Социальный проект «Профилактика компьютерной зависимости среди обучающихся

Программа профилактики компьютерной зависимости подростков

Автор работы: директор школы, учитель математики
Беленко Лариса Юрьевна
«Профилактика компьютерной зависимости
среди учащихся 5-11 классов МБОУ СОШ №25»

Скоро останутся лишь две группы людей:
те, кто контролирует компьютеры,
и те, кого контролируют компьютеры.
Постарайтесь попасть в первую.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(американский специалист по менеджменту)


Актуальность реализации:
Бурное развитие ИКТ-технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ученика. Вместе с положительным эффектом компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на физическое и психологическое здоровье детей и подростков. Одно из них - компьютерная зависимость. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.
Основные причины возникновения компьютерной зависимости у подростков:
1. Самая первая и самая главная – отсутствие навыков самоконтроля у подростка. Впоследствии, став взрослым, он также не сможет себя контролировать, ограничивать, «тормозить».
2. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье.
3. Отсутствие у ребёнка серьёзных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.
4. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.
5. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение организовать свой досуг. 6. Бурная переписка (более 20 сообщений в день) также способствует возникновению зависимости, так как время в переписке летит незаметно, хотя она и не передаёт эмоций и чувств.
Признаки компьютерной зависимости:
Значительное улучшение настроения от работы за компьютером
Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере
Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам
Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере
Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера
Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера
При общении с окружающими сведения любого разговора к компьютерной тематике
Падение успеваемости
Появление проблем в общении, частые конфликты
Подросток скрывает от окружающих, сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает
Проект направлен на формирование, развитие информационной культуры школьников и ценностного отношения к своему здоровью, формирование умений рационально использовать инструменты и технические средства информационных технологий в системе образования и содержательного досуга.
Цель:
Формирование информационной культуры и профилактика компьютерной зависимости школьников в рамках общешкольной концепции создания единой информационной образовательной среды.
Задачи:
Повысить ИКТ-компетентность педагогов, родителей и учащихся
Разработать систему мер по формированию информационной культуры школьника
Проведение мероприятий, направленных на формирование умений рационально и безопасно для здоровья использовать компьютер, мультимедийные ресурсы и ресурсы Интернет в системе образования и содержательного досуга
Организация интересного, полезного досуга, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни
Разработать рекомендации для классных руководителей, учеников и родителей по профилактике компьютерной зависимости
Проект профилактики компьютерной зависимости среди учеников рассчитан на учебный год. Первый этап (сентябрь - октябрь) – подготовительный (диагностический), второй этап (ноябрь - апрель) – практический (формирующий), третий этап (май) – обобщающий (этап оценивания результатов и рефлексии).
Проект реализуется через деятельность, направленную на создание условий для профилактики компьютерной зависимости, на организацию просветительской и информационной работы в этом направлении, на развитие системы воспитательной деятельности и дополнительного образования в школе.
Проект предусматривает мониторинг результатов работы на промежуточной и завершающей стадии реализации проекта. Кроме того, предусмотрено обеспечение необходимой коррекционной работы, связанной с трудностями и рисками реализации проекта.
Участники программы: педагоги дополнительного образования, социально-психологическая служба, учителя-предметники, актив ученического самоуправления, ученики, родители.
Содержание программы:

Название мероприятия
Форма мероприятия
Цель мероприятия
Ответственный
Участ
ники
Сроки

1. Диагностический этап

1.
Опрос, анкетирование
Индивидуальная, групповая
Диагностика интересов и видов деятельности учащихся во внеурочное время
Психолог

Учащиеся5-11 кл.,
психолог, педагоги,
родители
10-20
сентября

2.
Проведение опроса «Игры в моей жизни»
индивидуальная
Выявить степень увлеченности виртуальными играми
Соц.педагог
Учащиеся5-11 кл.,
педагоги
10-20
октяб
ря

2. Формирующий этап

1.
Вовлечение учащихся во внеурочную занятость
Индивидуальная
Организация внеурочной занятости школьников в кружках, спортивных секциях
Классные руководители, педагоги доп.образования
Педагоги, учащиеся
В течение года

2.
Привлечение родителей к борьбе с компьютерной зависимостью
групповая
Организация работы родительского клуба. Тематическое выступление на родительском собрании «Ребёнок и компьютер. Опасная грань»
Классные руководители

Педагоги,
родители
10-20
ноября

3.
Кинолекторий «Посмотри на мир вокруг»
Групповая
Сформировать и развить потребность в активном образе жизни, в живом общении, умение видеть окружающую действительность
Классные руководители

Учащиеся5-11 кл.,
педагоги
20 - 30
ноября

4.
Мероприятие
«Фестиваль настольной игры»
Групповая
Популяризация настольной игры как альтернатива виртуальным и сетевым
Психолог Соц.педагог
Учащиеся5-11 кл.,
педагоги
20 - 30 декабря

5.
Тренинг «Живое общение»
групповая
Организация круглых столов, обсуждение событий в спортивном мире, в мире культуры, киноиндустрии и т.д.
Психолог
Учащиеся5-11кл.,
педагоги,
родители
20 - 30 января

6.
Проведение цикла спортивных мероприятий
групповая
Формирование и прививание активного образа жизни учащихся, проведение различных мероприятий по культуре питания, спорта. Выработка самодисциплины
Педагоги доп.образования
Учащиеся 5-11 кл., педагоги
15 сентября – 30 апреля

3. Этап оценивания результатов и рефлексии

1.
Опросник «Дожить до ста»
групповая
Выявление степени ценностного отношения к своему здоровью и саморазвитию
Педагог
Учащиеся5-11 кл.,
педагоги
30 сентября – 10 октября

2.
Проведение опроса «Игры в которые играют дети»
индивидуальная
Выявить степень востребованности настольных игр
Педагог
Учащиеся5-11 кл.,
педагоги
10 – 20 февраля

3.
Проведение опросов, анкетирование, беседы
индивидуальная
Повторная диагностика интересов и видов деятельности учащихся во внеурочное время. Индивидуальные беседы с учащимися, которым трудно избавиться от компьютерной зависимости
Психолог
Педагог
Учащиеся5-11 кл.,
психологи
педагоги,
родители
30 апреля – 20 мая


Ожидаемые результаты и способы их оценивания.
Реализация данного проекта позволит:
- эффективно организовать деятельность педагогического коллектива в рамках информационно-образовательной среды школы;
- создать условия для формирования у школьников ценностного отношения к своему здоровью;
- создать условия для построения личного безопасного информационного пространства школьника.
Требования к основным исполнителям программы
Управление реализацией проекта отвечает следующим требованиям:
обеспечение соответствия целей и результатов проекта общим целям школы;
разработка оптимальной организационной структуры управления реализацией проекта;
повышение эффективности работы всех целевых групп;
обеспечение своевременного контроля эффективности реализации проекта.
Управление реализацией проекта предполагает:
управление людьми (оказание влияния на поведение и действия людей, корректировка их деятельности, направленной на достижение цели).
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.
управление деятельностью (выполнение функций анализа и планирования);
создание системы мониторинга результативности и эффективности реализации проекта.









13PAGE 15


13PAGE 14515




Заголовок 115