Внеклассное мероприятие Защита прав потребителя


Сценарий классного часа
по защите прав потребителей
«Грамотный потребитель»
Пояснительная записка
Цели:
популяризация закона РК «О защите прав потребителей»;
формирование знаний о правах потребителей в РК и умений их практического применения;
воспитание основ потребительской культуры учащихся.
Задачи:
1) образовательные:
изучить права потребителей в РК;
формировать навыки рационального потребительского мышления;
научить применять полученные знания на практике в реальных жизненных ситуациях.
2) развивающие:
развитие культуры устной речи учащихся;
формирование экономического мышления;
формирование у учащихся навыков выступления перед аудиторией.
3) воспитательные:
закрепление навыков работы в команде;
повышение общей положительной мотивации учащихся к учению путем использования нестандартных приемов обучения .Целевая аудитория: учащиеся 9 классов
Форма проведения: конкурс
Место проведения: актовый зал школы
Длительность мероприятия: 60 минут
Дидактический материал:
компьютерная презентация;
Оборудование:
- мультимедийное оборудование;
- слайдовая презентация;
- реквизит для инсценировки;
- плакат «Потребитель – король на рынке».
-засервированный стол-ресторанф и мини-магазин
Доска оформлена слоганами на потребительскую тематику:
«Этикетка – покажи нам всё»
«Кричит реклама: «Самый лучший!», но ты проверь на всякий случай»
«Каждый умный человек должен брать с покупкой чек»
«В договоре нужно читать не только цифры, но и буквы»
«Хочешь жить – смотри срок годности товара
Сценарий
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые педагоги и гости! (Слайд 1)
Впервые официально очертил права гражданина как потребителя Президент США Джон Кеннеди. (Слайд 2), который закрепил за потребителями четыре основных права: на безопасность, на выбор, на получение информации и право быть выслушанным. Позднее к ним добавились еще четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. Впервые День Потребителя был отмечен 15 марта 1983 года, когда он был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей. С того дня мы защищаем свои права в магазинах, парикмахерских, ресторанах и даже в автобусах. Иногда не удается этого сделать в силу незнания Закона
Поэтому сегодня мы предлагаем Вашему вниманию увлекательную игру (Слайд 3), в которой принимают участие команды 9 «В» класса. Судейство будет осуществлять компетентное высокопрофессиональное жюри в составе наших уважаемых гостей:
1)_____________________________________________________________________________
2)_____________________________________________________________________________
3)_____________________________________________________________________________

Ведущий: Итак, внимание! Попрошу команды представиться.

