Тренинг для подростков Как разрешить конфликт


Тренинг для подростков «Как разрешить конфликт?»
Цель: 
Формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи:
Формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям творчества и самосовершенствования.
 Ознакомление со способами управления межличностными конфликтами.
3. Развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации, развитие умения предупреждать конфликты.
4 Обучение выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих конструктивно решать возникающие проблемы.
Ход занятия:
1.Включения в занятие.
- Как вы себя чувствуете?- С каким настроением пришли на занятия?
- Упражнения разминки («Прогноз погоды», «Карлики и великаны», 1-2 упражнения на выбор).
2. Основная часть.
Задание 1. "Что такое конфликт"
Участникам предлагается написать на небольших листах определения конфликта ("Конфликт – это..."). После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка, мешок, шапка, сумка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику, предлагая взять один из листков и прочитать написанное. Таким образом, можно выйти на определение конфликта.
Итог: конфликт – это противоречие, столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения. Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.
 Задание 2. Работа в микрогруппах (Цветной жетон)
Для формирования микрогрупп по 5 – 6 человек предлагается  игровой вариант. Заранее заготавливаются цветные жетоны, (количество жетонов определяется количеством игроков, количество цветов жетонов – количеством микрогрупп). Участникам предоставляется возможность выбрать жетон любого цвета. Тем самым в соответствии с выбранным жетоном формируются микрогруппы участников с жетонами одинакового цвета. Например, микрогруппа участников с красными жетонами, микрогруппа участников с желтыми жетонами и т. д.
Задача участников на этом этапе:
- определите в своих микрогруппах причины возникновения конфликтов.После работы в микрогруппах участники объединяются для обсуждения наработок. Высказанные мысли с некоторой редакцией записываются на лист ватмана.
 Итог: - итак, что приводит к конфликту?
-  неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого. Это как айсберг, малая, видимая часть которого – конфликт – над водой, а три составляющие – под водой.
Таким образом, просматриваются пути урегулирования конфликта: - это умение общаться, сотрудничать и уважать, позитивно утверждать личность другого. Эта идея также представлена в виде айсберга.
Задание 3. "Шалаш"
Первые два участника становятся вплотную спиной друг к другу. Затем каждый из них делает шаг (два) вперед для того, чтобы установить равновесие и позу, удобную для двоих участников. Таким образом, они должны представить из себя основу "шалаша". По очереди к "шалашу" подходят и "пристраиваются" новые участники, находя для себя удобную позу и не нарушая комфорта других.
Примечание. Если участников более 12 человек, то лучше сформировать две (или более) команды.
Итог: - Как вы себя ощущали во время "постройки шалаша"?
- Что необходимо было сделать для того, чтобы каждый ощущал себя комфортно?
Задание 4. "Акулы"
Материалы: два листа бумаги. Участники делятся на две команды.
- Представьте себя в ситуации, когда корабль, на котором вы плыли, потерпел крушение, и вы находятся в открытом океане. Но в океане есть один островок, на котором можно спастись от акул (Каждая команда имеет свой "островок" – лист бумаги, на котором в начале игры могут поместиться все участники команды).
Капитан (ведущий), увидев "акулу", должен крикнуть "Акула!" Задача участников – быстро попасть на свой островок
После этого игра продолжается – люди покидают остров до следующей опасности. В это время ведущий уменьшает лист бумаги наполовину.
По второй команде "Акула!"
- Ваша задача  – быстро попасть на остров и при этом "сохранить" наибольшее количество людей. Тот, кто не смог оказаться на "острове", выходит из игры.
Игра продолжается: "остров" покидается до следующей команды. В это время лист бумаги уменьшается еще наполовину. По команде "Акула!" задача игроков остается той же. По окончании игры результаты сравниваются.
Задание 5. "Похвали себя"
Участникам предлагается подумать и рассказать о тех свойствах, качествах, которые им нравятся в себе или отличают от других. Это могут быть любые особенности характера и личности. Напомним, что овладение этими качествами делает нас уникальными.
Итог:  - Как вы себя ощущали, когда хвалили себя?
Задание 6. "Комплимент"
Каждому участнику предлагается сосредоточить свое внимание на достоинствах партнера и сказать ему комплимент, который бы звучал искренне и сердечно.
Итог: - Как вы себя ощущали, когда хвалили вас?
Упражнение завершения «Аплодисменты по кругу», «Подарок».