Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся в процессе кружковой работы на примере проекта «История одной фотографии»








Секция 4: Творческие мастерские

Тема выступления:

Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся в процессе кружковой работы на примере проекта «История одной фотографии»















Учитель истории и обществознания
МКОУ «Школа-лицей №2» г. Белогорска
Республика Крым
Сидоренко Марина Петровна




2016 г.
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности позволяет наиболее полно развивать их потенциальные творческие способности. Полноценная познавательная деятельность учащихся выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации XXI века. Эти качества являются ключевыми компетенциями личности. Они формируются только при условии систематического включения их в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения особого вида учебных заданий – приобретает характер поисково-исследовательской деятельности.
Я считаю, что для освоения навыков поисково-исследовательской работы основная нагрузка ложится на внеурочную работу учащихся. Уже второй год я являюсь руководителем школьного кружка «Музей» в МКОУ «Школа-лицей №2» г. Белогорска.
Рабочая программа кружка направлена на приобщение учащихся к историческому прошлому и настоящему родного края. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей своей программой вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.
Программа кружка предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
При реализации программы расширяются знания, полученные учащимися при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии, крымоведения и т д.
В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.
В своем выступлении мне хотелось бы остановиться только на одном направлении работы кружка – поисково-исследовательской работе.
2015 год был богат на памятные даты. Мной, как руководителем кружка, было предложено учителям и учащимся школы принять участие в проекте «История одной фотографии». Проект был принят с инициативой. В проекте приняли участие почти все классные коллективы и педагоги нашей школы. Предлагаю ознакомится с аннотацией проекта.
Аннотация

Каждая фотография в фотоальбоме - это отдельный эпизод из жизни человека. С годами, мы часто забываем некоторые моменты нашей жизни, а когда просматриваем фотоальбом, то вспоминаем лучшие из них.
Сегодня мы много знаем о людях, которые жили на нашей земле и творили её историю. Много замечательных имён внесено в летопись нашего города, но есть ещё имена, о которых мы должны узнать.
В 2014/2015 учебном году в школе стартовал общешкольный проект «История одной фотографии», который был посвящен созданию памятного альбома.
Участниками и авторами проекта «История одной фотографии» стали учащиеся 5-11 классов и педагогический коллектив лицея.
Мы решили приурочить выпуск этого памятного альбома к двум знаменательным событиям этого года: 70-я годовщина победы в Великой Отечественной войне и 30-й юбилей нашего школьного музея «Боевой Славы».
Материал альбома может быть использован при подготовке к классным часам и внеклассным мероприятиям. Главным итогом работы стало повышение интереса обучающихся к истории, к судьбам людей и к истории нашей малой Родины.
В результате работы мы пришли к следующим выводам:
1. Одна фотография может содержать в себе неисчерпаемую информацию.
2. Прошлое, запечатленное на фотографии, близко и дорого нам. Оно учит помнить своих земляков и с уважением относиться к их жизни.
3. Исследуя старые фотографии, соприкасаешься с историей страны и судьбами людей, которые вложили свой скромный вклад в служение обществу и стране.
Пусть история каждого из них навсегда останется в нашей душе и памяти!
В течение учебного года все желающие учащиеся и учителя сдавали мне свои наработки, которые я оформляла в специальный журнал. Важным условием участия в проекте было правило – взять фотографию близкого человека и написать историю этого человека, не забыв упомянуть о фотографии: где она сделана, в каком году и т.д.
К 9 мая наш проект был завершен и оформлен в памятную книгу. Презентация книги прошла в классных коллективах, где выступал учащийся подготовивший «свою» историю. Учащиеся и педагоги очень гордились проделанной работой. В школе было принято решение продолжить выпуск книги.
Предлагаю познакомится с одной из историй. Видеофрагмент.

Спасибо за внимание!









13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 115