Реферат: «Компетентно – ориентированный подход в преподавании экономики».


Реферат: «Компетентно – ориентированный подход в преподавании экономики».
Одним из главных условий, работающих на повышение качества образования, является внедрение компетентностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.
На смену знаний, умений и навыков выходит понятие компетентности. Это инструмент, при помощи которого можно значительно повысить эффективность современного образования.
Компетентностное обучение ориентировано на развитии личности, культуры мышления, аналитической рефлексии, самостоятельности и ответственности за принятие решений. Все это должно быть в единстве с духовными и моральными ценностями личности.
Школа должна помочь ученикам в овладении технологиями жизнедеятельности, создать условия для формирования способностей самооценки, самопознания и самоконтроля, раскрыть потенциал самореализации, самоактуализации и саморегуляции.
Основная цель такого обучения – формирование высокого уровня социальной зрелости учащихся , компетентностного отношения личности к жизни. Критериями такого отношения являются: осмысленное решение жизненных ситуаций, межличностных конфликтов, способность к оценке пределов своей активности, высокая культура потребления, ответственное отношение к здоровью, осмысление своей жизни и другое.
Наше сегодня – это быстрые социальные и технологические преобразования, экономическая и культурная глобализация, неравенство возможностей, бедности и конфликты, экономические кризисы и экономическая дестабилизация.
Формирование ключевых компетентностей – это задача каждого педагога. Формирование предметных компетентностей – это задача учителя-предметника.
Развитие компетентностей предполагает выполнение учащимися на уроках определенных действий. Таких как:
– умение решать проблемы, использовать собственный опыт;– заниматься самообразованием;– работать с различными базами данных, документацией;– добывать информацию;– иметь собственное мнение;– понимать позицию других людей;– оценивать жизненную ситуацию;– определять рациональное потребление;– оценивать поступки, вредные привычки;– сотрудничать с одноклассниками и взрослыми;– принимать решения;– уметь прийти к общему мнению;– работать в группах;– уметь организовать свою работу;– нести ответственность за поступки;– устоять перед трудностями и т.д.
Деятельность учителя при этом должна быть направлена на:
– использование в работе интерактивных технологий;– проведение нестандартных уроков;– организацию исследовательской работы;– стимулирование самообразовательной деятельности учеников;– отслеживание динамики развития учащихся;– пропаганду достижений науки и культуры;– подбор заданий, которые требуют использования дополнительных источников информации;– проведение консультаций по поиску необходимой информации;– обучение приемам составления плана, написанию конспектов, умению выделять главное;– подготовку заданий творческого характера;– стимулирование высказывания собственных мыслей;– использование диалогических методов в работе;– разработку заданий разного уровня;– создание проблемных ситуаций;– внедрение методов самооценки и взаимопроверки;– организацию работы в парах и группах переменного состава и др.
Новыми нормами становятся:
· жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы;
· жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии.
Это привело к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Мы рассматриваем компетентности как результат образования, заключающийся в овладении набором способов деятельности. В образовательном процессе учитель ориентируется на формирование универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия (УУД) 1) в широком смысле означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; 2) в более узком – ... способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Понятно, что одни способы деятельности носят более общий, другие – более конкретный характер.
В соответствии с этим выстроено три уровня компетентностей:
1) ключевые компетентности – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетентности – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей (например, в качестве общепредметной компетентности рассматривают логические ОУУи Н);
3) предметные компетентности – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетентности, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Наши действия:
1. личностные универсальные учебные действия - действие смыслообразования: «какое значение, смысл имеет для меня учение?».
2. регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание, планирование.
3. познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Видами коммуникативных действий являются: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, разрешение конфликтов.
К какому блоку Универсальных учебных действий относятся следующие действия?
-Различать способ и результат действия (регулятивные)
-Установка на здоровый образ жизни (личностные)
-Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (коммуникативные)
-Осуществлять синтез как составление целого из частей (познавательные).
