полотняный балахон, кожаные рукавицы, кожаные бахилы – вроде чулок, поверх которых надевали лапти, и поношенную камилавку. На балахоне висел тот самый крест, а за плечами висела сумка, в которой он носил при себе св. Евангелие.
В холодную пору он топил келью, колол и рубил дрова, но иногда добровольно переносил холод и мороз. Летом он возделывал грядки на своём огороде и удобрял землю, собирал мох с болот. На грядках, удобренных мхом, он сажал семенами лук и другие овощи, которыми питался летом. Труд был ему в удовольствие и радость. Он всегда делился тем, что вырастил, с людьми, которые приходили к нему за благословением.
Обучающийся 9: Много людей приходило к старцу. И всем он давал совет, наставление, оказывал помощь, спасал от болезней, помогал выбрать верную дорогу в жизни.