Дискуссионный клуб Мое мнение. Рабочая программа


УТВЕРЖДАЮ:
Зам.директора по УВР
Цыпленкова О.Ю.
_________________________

«__1__» _сентября__2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСКУССИОННОГО КЛУБА
«МОЕ МНЕНИЕ»
Руководитель – Калинина Елена Владимировна


Количество часов – 12
Дискуссии проводятся 1 раз в месяц

Арзамас 2016
Пояснительная записка
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным». СЕНЕКА
Современный мир принципиально изменил человеческую деятельность – людям все больше приходится управлять технологиями и быть коммуникабельными для достижения личных целей. Поэтому основная задача современного школьного образования – разработка и применение комплекса обобщенных способов деятельности, применимых в любой предметной области. Школьникам необходима такая педагогическая технология, которая стала бы основой поведения в различных житейских ситуациях, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования активной личности. Одной из задач воспитательной работы в школе является воспитание нравственного человека, который имеет цель, умеет решать жизненные проблемы, ориентирован в социальном пространстве, имеет творческую индивидуальность.
Средством воспитания является деятельность ребенка, в которую он вовлечен. Одной из таких деятельностей является дискуссионный клуб. Это возможность ребенка поговорить на волнующую его тему или проблему, выразить свое мнение, возможность быть услышаным. Для подростка это очень важно и необходимо.
Психологическое обоснование деятельностного подхода в школьных методиках принадлежит видным отечественным психологам Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьеву, С.Л. Рубинштейну и в общих чертах сводится к положению о том, что становление личности возможно только в деятельности, так как школьник чувствует себя свободным, может проявлять инициативу и самостоятельность, что придает оптимистический характер мировоззрению молодого человека и помогает преодолеть возрастной нигилизм. Данная программа создана как средство способствующее развитию творческих способностей обучающихся, развитию познавательных интересов и даёт право обучающимся сочетать различные направления и формы занятий. Деятельность «Точки зрения» осуществляется в свободное от основной учёбы время и отличается свободой выбора направлений и возможностью смены сферы деятельности обучающегося в течение года.
Деятельность учащихся в дискуссионном клубе характеризуется добровольностью, инициативностью и активностью всех участников (детей, родителей, педагогов), а также отсутствием жесткой регламентации и жесткого результата.
Деятельность носит неформальный и комфортный характер для всех участников.
Актуальные данной программы обусловлено несколькими причинами:Подростки и юноши испытывают огромные психологические трудности при определении своих жизненных целей и перспектив.
Учебные предметы не дают возможности реализовать творческие, коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся.
Социальная и экономическая ситуация, на фоне которой происходит развитие наших детей, приводит к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно находить решение в конфликтной ситуации.
Основная цель – помочь подросткам узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и точно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствует их повышению.Развивающие задачи программы:
обучающиеся смогут
определить свои жизненные планы, выбрать профессию
прояснить временную перспективу будущего и в итоге продвинуться в личностном развитии, в обретении собственной идентичности.
сформировать умение участвовать в дискуссии
Обучающие задачи программы:
обучающиеся смогут
овладеть основными операциями мыслительной деятельности - синтезу, анализу, общению
расширить кругозор и словарный запас
сформировать умение быстрого поиска информации, критического отношения к ней.

