Информационный материал для родительского собрания «Профилактика компьютерной зависимости»

Информационный материал для родительского собрания
«Профилактика компьютерной зависимости»

У нас нет компьютерной зависимости
У нас – роботов, вообще такое не встречается!

SOS!!! Сын заканчивает школу. Не за горами экзамены - выпускные и вступительные в институт. А он не хочет учиться, не хочет к ним готовиться. Учит уроки (и школьные и на подготовительных курсах в ВУЗ) минут 30-40 вдень. Но зато 6-7часов играет на компьютере в одну и ту же игру (уже много лет подряд: как только не надоело - не знаю, как зомби какой-то) Спорт бросил, друзей отталкивает от себя (они все не такие – «плохие», «неинтересные»). Его нечего не интересует кроме компьютерных игр (уж пытались чем-то другим заинтересовать, все, что могли придумать - перепробовали). Прочитала статью о депрессии, так у него все перечисленные там симптомы налицо. Подскажите, что делать?

SOS!!! Сыну13 лет, компьютерная зависимость, уже почти болезнь, о 11-12 часов в день. Влияния ни моего, ни дедушки (папы у нас нет) уже нет, т.е. он сам выключает только, когда уже видно сам одуревает. Просьбы, варианты с паролем, угроза выбросить компьютер не помогает (истерики, не на день, на месяц, угрозы покончить с собой). Перепробовано мной все, но ничего не помогает. На кружки перестал ходить, читать перестал, все увлеченья забросил, с друзьями общается, но поскольку темы только о компьютере, общения становится все меньше, и главное перестал ходить в школу. За первое полугодие сплошные пропуски, при способностях отличника. У нас с сыном отличные отношения, я серьезно с ним говорила, объяснила, он вроде бы все понимает, соглашается, но на следующий день все тоже самое. Отчаявшаяся мама

SOS!!! Моему Аркадию 13 лет. Единственный ребенок в семье. Увлекается компьютерными играми с 9 лет, предпочитает «стрелялки». В течение текущего полугода стал играть чаще, в компании сверстников, проводя за компьютером большую часть времени. Из-за этого ухудшилась успеваемость в школе, стал раздражительным и агрессивным, срывается на родителях.

Сколько раз это произносили и произносят родители по всему миру. Сколько родителей запрещали и запрещают своим чадам сидеть за компьютером, доходило даже до того, что уносили с собой на работу модемы и компьютерные шнуры. А результат?
Воспитание детей во все времена было делом нелегким. Как удержать ребенка от соблазнов, как привить любовь к учебе, совместить игру и обучение? С появлением компьютеров появилось много интересных возможностей, но, как у любой медали, здесь есть и обратная сторона – компьютерная зависимость.
Причины компьютерной зависимости
(интернет-зависимости, игровой зависимости)

