Конспект урока по русскому языку Сложноподчинённое предложение как форма выражения мысли (9 класс)

Урок русского языка в 9 классе
Тема: «Сложноподчиненное предложение как форма выражения мысли.»
Цели и задачи урока:
1.изучение структуры сложноподчиненного предложения;
2.расширение знаний об аналитических возможностях
сложноподчиненных предложений;
3.формирование критического отношения
к различным способам выражения мысли;
4.развитие речи;
5.повторение словообразования;
6.закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
Слово учителя:
Этот урок является логическим продолжением предыдущих уроков, на которых мы изучали сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных.
Правильная, грамотная речь является выражением глубокого мышления, именно поэтому в наше время особое внимание уделяется вопросам лингвистики. Сложноподчиненное предложение заключает в себе большие аналитические возможности.
Сегодня мы продолжим работу по изучению структуры предложений, проанализируем разные формы выражения мысли, продолжим работу по составлению схем.
СЛАЙД №1,2.
Задание.
1.Продолжите мысль Гете. Какие варианты могут быть?
2.Замените фразу сложноподчиненным предложением, устраните ненужный лексический повтор.
3.Продолжите и объясните мысль Гете.
СЛАЙД №3.
Анализ предложения.
У истоков нашей классической литературы стоял человек, который был наделен даром слова. Сегодня речь пойдет об А.С.Пушкине.
Графический диктант.
6 июня 1837 года, когда исполнилось 144 года со дня рождения А.С.Пушкина, в осажденном Ленинграде появились пешеходы, шедшие в одном направлении. Эти люди направлялись к небольшому старому дому, где была квартира Пушкина, куда по традиции всегда приходили чествовать поэта. В комнате было пусто, все вещи были эвакуированы, стоял только небольшой бюст поэта, перед которым говорили речи и читали стихи. Голодные, ослабленные ленинградцы- блокадники были непобедимы, потому что не оскудели духом.
СЛАЙД №4. СЛАЙД №5.
Задание. Проанализировать предложение, объяснить орфограммы, проверить схемы.
Поэзия Пушкина вдохновляла многих. Композиторы писали музыку. Вот вальс Свиридова к повести «Метель».
СЛАЙД №6.
Слово учителя.
Утром 27 января 1837 года Пушкин ещё работал: писал, был внешне спокоен. Зимний день клонился к вечеру. Чёрная речка. В поединке с Дантесом Пушкин защищал честь свой жены, своей семьи, свою честь. Рана оказалась смертельной. Он жил ещё два дня; мужественно, стиснув зубы, переносил мучения. Друзья неотлучно находились в квартире, а вокруг дома стояла толпа народа. 29 января Пушкина не стало. Поэт ушёл с высоко поднятой головой, великий сын великой земли русской.

Выразительное чтение.
Зажжём свечу и сядем кругом,
Прислушаемся, помолчим.
И под крылом февральской вьюги
Полозьев звуки различим.
Кого оплакивают сани?
Кто в них с поникшей головой?
То Пушкин он смертельно ранен.
Наш Пушкин. Он ещё живой
Его везут тайком от люда,
Над ним судьба свершила суд.
А может быть, свершится чудо
И боги Пушкина спасут?
Взмахни крылом февральским, вьюга,
И отступи с дороги. Чу
Мы поспешим на голос друга!
Зажжём в честь Пушкина свечу
Ася Горская.
СЛАЙД №7.
Задание. Записать предложение, выделить основы определить вид сказуемых.
Выписать слова, созданные по одной словообразовательной модели.
Сделать схемы.
СЛАЙД №8.
Вдумайтесь в смысл. Какие пары слов можно выделить?
Антонимы: юность- взрослость, вечность- бренность, пошлость- ценность
( контекст.).
СЛАЙД №9.
4.Закрепление изученного материала.
Продолжите предложение.
Пушкин сегодня нужен (не нужен), потому что..
5.Рефлексия.
-Какие трудности возникли при изучении материала?
-Что понравилось на уроке?
6.Инструктаж домашнего задания.
Развить тему, составить 8-10 сложноподчинённых предложений, начертить схемы.













Заголовок 115