Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы


Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Современный урок русского языка и литературы должен быть обучающим,  воспитывающим,  развивающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной работе – потребность сегодняшнего дня.   
В своей педагогической деятельности активно использую технологии проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникативные, проектные, здоровьесберегающие, групповые, дифференцированные технологии.
Эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся является использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.
ИКТ позволяют разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышают творческий потенциал личности.
Коммуникативные технологии использую при изложении нового материала (демонстрационно-энциклопедические программы), закреплении изложенного материала (обучающие программы), в системе контроля и проверки (тестирование), для самостоятельной работы учащихся (электронные энциклопедии).
Активно использую интерактивную доску, мультимедийный проектор. Учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый текстовый и графический материал заранее. То, что ученик видит на экране, надолго остаётся у него в памяти. На уроках использую следующие электронные пособия: "Наглядный русский язык. 5 -9 класс"; "Наглядная литература. 5-9 класс"; электронный сборник изложений для 5-11 классов. Применяю электронные пособия виртуальной школы «Кирилл и Мефодий».
Приобщиться к художественному миру поэтов и писателей русской литературы позволяют видеоматериалы, иллюстрации, которые можно копировать и распечатывать отдельно от текста.
С помощью программы Power Point создаю слайды для объяснения нового материала, использую Интернет-ресурсы.
Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учащиеся в Интернете находят нужную информацию, готовят презентации, тестовые задания, вопросы по темам.
Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
В обучении обращаю внимание на требования, основанные на видах деятельности, соответствующих  психолого-возрастным особенностям и склонностям учащихся на ступени основного, среднего общего образования. Осуществляю дифференцированный подход к каждому ребенку, стремлюсь помочь развить личность ученика с учетом его склонностей, способностей и интересов. Это позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию отдельного ученика, осуществить личностно-ориентированный подход к обучению.
Одной из часто используемой мной технологий – игровая. Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровая технология обладает огромными возможностями. Сложные учебные задачи решаются мной при использовании разных игровых моделей урока: КВН, викторины по творчеству того или иного писателя, уроки-путешествия.
Важно применять на уроках такие образовательные технологии, которые не только формируют знания, но и позволяют осуществить деятельностный подход в обучении. К таким технологиям относится метод проекта. Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, групповую и предполагает решение какой-либо проблемы. Проектная деятельность способствует активизации познавательной активности школьников, а также развитию навыков исследовательской работы.
Успешность обучения в школе определяется также уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения.
При подготовке и проведении каждого урока учитываю: строгую дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов; оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворённость; четкая организация учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ, соблюдаю требования САНПиНов:
1) на уроке создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки.
2) при планировании урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности: интеллектуальную – эмоциональную– двигательную;
3) провожу физминутки, динамические паузы, минуты для здоровья (профилактические упражнения для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки) - все это направлено на снятие напряжения и усиление работоспособности;
4) на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “здоровый образ жизни”, “правильное питание”, “экология”; осуществляю индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
5) провожу тренинговые мини-занятия для уменьшения степени тревожности учащихся, такие как “Учитесь поддерживать друг друга”, “Приветствия бывают разными”, “Работа в группах”, “Мы и успех”.
Систематическое включение в урок элементов здоровьесберегающей технологии, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес детей к предмету русского языка и литературы, облегчает его изучение, приучает к дисциплине и заботе о своем здоровье, снижает показатель заболеваемости, приводит к улучшению психологического климата в классе. Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе даёт хорошие результаты, способствует повышению динамики качества знаний учащихся.
.