Компьютер выполняет широкий диапазон задач: проигрывание музыки и радио, отображение кинофильмов и телевизионных каналов, фиксация текстовых наработок, отображение текстов, графических объектов и анимации, выполнение функций телефона и калькулятора, отображение и предоставление способности исследования глобальных сетей и роли в электронных играх, а также многое другое. Таковым образом, перед ребенком, подростком раскрывается новый мир бесчисленного количества возможностей и интересов, который "отключает" его от настоящего мира, "переключая" на себя. Психологическая невозможность совладать с желанием насытиться новой информацией, и есть компьютерная зависимость.
В большей степени компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьёзным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают своё пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения своего состояния.
В 1984 г. Вильям Гибсон опубликовал роман «Neuromancer», в котором впервые ввел понятие киберпространства. «Киберпространство – это согласованная галлюцинация, которую ежедневно испытывают большинство операторов по всей планете». После выхода в свет романа Гибсона с течением времени киберпространством стали именовать пространство, созданное всемирной телекоммуникационной сетью и другими компьютерными системами связи и коммуникации.
Участие в виртуальном мире позволяет детям и подросткам расслабиться и абстрагироваться от психологических проблем в реальном мире, но это происходит лишь на момент пребывания в виртуальном пространстве, где всё возможно, всё дозволено, где он сам устанавливает правила игры. Логично предложить, что выход из виртуальной реальности является болезненным для аддикта: он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущения плохого самочувствия.
Для подростка очень важно освоение личностного пространства, границы которого он подчёркивает увлечение молодёжной музыкой, повышенным вниманием к своей внешности, украшению своей комнаты или компьютера. Он не признаёт жизненного стиля взрослых и создаёт свой. Он хочет выделиться, заявить о себе, всем своим видом показать, что он взрослый, самостоятельный и неповторимый. Для самоутверждения подростку уже не надо демонстрировать выносливость и физическую силу привычными методами. Сейчас именно компетентность в компьютерной сфере определяет статус, признание и несомненный авторитет в среде сверстников.
В компьютерной игре поставлены вполне конкретные задачи, невыполнение которых не приведет к каким-либо потерям, к плохим оценкам, к ругани со стороны родителей (в отличие от реальной жизни), а сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры.
В жизни подростка общение с компьютером становиться лидирующим. Круг иных интересов сужается. Заинтересованность и эмоциональное оживление в беседе возникает лишь при затрагивании компьютерной темы: в этот момент подросток преображается - у него учащается дыхание, появляется блеск в глазах. Диалог превращается в монолог: он может подолгу рассказывать о преимуществах той или иной системы, о возможностях, открывающихся при работе с компьютером.
Человек – существо мыслящее. Информация для него имеет гораздо большее значение, чем для любых других живых существ. Компьютер является мощным инструментом обработки и хранения информации, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Именно эта особенность является наиболее привлекательной для людей, страдающих компьютерной зависимостью, так как в определенном смысле они страдают нарушением процессов обмена информацией.
Одним из важных факторов формирования компьютерной и интернет-зависимости являются и свойства характера – повышенная обидчивость, ранимость, тревожность, склонность к депрессии, плохая стрессоустойчивость, неспособность разрешать конфликты, уход от проблем. Заниженная или завышенная самооценка ребенка так же может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности.
Как правило, дети и подростки, не умеющие строить отношения со сверстниками и противоположным полом, плохо адаптируются в коллективе, что способствует уходу от жизненных трудностей в виртуальный мир компьютера и постепенному формированию компьютерной и интернет-зависимости.
Формирование компьютерной зависимости часто связано с особенностями воспитания и отношений в семье: гиперопека или наоборот завышенные требования и «комплекс неудачника», нарушенные отношения среди других членов семьи, затруднения в общении и взаимопонимании.
Языковое общение в семье ограничивается, и оно сводится к обычным функциональным выражениям: «Не задерживайся!», «Спеши!», «Не трогай!», и односоставных ответов младших: «Да» или «Нет». Таким образом, ответственность за развитие ребенка все больше передается электронной технике.
Родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе. Следующей причиной могут стать постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, царит эмоционально-психологическое напряжение, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка с головой. Жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания за провинности или непосильные домашние нагрузки, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир, где его никто не будет обижать, и он сам всегда сможет постоять за себя. Здесь он становится сильным и непобедимым. Количество его «жизней» ничем не ограничено, и, если что-то пойдет не по его желанию, он всегда может начать игру с начала.
Вследствие различных социально-экономических причин родители часто отдают предпочтение заполнению досуга ребенка компьютерными играми перед другими способами, которые нуждаются в значительных денежных затратах и непосредственном участии родителей (спорт, прогулки, занятие разными видами искусства и т.п.).
Проблема компьютерной зависимости - это ещё и проблема потери доверия. Если человека обманывали или предавали (в его понимании), то он будет стараться избегать повторения негативного опыта, то есть будет выбирать те отношения, которые защитят его от негативных переживаний.
Жажда приключений – следующая причина появления компьютерной, в частности игровой, зависимости. Поскольку события в компьютерных играх не повторяются и происходят достаточно динамически, процесс игры становится непрерывным. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет человеку прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни. Пройдя одну игру в каком-либо жанре, который понравился больше всех, человек ищет другие игры этого же жанра, сделанные в идентичной стилистике и не уступающие по психологическому напряжению, а дальше - стремление пройти все игры этого типа. Для того чтобы человек как можно дольше играл в ту или иную игру, разработчики вводят в них дополнительные небольшие подуровни, так называемые "секретки", поиск которых требует дополнительное время и играющий окончательно не прощается с ней до тех пор, пока не найдет все секретные уровни, комнаты, не соберет все бонусы. Еще один из способов "посадить на компьютерную иглу" - это предоставление в комплекте с игрой пакета программ для разработки собственных сценарных уровней игры, а иногда даже для создания собственных персонажей и замены голосовых и звуковых эффектов, т.е. предоставление широких мультимедийных возможностей.
Одной из особенностей современных компьютерных игр является развитое звуковое и видеосопровождение, которые могут создать ощущение реальности и на время отстранить пользователя от восприятия окружающего мира.
Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний.
Удивительным является тот факт, что компьютерная зависимость (интернет-зависимость, игровая зависимость) формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра. В среднем для субъекта требуется не более полугода-года для становления компьютерной зависимости (интернет-зависимости, игровой зависимости).