Итак…определение компетентности как ключевой связано, прежде всего, с тем, что она необходима всем членам сообщества, независимо от их производственных или социальных функций.
Она отражает те способы деятельности, которые принципиально важны для того или иного сообщества, но для многих его членов являются дефицитом.
Например, Самарская область заявляет в качестве ключевой технологическую компетентность, в то время как у британских работодателей такой запрос трудно представить – в этой стране прочтение и исполнение инструкции у работника «в крови» (материалы проекта ИСО).
Помимо ключевых, могут быть выделены компетентности, общие для цикла учебных предметов, например, здоровьесберегающая и природоохранная в естественнонаучном цикле предметов.
В каждом учебном предмете могут быть представлены и предметные компетентности, формируемые в рамках конкретного предмета: высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении; определение времени по часам (в часах и минутах); ориентирование на местности с помощью компаса.
Итак, ключевые компетентности носят общий характер, выходят за рамки отдельных учебных предметов.
Советом Европы еще в конце XX века было дано определение пяти ключевых компетентностей, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы». Это следующие компетентности:
политические и социальные;
связанные с жизнью в многокультурном обществе;
относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией;
связанные с возрастанием информатизации общества;
способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения.
А вот в Новой Зеландии (2005г) тоже назвали пять групп ключевых компетентностей, но иных:
· самоуправление и саморегуляция;
· отношения с другими;
· участие и личный вклад в общее дело;
· культура мышления;
· использование языка, символов и текста.
Австрия выдвигает в качестве ключевых компетентностей:
· способность работать в команде;
· компетенция в коммуникации (работе) с новыми медийными средствами internet, E-mail и др. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что ключевая компетентность:
подразумевает деятельность в неопределённой ситуации
не связана с конкретной технологией
универсальна по отношению к целому классу объектов
в реальной деятельности сложно вычленить в чистом виде
отражает способы деятельности, которые являются дефицитом для многих
отражает способы деятельности принципиально важные для членов общества
необходима всем членам общества
Разные государства формируют свои списки ключевых компетентностей. Эти списки · определяют запрос к системе образования на формирование необходимых качеств у выпускников;
· заявляют о способах деятельности, которые будут востребованы в реальной жизни.
Деление на компетентности условно, поскольку в реальной деятельности одновременно активны несколько сложных умений, вычленить которые в чистом виде невозможно.
И если некто провёл очень удачное выступление, скорее всего, это результат проявления всех компетентностей: хорошо подобранная информация, правильно выстроенный план выступления и умение владеть аудиторией.
В то же время и педагогам, и администраторам всех уровней нужна некая классификация, позволяющая внутри системы образования четко обозначить результаты образования и работать на их достижение.
В нашей стране не существует единой классификации ключевых компетентностей. Разные группы учёных предлагают списки, которые имеют общие компоненты и различия.
Группа авторов, работающих в проекте ИСО, предложила укрупнить их и говорить о формировании:
· коммуникативной компетентности (включающей как собственно коммуникативную компетентность, так и готовность к социальному взаимодействию),
· информационной компетентности (включающей готовность к самообразованию и готовность к использованию информационных ресурсов),
· компетентности решения проблем (включающей готовность к разрешению проблем и технологическую компетентность).
Классификация ключевых компетентностей:
Информационная Доступ к информации, поиск информации, обработка, сопоставление информации, представленной в разных форматах, в том числе противоречивой …
Коммуникационная Создание письменного продукта заданного жанра, устное выступление, соблюдение норм письменной и устной речи, соблюдение культуры общения, способность работать в команде…
Компетентность разрешения проблем Грамотная постановка задачи, планирование собственной деятельности, умение точно выполнять инструкцию, оценка результата, рефлексия собственного продвижения…
Заключение: «Мы учимся не для школы, а для жизни».
Компетентностно-ориентированное задание: является деятельностным;
строится на актуальном материале; моделирует жизненную ситуацию;
имеет структуру; требует применения общих учебных умений.