Воспитательные задачи программы:
обучающиеся смогут
обогатить свой духовный мир в процессе дискуссии
реализовать свои потребности в самосовершенствовании и самоутверждении
сформировать активную гражданскую позицию.
Реализация целей и задач осуществляется следующими условиями работы:
1. Материальные условия:
- наличие помещения для заседаний организационного комитета и для проведения дискуссии;
- технические средства (компьютерный класс, аудио- и видео- материалы , доступ в Интернет и т. д.).
2. Организационные условия:
- организация самоуправления ДИСКУССИОННОГО КЛУБА с помощью инициативной группы учащихся (волонтеры).
- создание коллектива единомышленников
- проведение дополнительных занятий по развитию речи
-ознакомление участником дискуссии с курсом риторики
3. Психологические условия:
создание условий работы, в которых формируются отношения сотрудничества, доверия и взаимоуважения
подбор волонтеров, умеющих управлять ученическим коллективом в процессе определения темы клубного заседания
формировать искренние, доброжелательные отношения в клубе, что повлияет на эмоциональное восприятие жизни.
Алгоритм дискуссионного клуба.
Теоретические занятия по методике проведения дискуссии проводит педагог-руководитель
Заседание клуба готовиться инициативной группой, которая предлагает тему и форму для диспута:
дебаты (обмен аргументами и контраргументами)
диспут (обсуждение с наличием одного или нескольких выступающих с основными докладами)
мозговой штурм
круглый стол (подготовленное обсуждение по заранее поставленной проблеме с выделением определенных вопросов)
ток-шоу
Аквариум (разделение участников на обсуждающих и наблюдающих за ходом обсуждения с целью его анализа)Инициативная группа имеет меняющийся состав.
Инициативная группа принимает почетных гостей.
Участниками могут стать все, кто заинтересовался предложенной темой заседания.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХОДЕ ДИСКУССИИ
Один из возможных вариантов
1. Правило поднятой руки.
2. Отказаться от агрессии, быть позитивно настроенным.
3. Критикуя, предлагать.
4. Слышать и слушать друг друга (не перебивать).
5. Не злоупотреблять предоставленным словом (соблюдать регламент).
6. Критиковать идеи, а не личность (уважительно относиться к собеседнику).
7. Не навязывать свое мнение.
8. Толерантное отношение к другим мнениям и позициям.
9. Избегать поучений.
10. Сдерживать эмоции.
11. Развивать дискуссию, не повторяться, предлагать новые идеи.
12. Иллюстрировать свои мысли примерами.
Концепция модернизации российской системы образования и Методические рекомендации по  развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях определяют общую стратегию развития, основные принципы методической и педагогической деятельности, главные содержательные линии работы, с учетом ряда принципов:
ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании; 
развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств.
Реализация задач рабочей программы основана на использовании традиционных и специальных методик российской педагогики. Педагог опирается на индивидуальную и групповую деятельность учащихся. Темы занятия соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном  учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.
Программа осуществляется в тесном сотрудничестве с преподаванием спецкурсов, с методическим объединением классных руководителей техникума.
Программа выполняет еще одну важную задачу – расширяет культурное пространство школы.
В этой сфере знакомство ребенка с ценностями культуры общения происходит с учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций техникума. Актив приглашает и организует встречи с интересными людьми – специалистами в определенной сфере, соответствующей заданной теме дискуссии.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
 Главная задача современного педагога – развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством, но и стремящегося их умножать. Работа дискуссионного клуба «Мое мнение» не имеет жестких рамок результативности, так как эффективность деятельности могут оценивать сами учащиеся, педагоги, родители как долгосрочную, так и краткосрочную.
Среди краткосрочных результатов можно назвать:
создание компьютерных презентаций по заданной теме
написание эссе по заданной теме
организация волонтерского движения в школе
выбор профессии участниками школьных дискуссий и т.д.
Среди долгосрочных результатов можно выделить:
приобретение знаний, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, и т.п.)
умение добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения
навык проявлять свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
тема содержание темы
Вводное занятие. Цели и задачи проекта. Выборы волонтеров клуба. Определение темы дискуссий путем тестирования классных коллективов.
Композиция речи Теория курса: начало речи, вступление, главная часть, конец речи, свободная композиция. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.
Что значит владеть своим голосом? Темп речи, сила и высота голоса Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.
Как подготовить устное выступление Экспромт. Определение темы, направленности, названия выступления. Предварительный план. Работа над фактами, теоретическим материалом. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.
Способы связи речи в устном выступлении Слова, словосочетания, предложения, выражающие субъективное отношение к речи. Повтор и анафора. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.
Диалог в дискуссии Монолог особого типа. Скрытая форма диалога. Открытый диалог. Языковые средства создания эмоциональности речи. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.
Стиль и тип речи Использование книжных стилей в речах разного рода и вида. Письменная речь в устном выступлении. Использование разных типов речи. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.
Словесная наглядность Что такое ассоциация? Тропы – средство наглядности речи. Использование и создание оратором литературно-художественных образов. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.
Речевые ошибки Нормы языка и речевые ошибки. Нормы ударения и речевые ошибки. Выбор слова. Пословицы. Нормы грамматики и их нарушение. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.