Стадии формирования компьютерной зависимости
Формирование компьютерной зависимости происходит не мгновенно, а постепенно.
Можно выделить стадии формирования данной зависимости:
1. Стадия легкой увлеченности.
После того как ребенок впервые поиграл в компьютерную игру, ему начинает нравиться сюжет этой игры, он соотносит себя с главным героем, ему нравятся графика, картинки и музыка. Ребенок начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Многими исследованиями доказано, что человек стремится постоянно получать положительные эмоции, он готов постоянно повторять действия, которые доставляют ему удовольствие. Таким образом, стремление к игре за компьютером постепенно начинает приобретать целенаправленный характер, но ребенок и даже подросток, к сожалению, этого не осознает.
Эта стадия имеет свою специфику: игра в компьютер носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая потребность в игре здесь пока не сформирована, процесс игры не является значимой ценностью для человека.
2. Стадия увлеченности.
Для перехода на эту стадию необходимо появление у ребенка новой потребности – потребности играть в компьютерные игры. Стремление к игре на данной стадии есть мотивация, которая опосредована потребностями бегства от реальности и принятия роли. Как раз здесь игра принимает систематический характер. Если ребенок не может удовлетворить данную потребность по каким-либо причинам, он прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего.
3. Стадия зависимости.
Здесь уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере ребенка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир. Можно выделить две формы, в которых проявляется зависимость: социализированную и индивидуализированную. При социализированной форме компьютерной зависимости ребенок поддерживает социальный контакт с обществом, пусть даже в основном с такими же игроками, как и он сам. Такие подростки очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с
другом. В данном случае игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости оказывает менее пагубное влияние на психику ребенка, чем следующая форма. Различие заключается в том, что подростки не отрываются от социума, не уходят в себя. При индивидуализированной форме зависимости нарушаются не только нормальные человеческие особенности миропонимания и мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром, социумом.
Здесь происходит нарушение основной функции психики, и вместо реального окружающего подростка мира происходит отражение мира нереального и виртуального. Такие дети всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и не исчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-то временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое к своего рода ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стильем существования, вызывающим данную патологию.
4. Стадия привязанности.
Это последняя, завершающая стадия в компьютерной зависимости. Она характеризуется угасанием игровой активности человека, смещением психологической составляющей индивида в сторону выздоровления. Здесь ребенок держит дистанцию с компьютером, однако полностью оторваться от уже сформировавшейся и укоренившейся потребности в виртуальной реальности он не в силах. Данный период протекает достаточно долго, иногда даже всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. В силу своих индивидуальных особенностей подросток может остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом потребность исчезает быстрее. Следует отметить, что возможен новый всплеск игровой активности вследствие появления новых игр, которые могут заинтересовать подростка. После того как игра им постигается, происходит возвращение тяги на исходный уровень.