Вернемся к предметным компетенциям (в экономике) – это значит задать перечень предметных профессионально-ориентированных вопросов, ситуаций и задач теоретического и прикладного характера, к решению которых должен быть подготовлен ученик после изучения предмета.
Они обычно приводятся в программах учебных предметов (дисциплин) в разделе «Требования к уровню освоения предмета».
Понятие «компетентность выпускника лицея» по своей сути дуалистично: с одной стороны, это характеристика персонифицированного результата образования – подготовленности выпускника к осуществлению социальной и профессиональной деятельности, профессионально-личностному самосовершенствованию, мера соответствия его знаний, умений, навыков, опыта, личностных качеств и психических свойств компетенциям и к будущей квалификации специалиста; с другой стороны – обобщенный показатель успешности учебно-воспитательной деятельности лицея. Экономика как школьный предмет стала появляться в нашей стране в середине 90-х годов. За этот недолгий срок  преподавание экономики в школе  не только не  было прекращено, но и  наоборот стало стремительно развиваться практически во всех государственных и частных школах, а заинтересованность преподавателей, учеников и их родителей растет с каждым днем. У современных школьников появилась уникальная возможность изучить «взрослую» экономику в  доступной «детской» интерпретации. На данный момент существует несколько подходов к изучению этой сложной науки, причем каждая школа выбирает свой.Бизнес-ориентированный подход. Основа - освоение практических навыков ведения бизнеса. Ученики узнают о том, как предприниматель выбирает, планирует и ведет собственное дело. Школьники разрабатывают настоящий бизнес-план, выбирают нишу для собственного бизнеса и создают  креативные идеи для его развития.Теоретизирующий подход. Экономика преподается как отдельно читаемая экономическая история, микроэкономика, макроэкономика. В данном случае школьнику сложно воспринимать большой объем информации, знания не укладываются в систему и интерес к предмету может быстро иссякнуть.Культурно-функциональный подход. Главная задача состоит в формировании общей культуры и изучении сути экономических процессов и явлений.Академический подход. Цель – дать  упрощенное, но целостное представление об основах экономики, чтобы создать учащимся базу для обучения в вузах. По мнению большинства преподавателей экономики лучше всего совмещать преподавание теоретической части с практикой, что помогает обучающимся  принимать экономические решения и анализировать экономическую ситуацию в бизнесе.
Ученики создают виртуальную фирму, выбирают ее организационно-правовую форму и составляют учредительные документы. Такая практика помогает детям получить адекватное представление о сути экономических явлений, с легкостью выносить аргументированное суждение по экономическим вопросам, обрести опыт в анализе экономических ситуаций и происходящих в жизни общества изменениях.
Занятие воспитывает у учащихся инициативу, активность и самостоятельность в принятии решений, вырабатывает практические навыки принятия ответственных экономических решений.Экономические знания нужны всем детям, не зависимо от того какую профессию они выберут в будущем. Не смотря на это, не все школы могут позволить себе введение данного предмета.До сих пор   нет еще четкой концепции экономического образования в школе. Преподаватели  используют разные программы, стараясь, чтобы знания школьников позволяли им ориентироваться в бизнес среде. Не достаточно методических материалов - рабочих тетрадей, пособий для учителей, задачников.
Нет единого мнения о том, с какого возраста ребенок к обучению. В любом случае нужно начинать с азов, постепенно возвращаясь к изученным вопросам, расширяя и углубляя их. Метод обучения, доступность и качество изложения материала – вот основы успешности курса.
Активное участие школьника во время обучения и деловые игры повышают интерес к предмету, позволяют пережить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить отличные знания. Главная задача учителя – сделать так, чтобы ученик был вовлечен в рабочий процесс и был открыт к усвоению новой информации. Преподавание экономики целесообразно проводить параллельно с практическими занятиями, которые помогают получить полезные навыки. Экономические знания – это не тяжёлый багаж, а оперативный инструментарий, позволяющий человеку принимать быстрые и правильные решения в критических ситуациях предпринимательской деятельности. Как же решить эти проблемы, как выбрать программу, по которой не только будет интересно работать, но которая будет подходить учащимся?