Конкурс № 1 «Разминка» (Слайд 4).
Я задаю вопросы всем участникам одновременно. Как на уроке, вы должны поднять руку, чтобы ответить. Кто быстрее поднимет, тот и отвечает. За каждый верный ответ – 1 балл.
Ведущий: Ребята, кто из героев следующих сказок и литературных произведений выступал в роли потребителя? Почему? Внимание на экран!
(Слайд 5)
1) «Пошла Муха-Цокотуха на базар и купила самовар»? Ответ: да.
(Слайд 6)
2)Старик в сказке А.С. Пушкина по отношению к Золотой Рыбке? Ответ: нет, т. к. старик не платил рыбке за услуги.
(Слайд 7)
3)Поп в сказке А.С. Пушкина «О попе и работнике его Балде»? Ответ: скорее да, т.к. «Пошел Поп по базару посмотреть кой-какого товару».
(Слайд 8)
4)Король в сказке Г.Х. Андерсена «Новое платье короля» по отношению к портным? Ответ: Да, если новое платье предназначалось для личных нужд короля и оплачивалось из государственной казны. Нет, если платье короля – это служебная одежда (униформа).
(Слайд 9)
5)Кот в Сапогах в сказке Шарля Перро, когда просил хозяина купить ему сапоги? Ответ: Если считать Кота «человеком», то он – потребитель. Если считать Кота животным, то он потребителем не является.
(Слайд 10)
6)Робинзон Крузо в романе Р.Л. Стивенсона? Ответ: нет, т.к. на необитаемом острове он ничего не покупает.
(Слайд 11)
7)Является ли публичной офертой утверждение «Коня! Полцарства за коня!» в трагедии В. Шекспира «Король Ричард III»? Почему? Ответ: это утверждение можно считать публичной офертой, т.к. оно было обращено к неопределенному кругу лиц и в нем определено существенное условие договора.
(Слайд 12)
8)Является ли публичной офертой утверждение "Всякий, кто найдёт корзину подснежников, получит корзину золота!» в сказке С.Я. Маршака«12 месяцев»? Почему? Ответ: данное утверждение можно считать публичной офертой, т.к. оно обращено к неопределенному кругу лиц и в нем определено существенное условие договора.
(Слайд 13)
9)Является ли потребителем Маленький Мук в той ситуации, когда он поедает винные ягоды в лесу? Ответ: нет, не является, т.к. он не покупал дикорастущие ягоды, а сам собирал их.
(Слайд 14)
10)Является ли король из сказки Вильгельма Гауфа потребителем в той ситуации, когда он кушал ягоды, купленные для него слугами у Маленького Мука? Ответ: да, т.к. он использовал эти ягоды для личного потребления (хотя сам и не покупал их).
Ведущий: Спасибо командам. Пока жюри подводит итоги, посмотрим на слайды. Мы повторили значение понятий: «потребитель» и (Слайд 15) «публичная оферта». Слово жюри!
Жюри: ……
Ведущий: Спасибо. Переходим к
конкурсу № 2 «Горячий форум» (Слайд 16). Сегодня у нас в течение дня работал форум «Школа юных потребителей точка ру», на который поступило много вопросов от жителей нашего города. Часть из них мы озвучим. Теперь я задаю вопросы каждой команде по очереди. Если члены команды не знают ответа, то вопрос адресуется команде-сопернику. Отвечать может любой член команды. За каждый верный ответ – 2 балла. Начинаем с первой команды класса.
Вопрос 1: Кто определяет размер компенсации морального вреда?
Ответ: Суд вне зависимости от размера причинённого имущественного вреда.
Вопрос 2: Сколько детей и какого возраста пассажиры имеют право бесплатно провозить с собой в поездах дальнего следования?
Ответ: Одного ребёнка в возрасте не старше 5 лет.
Вопрос 3: Кто может устанавливать срок годности на парфюмерно-косметические товары?
Ответ: Изготовитель парфюмерно-косметических товаров.
Вопрос 4: Продавец обязан обеспечить наличие ценников с указанием на них …?
Ответ: Наименования товара, его сорта, цены за массу или единицу товара.
Вопрос 5: При трансляции рекламы каким должен быть её звук?
Ответ: Звук рекламы не может быть громче звука транслируемой программы.
Вопрос 6: Каким образом должны быть выставлены образцы мебели в торговом зале?
Ответ: Должен быть обеспечен свободный доступ потребителей к этой мебели.
Вопрос 7: В какой срок должно быть выполнено продавцом требование потребителя об устранении недостатков в товаре?
Ответ: Незамедлительно.
Вопрос 8: Является ли законным требование продавца возвращать товар ненадлежащего качества вместе с фирменной упаковкой?
Ответ: Нет, это требование абсолютно незаконно.
Вопрос 9: В какой момент определяется цена холодильника, подлежащего замене?
Ответ: Это цена на момент его замены.
Вопрос 10: Александр сдал пальто в химчистку, где оно было утеряно. Что обязано сделать руководство химчистки?
Ответ: Выплатить стоимость данного пальто в двукратном размере.
Вопрос 11: В каком случае потребитель имеет право обменять кроссовки ненадлежащего качества на аналогичный товар?
Ответ: Если эти кроссовки: не подошли по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Вопрос 12: Рекламу какого вида можно отнести к недобросовестной?
Ответ: Если она содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других юридических лиц.
Ведущий: Спасибо командам. Прошу занять места в зале. Пока жюри подводит итоги конкурса, внимание на экран. (Слайд 17).
Практически во всех сводах законов древних государств были определены нормы, защищающие интересы граждан как потребителей. Законы Хаммурапи, царя, правившего в Древнем Вавилоне в ХVIII в. до н. э., можно считать первым изложением хозяйственного права. Законы Хаммурапи регулировали кредитные отношения, качество товаров и услуг, ценообразование, а также устанавливали ответственность за продажу некачественных товаров. (Слайд 18).
Итак, Слово жюри!
Жюри: ……
Ведущий: Спасибо. Переходим к
конкурсу № 3 «Домашнее задание» (Слайд 19). Каждая команда должна была подготовить один художественный номер по проблеме нарушения прав потребителей. Максимальная оценка за конкурс – 5 баллов. Начинаем с команды……
(Инсценировка первой команды)
Ведущий: Спасибо. Продолжает конкурс команда …………..
(Инсценировка второй команды)
Ведущий: Спасибо. Попрошу команды занять свои места. Пока жюри подводит итоги конкурса, я хочу провести игру с болельщиками.
0.Торговая сделка, натуральный обмен (бартер).
Вес товара без упаковки (нетто).
Уменьшение начальной цены товара или услуг (скидка).
То, что взято с последующей отдачей (долг).
Ввоз в страну иностранных товаров (импорт).
Как называются иностранные деньги (валюта).
Соперничество, состязание на рынке (конкуренция).
Объявление, извещение по телевидению, на радио о товаре, услуге (реклама).
То, что является предметом торговли (товар).
Стоимость товара, перенесенная в деньги (цена).
Бог торговли в Древней Греции (Гермес).
“Двигатель торговли” (реклама).
Ведущий: Слово для подведения итогов – жюри.
Жюри: ……
Ведущий: На этом (Слайд 20) наше мероприятие закончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!
Министерство Науки и Образования
Республики Казахстан
Школа-гимназия № 1 имени А.С. Пушкина
Конкурс
на тему: «Защита прав потребителя»
Подготовила:
Классный руководитель 9 «В»
Мураметова Л.Р.

2015