Влияние компьютерной и интернет-
зависимости на человека. Симптомы.

Термин «зависимость» определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо. На сегодняшний день известна зависимость по отношению к химическим веществам (токсикомания, наркомания, алкоголизм), азартным играм, еде, сексу, видеоиграм и пр.
Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.
Впервые о компьютерной зависимости заговорили американские ученные в начале 80-х годов. И официально, компьютерная аддиктивность была признана психиатрами в середине 90 годов ХХ века.
Аддиктивное поведение неполноценный адаптивный механизм, несовершенный способ приспособления к условиям деятельности и жизнь, которые оказались слишком сложными для обычного индивида.
Через неразвитость механизмов адаптации к жизни человек начинает поиски аддиктивного агента, с помощью которого можно хотя бы на некоторое время углубиться в «альтернативное состояние». Это может быть игра, фильм, алкоголь, наркотик и т.п. Аддиктивний агент становится незаменимым спутником человека, который постепенно привыкает к нему и не догадывается, что ощущение свободы, которое он переживает благодаря избранному агенту, есть временным, как не догадывается и о возможности попасть в зависимость. Начинается путь к формированию другой жизни – аддиктивной. Эта псевдожизнь постепенно начинает доминировать над реальной, вытесняя её. Воля человека ослабевает и перестаёт работать тормозом на пути к получению простейшего удовольствия.
Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы (на самом деле эти пределы ни кем не определены), и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.

Критерии, помогающие определить наличие
патологического пристрастия по отношению к работе за компьютером.
чрезмерно длительное пребывание за компьютером;
«выпадение» из режима реального времени, «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером,
невыполнение обещаний данных самому себе или другим касаемо уменьшения времени, проведенного за компьютером,
утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду,
смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, приступы депрессии, ужаса, волнения.
раздраженное поведение, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается;
быстрый, неряшливый прием пищи, часто перед монитором;
понижение успеваемости, систематические прогулы занятий;
ограничение общения с ранее важными людьми: родственниками, друзьями, любимым человеком, существенное изменение круга общения, подозрительные контакты, телефонные звонки, встречи;
появляющиеся изворотливость, лживость;
чрезмерные денежные затраты на постоянное обновление программного обеспечения и устройств компьютера;
пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу общения с компьютером;
злоупотребление кофе и другими психостимуляторами;
очень высокий уровень энергичности, побуждения к действию, реакции готовности, собранности во время игры и низкий вне игры;
обсуждение компьютерной тематики со всеми, кто хотя бы немного знает толк в этом;
отрицание компьютерной зависимости.

Термин «Интернет-зависимость» ввел в 1996 году А. Голдберг, считавший, что данное явление психики человека «оказывает неглубокое воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психическую сферы деятельности». Зависимость от интернета, как и зависимость от компьютерных игр, является составляющей зависимости от компьютера в целом,

Симптомы интернет-зависимости
Ко всем перечисленным выше симптомам компьютерной зависимости добавляются следующие:
неоправданно частая проверка электронной почты;
визуально наблюдаемое «перескакивание» с одной компьютерной программы на другую;
постоянное или значительно более частое общение в режиме on-Iine;
погружение в Internet как средство ухода от проблем, от плохого настроения, чувства потерянности, тревоги, подавленности;
приоритет пребывания в Internet над всеми остальными видами деятельности и общения;
нарушение обещания в отсутствие взрослых не входить в Internet.
Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на:
социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается;
избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения;
уделяет меньше внимания работе и исполнению различных социальных функции. Этот факт может стать причиной серьезных проблем на профессиональном и семейном поприще;
неопрятный вид и очевидная отчужденность «компьютерщиков» делает их непривлекательными для общества, что в свою очередь усугубляет конфликт между обществом и человеком.