Наш лицей ориентируется на интересы самих учеников, на то, какую социальную роль они определяют для себя в будущем, учащиеся выпускных классов уже обычно сориентированы на выбор дальнейшего образования. Безусловно, будет играть роль и специализация (профиль) образовательного учреждения. От этого и следует, вероятно, отталкиваться, выбирая программу экономического образования.
И мы не отказываемся от цели дать базовые экономические знания всем школьникам, ведь они необходимы для того, чтобы в рамках общего развития понять экономическую и общественную основы человеческого существования ( в 6-8 классах).
Мы считаем, что социально-экономическая направленность школы синтезирует базовые инвариативные характеристики социально-гуманитарного, информационно-технологического, физико-математического профилей и предполагает формирование у учащихся качеств и характеристик, значимых для представителей профессий типа «человек-человек», «человек-знак», «человек-природа», «человек-техника».
Образование в рамках социально-экономической направленности обучения готовит учащихся к предпринимательству, менеджерской и маркетинговой деятельности. Образовательный процесс в школе социально-экономической направленности должен предусматривать передачу обучающимся таких методов мышления, которые обеспечивали бы не только познание и исследование, но и проектирование нестандартных решений, преобразование сложившейся жизненной ситуации.
Ведущая целевая линия экономического образования состоит из следующих модулей:
1. Начальная школа: формирует представления об экономических явлениях в окружающем мире, развитие интереса к изучению экономической действительности и выбора профиля обучения.
2. Основная школа (5 – 9 классы): на второй ступени обучение носит интегрированный характер, означающий усиление межпредметных связей, познание основных экономических категорий и законов, экономических взаимозависимостей в окружающем мире с активным использованием компьютерных технологий и творческих заданий. Для пропедевтики профильного обучения многие предметы изучаются по скорректированным программам на доступном для соответствующего возраста детей уровне.
3. Старшая школа (10 – 11 классы): третья ступень обучение носит профильное направление, когда в учебном плане появляются новые, нетрадиционные учебные предметы, элективные курсы, отражающие тип профилизации, и способствуют формирование способностей применять инструменты экономического анализа различных ситуаций и фактов на микро- и макроуровне и доступно объяснять выявленные закономерности. Самоопределение личности для решения поставленных экономических задач.
4. Допрофессиональная и профессиональная подготовка: знания и навыки, полученные при изучении предмета на трёх ступенях экономического образования, позволяет учащимся чувствовать себя уверенно в решении вопросов рыночной экономики, сознательно выбирать свою будущую профессию, всесторонне изучив её основы. Данная профессиональная подготовка даёт ощущение значимости собственной личности, поскольку знания и умение мыслить – необходимая предпосылка для обретения самоуважения.
5. Дополнительное образование: позволяет учащимся существенно расширить представление о бизнесе, а также о том, как знания из различных дисциплин могут предоставить дополнительные конкретные преимущества. Особенно хочется отметить, что учащиеся участвуют в Чемпионатах проводимых ТАУ.
6. Экономические игры (Миллиардер, Монополия, НаноВенчур и пр.) : направлены на развитие практических навыков самостоятельной экономической деятельности. Основной целью игры является формирование основ экономического мышления, выработка функциональной экономической грамотности и способностей к саморазвитию, формирование практических навыков принятия решений в различных экономических ситуациях, изменение содержания экономического образования учащихся с акцентом на практическую направленность образовательного процесса.