Для успешного проведения дискуссии надо учитывать:
-тема должна быть актуальной, задевать за «живое»;
-аудитория должна быть подготовлена к проблеме (предварительный опрос, информация по проблеме, листовки и т.д.)
-следует обеспечить участников материалом для записей идей, предложений, иллюстрации мыслей, чтобы результаты были доступны для всеобщего обозрения (можно заменить компьютером, интерактивной доской);
-в ходе дискуссии участников надо разбить на группы по 5-6 человек (или по классам), учитывая, что каждый имеет право голоса, с учетом наличия в каждой из них заинтересованных участников;
-участников лучше разместить по кругу, для лучшего общения, все должны видеть друг друга.
Примерные предполагаемые темы дискуссий
месяц тема
сентябрь Упражнения Джеффаоктябрь Герои нашего времени
ноябрь День национального примирения и согласия
декабрь Мы разные, но мы вместе (ко Дню толерантности)
январь Молодежь и политика
февраль Патриотическая песня сегодня.
март Женщина в современном мире
апрель Международные отношения современности
май Образ современного специалиста
Список литературы
Р. Алберти, М. Эммонс Самоутверждающееся поведение .. Санкт-Петербург. 1998 г.
Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. - М.: МИРОС, 1997.
Л.П Гришак. Общение с собой. - М., 1999.
Н.Н.Кохтев Риторика М., 1996 г.
Р.Р. Немов Психология. - М., 1990.
Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000 г.
П. Тресс, Ж. Пиаже Экспериментальная психология., - М., 1966.
Р. Цукерман. Психология саморазвития.. Москва, 1995 г.
В.Франкл. Человек в поисках смысла. - М., 1991.
Э. Фромм. Бегство от свободы. - М., 1990.
Приложение
ЧТО ТАКОЕ ДИСКУССИЯ
Учащихся необходимо учить дискуссии. Это достаточно сложная форма работы. Очень большое значение здесь имеет личность педагога, руководителя и организатора дискуссии. Еще до организации дискуссии учащимся необходимо рассказать о правилах дискуссии, или выработать свои правила ведения дискуссии. Данная форма работы построена на альтернативе, сопоставлении различных точек зрения, она дает возможность участникам сформировать собственную позицию и умения ее отстаивать. Число участников такой встречи ограничено, свободный обмен мнениями по актуальным вопросам предусматривает достаточно высокий уровень подготовки участников. Работая с классом, или с группой учащихся необходимо привлечь всех к подготовительному этапу, можно разбить на несколько малых групп:
1-я группа: оформляет помещение, где будет проходить дискуссия, подбирает высказывания, афоризмы, рисует плакаты, рисунки по данной теме;
2-я группа: проводит анкетирование, социологические опросы по интересующей теме, выявляет наиболее интересующие вопросы, приглашает гостей на встречу;
3-я группа: определяет основные темы вопросов дискуссии, готовит спецвыпуски, посвященные обсуждаемым вопросам, выступление учащихся по отдельным вопросам.
Тема дискуссии должна быть сообщена заранее, еще лучше, если это будет объявление о приглашении на дискуссию с обозначенной темой, местом, временем проведения, и кто приглашается на данное мероприятие.
Если вы хотите провести общешкольную дискуссию, то целесообразнее обсудить эту проблему вначале по классам, выработать «особое мнение» класса, а затем каждый класс выбирает команду, которая будет отстаивать точку зрения коллектива на общешкольной дискуссии. Остальные ребята класса могут участвовать как зрители и высказывать мнение зала по данному вопросу.
Для проведения дискуссии необходимы эксперты. Это могут быть учителя, люди компетентные в данном вопросе, профессионалы, те, кто интересуется или занимается данным вопросом. В любом случае люди должны знать тему, вопросы, которые будут подниматься во время дискуссии, и быть готовыми к подведению итогов дискуссии, анализу высказываний и систематизации знаний учащихся в этих вопросах.
Для создания дискуссионного клуба необходимо создать актив клуба, который придумает название клуба, составить план работы на год, будет организовывать дискуссии и проводить заседания клуба.
Чтобы легче было выбрать темы для дискуссии можно провести анкетирование среди обучающихся 1-4 курсов и учителей школы, для того чтобы вынести на обсуждение актива клуба наиболее часто встречающиеся темы, выбрать наиболее интересные, обобщить вопросы в одну интересную тему.
Вопросы к анкете могут быть такими:
Знаешь ли ты, что такое дискуссия?
Как ты считаешь, можно ли обсудить проблемы, интересующие тебя и твоих друзей всем вместе?
Какие бы вопросы, темы или проблемы ты бы хотел обсудить с ребятами?
Хотелось бы тебе организовать такую дискуссию?
Что ты считаешь самым важным в проведении дискуссии?
Трудности, наиболее часто встречающиеся в начале организации и проведении дискуссий:
- правильно подобрать тему и разбить ее на вопросы, которые будут понятны и интересны ребятам;
-сложности в том, чтобы «разговорить» ребят, научить их говорить, высказывать свои мысли, не бояться публичных выступлений;
-подбор экспертов, которые должны быть известны и интересны учащимся;
-не делить на «правильные» и «неправильные» высказывание, а уметь убедить и направить дискуссию в нужное русло.
В ходе дискуссии могут возникать ситуации, когда обсуждение начинает «затухать». В этом случае можно использовать специальные приемы обострения дискуссии:
-демонстрацию непонимания («Уточните, что вы имеете в виду..»);-сомнения («Это все?», «Так ли это?», «Вы уверены?»);
-проблематизация («Почему? Обоснуйте, пожалуйста?»);-альтернатива (выдвижение и обоснование противоположного тезиса);
-«доведение» обсуждения до абсурда;
-«нет-стратегия» («Этого не может быть», «Не о чем говорить»)
После проведения дискуссии очень важно провести так называемую «обратную связь». Можно попросить участников дискуссии по окончании мероприятия ответить на несколько вопросов:
1.Была ли тебе интересна тема сегодняшней дискуссии?
2. Что тебе понравилось в нашем мероприятии? Совпала ли точка зрения выступающих с твоей?
3. Что не понравилось в нашем мероприятии? Что бы ты изменил в сегодняшней дискуссии?
Эти анкеты необходимо проанализировать и обсудить на заседании актива клуба, для того, что бы в следующий раз избежать ошибок, и провести дискуссию более динамичнее, интереснее, заинтересовать ребят, помочь ребятам анализировать проведение мероприятий.