Конкурс Учитель Года.Представление опыта работы.


Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги!
Я, Быкадорова Юлия Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ лицея №5.Стаж работы-10 лет.
Ролик «Умники и Умницы» (просмотр)
-Каких детей вы здесь увидели?
-Хотели бы Вы, чтобы у Вы в классе было как можно больше таких учеников?
-Каждый учитель мечтает о таких талантливых и способных учениках. Потребность в этом есть не только у нас, но и родителей, и у государства.
-Если была обозначена эта потребность, изменения происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость новых подходов к системе обучения и воспитания, которые отразились в ФГОС. Модель такого ученика, которого хотим видеть мы- учителя, родители, общество обозначена в стандартах.( слайд)
-Как Вы считаете, какие задачи стали перед нами, учителями: русского языка, математики, информатики, и конечно же, перед учителями начальных классов, для выполнения запроса родителей и общества, т.е. получении модели выпускника.?
-Я тоже работаю по реализации стандартов, и хочу поделиться своей системой работы.
-Наша цель обучения…(слайд)
- В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания.(слайд) Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" ( вопросы на слайд)
В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).
При изучении всех разделов русского языка. Учебный процесс выстроила так, чтобы ученик сам оперировал учебным содержанием и при этом у него формировались способности к самообучению, самоорганизации. Дети работают самостоятельно, с учителем, в команде, решая вопросы, строят внутренний план действий, способы к рефлексии. Урок строю как систему познавательных проблем и способов их разрешения на основе деятельностного подхода.
С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД). На этом этапе формирую регулятивные УУД.К ним относятся: целеполагание, как постановка учебной задачи.(Пример)Далее, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка). При повторении изученного материала, ставится перед учащимися новая проблема (Пример: формируются коммуникативные УУД). Учащимся индивидуально или в группах необходимо выбрать верные утверждения и ответить на вопрос: «Почему…?» Каждый думает по - разному, но, выслушав ответы, нам легче выбрать правильный .Таким образом, дети самостоятельно или в группах сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике).
В значительную часть уроков русского языка я включаю проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос) урока).
Проблемные ситуации практически строятся на затруднении в выполнении нового задания, при этом самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, необходимо вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировать свою деятельность, и оценить результат (слайд)
Пример:-Слов таких в русском языке нет.Понятен ли рассказ? Выпиши из рассказа по одному существительному, прилагательному и глаголу.
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
-Калушата, калушаточки! Бутявки…
Одним из важных компонентов при формировании УУД является самостоятельная работа. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы. Я исхожу из того, что урок должен быть обучающим, интересным, деятельным и результативным. Таким образом, самостоятельная работа с учебником помогает становлению ученика как будущего исследователя. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное - это то, чему ученик должен научиться в школе. (слайд )
.При формировании регулятивных и коммуникативных УУД (слайд) широко использую сотрудничество, которое включает организационные формы, нацеливающие учащихся распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг у друга, выполнять работу в малой группе.
В диалоге с учителем учащиеся учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех учащихся в классе и дают оценку себе и товарищам. Учатся понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. ( слайд)
Формируя на уроках разные виды УУД, я поняла, что детям легче и интереснее выполнять задания, строить свою учебную деятельность. Это сказывается не только на заинтересованности предметом, но и на результатах обучения.
Результаты учебной деятельности:
предметы 2012-2013 2011-2012 2011-2010
Общий % успеваемости Общий % качества Общий % успеваемости Общий % качества Русский язык 100% 78% 100% 75% 100% 72%
Литература 100% 92% 100% 87% 100% 81%
Применение деятельностного подхода в начальной школе удобно еще и тем, что оружием учителя становится и послеурочное пространство жизни ребенка. В первую очередь- это внеурочная детяельность. Развивать творческий потенциал каждого ребёнка помогает кружок «Любительский театр», где можно проявить себя, свои способности, творчество.
Я веду кружок «Любительский театр» уже 5-й год. Составленная мною программа кружка «Любительский театр» заинтересовала моих коллег и они стали использовать её в своей работе. (слайд с фото)
Я не только учитель, но и классный  руководитель. Как классный руководитель я стремлюсь сформировать социально – активную личность, способную легко адаптироваться к быстро меняющемуся миру, через систему классных мероприятий. Я считаю, что  воспитание – процесс непрерывный, и, начавшись на уроке, он продолжается во внеклассной деятельности.
4. Участие детей
- «Путешествие в страну права» - урок-презентация
-День народного единства «Мы разные и в этом наше богатство, мы вместе и в этом наша сила»
-Участие в творческом конкурсе, посвященному 20-летию Конституции РФ
-митинг,посвященный 70-летию освобождения г.Каменска-Шахтинского, подготовлен учащимися 4р2 класса;
-учащиеся 4р2 класса приняли участие в общегородском конкурсе «Безопасное колесо» (классный руководитель Быкадорова Ю.В.);
-лицейский отряд ЮИД провел смотр-конкурс уголков ЮИД, в котором отметили грамотами лучших:
II место - 4р2 (классный руководитель - Быкадорова Ю.В.)
- в традиционном смотре - конкурсе отрядов ЮИД 2-4 классов стали призёрами учащиеся 4р2 класса, занявшиеIII место
- участие в интеллектуально-творческих предметных олимпиад развивающего обучения
-мои ученики принимают участие в интеллектуальном международном конкурсе «Русский медвежонок, языкознание для всех»
- Всероссийский конкурс «Познание и творчество»
-лицейский конкурс «Жемчужинка лицея»
Опыт моей работы обобщен на региональном и федеральном уровне.
1.Участие в стажёрской площадке
-2012-2013уч.г.-вебинар по теме «Формирование предметных и метапредметных компетенций младших школьников в контексте ФГОС» открытое занятие по курсу «Любительский театр» 4 класс
-2013-2014уч.г. «?» открытый урок по русскому языку «Обозначение мягкости согласных звуков с помощью Ь» 1 класс
-Всероссийский научно-практический семинар «Достижение стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» средствами активизации инновационного потенциала начального общего образования»