Прохождение данных модулей экономического образования, позволяет учитывать происходящие в обществе изменения, готовить учащихся к объективному восприятию обществ и его экономических основ, которые находятся в постоянном процессе изменения. Для того чтобы следить за всеми коллизиями этого движения, учащиеся должны научиться мыслить соответственно логике экономических категорий, выработать навыки правильного и эффективного применения полученных знаний, навыки быстрой ориентации в многочисленных проблемных ситуациях функционирования рынка.
Основополагающий педагогический закон лицея социально-экономической направленности: – уважение к личности ученика, восхождение к индивидуальности каждого, стремление оказать любую поддержку ученику, развивая его способности; демократический стиль в организации образовательного процесса; формирование у обучающихся культуры жизненного самоопределения, умений трудиться расчётливо, экономно, анализировать ситуацию, ставить цель, планировать, добиваться высокого качества труда; оформление проектных идей обучающихся в проекты и реализация локальных проектов разного типа; создание условий, благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья детей, обучающихся в школе социально-экономической направленности.
Базовыми учебными пособиями для изучения экономики являются учебники утвержденные к применению в российских школах. Логика и структура изложения курса позволяют формировать у обучаемых научный подход к рассматриваемым экономическим проблемам. В то же время при преподавании курса внимание акцентируется на практическом значении изучаемых научных понятий. Компьютерные технологии  поддерживает высокий интерес учащихся к изучению предмета, прививают навыки самостоятельного анализа обстановки и принятия экономических решений.  Игры  моделирует работу конкурирующих компаний, производящих и продающих одинаковую продукцию. В процессе игры учащиеся имеют великолепную возможность вспомнить и применить важные концепции и принципы, усвоенные на урока
Интерактивные игры (Экономическая тропа, Морской бой, Счастливый случай, Интеллектуальное Сайджу и пр.) позволяют в игровой форме закрепить полученные знания и попробовать применить их в "виртуально-реальной" ситуации. Игры предполагают вариативность действий пользователя и получаемых результатов.
Контроль представлен тестовыми заданиями различных уровней сложности (в 10 – 11 классах в форме текстов ЕГЭ) и предлагается учащемуся по завершении изучения каждого сюжета. Контрольные задания состоят из закрытых вопросов в форме тестов.                      
Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономики.
Уровень подготовки и эффективность обучения любой дисциплине находится в прямой зависимости от взаимодействия звена "учитель-ученик". Экономика в этом плане не исключение. Ничем не заменить атмосферу творчества, возникающую при непосредственном общении преподавателя и учащихся.
В учебной практике сложились вполне оправдавшие себя следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук:
-    лекции,
-   самостоятельная работа,
-   консультации,
-   зачеты,
-   различные формы внеклассной работы.
Занятия должны быть яркими и убедительными и безукоризненными в научном отношении; выходить за рамки даже самою нового и качественного учебника; учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и рецептов; быть грамотными и логичными.
Наше время перенасыщенное  всевозможной и разнообразной информацией предъявляет   особые  требования к образованию и, конечно, учителю.  Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что не мало важно, но мы должны научить детей  думать, анализировать, учить  отбирать необходимую информацию.
-       научиться  познавать;
-       научиться  делать
-       научиться жить вместе
-       научиться жить в ладу с самим собой.
Причиной затруднений в реализации межпредметных связей можно считать недостаточное знание содержания учебных дисциплин, с которыми необходимо устанавливать связи; отсутствие методических рекомендаций по конкретным темам, требующим межпредметных связей; отсутствие координации работы учителей в этом направлении.
Проблема экономического образования как раз и заключается в том, что большинство считает себя специалистами в этой области. Вроде бы и так все понятно: купить подешевле / продать подороже и т.д.
В результате не только у рядового обывателя, но и даже у многих высокопоставленных деятелей складывается превратное мнение о простоте экономических законов и легкодоступности экономических принципов
В результате окончания полного цикла данного обучения из школы будет выходить человек, имеющий все базовые знания в области экономики, необходимые для последующего наложения на них прикладных знаний. Вероятно, когда-нибудь станет возможно создание принципиально новых школьных программ.