В результате продолжительного пребывания за компьютером в ущерб общению с близкими, сверстниками деформируется психика человека, а также ухудшается и его физическое состояние.

Физические аспекты компьютерной зависимости:
1. Осанка
Неправильная осанка влечет за собой неравномерную работу мышц. Постепенное развитие кособокости, сутуловатости приводит к тому, что грудная клетка становится более узкой и плоской. Это приводит к тому, что дыхание становится менее глубоким, жизненная емкость легких понижается, самочувствие ухудшается, и человек быстро устает. Сгорбленное положение увеличивает и без того сильную нагрузку на позвоночник. Способствует оттоку жидкого содержимого межпозвоночных дисков поясничного отдела позвоночника назад. В результате появляется реальная возможность следующих заболеваний: грыжи межпозвоночных дисков поясничного и шейного отделов, синдрома запястного канала, синдрома ущемления плеча, остеохондроза и др. При работе за монитором компьютера голова человека выдвинута вперед из-за того, что он напряжен. Сидя в такой позе ему приходится откидывать голову назад. Это усиливает прогиб шейного отдела позвоночника. Вытягивание головы вперед является причиной напряжения мышц основания головы и шеи, что ограничивает кровоснабжение в сосудах. Напряженные мышцы у основания головы и шеи при вытягивании головы вперед могут способствовать следующим нарушениям: головной и шейной боли, а также боли в руках и кистях.

2. Заболевания позвоночника
Основными заболеваниями позвоночника, развивающимися вследствие долгой работы за компьютером, являются остеохондроз и искривления позвоночника. Остеохондроз опасен для всех людей. Надо заметить, что последствия остеохондроза более опасны, чем последствия различных типов искривления позвоночника. Основной причиной образования искривления позвоночника считается недержание нормальной осанки как во время работы за столом, так и при ходьбе.

3. Остеохондроз
Остеохондроз может начать развиваться как в юности, так и в более позднем возрасте. Одной из основных причин образования остеохондроза считается недостаточное питание межпозвонковых дисков. Это может быть вызвано разными причинами, но главной является дистрофия мышц спины, с помощью которых осуществляется обмен веществ в дисках. Симптомами присутствия данного заболевания являются боли или чувство дискомфорта в спине, боли в голове, конечностях или нарушение работы внутренних органов.
Длительное пребывание в одинаковом положении приводит к тому, что мышцы начинают работать непрерывно, без отдыха, в результате накапливаются продукты распада, вызывающие болезненные ощущения. При долгом сидячем положении тела может развиться боль в пояснично-крестцовом отделе позвоночника (люмбалгия).
Неправильная осанка влечет за собой неравномерную работу мышц. Постепенное развитие кособокости, сутуловатости приводит к тому, что грудная клетка становится более узкой и плоской. Это приводит к тому, что дыхание становится менее глубоким, жизненная емкость легких понижается, самочувствие ухудшается, и человек быстро устает. Сгорбленное положение увеличивает и без того сильную нагрузку на позвоночник. Способствует оттоку жидкого содержимого межпозвоночных дисков поясничного отдела позвоночника назад. В результате появляется реальная возможность следующих заболеваний: грыжи межпозвоночных дисков поясничного и шейного отделов, синдрома запястного канала, синдрома ущемления плеча, остеохондроза и др. При работе за монитором компьютера голова человека выдвинута вперед из-за того, что он напряжен. Сидя в такой позе ему приходится откидывать голову назад. Это усиливает прогиб шейного отдела позвоночника. Вытягивание головы вперед является причиной напряжения мышц основания головы и шеи, что ограничивает кровоснабжение в сосудах. Напряженные мышцы у основания головы и шеи при вытягивании головы вперед могут способствовать следующим нарушениям: головной и шейной боли, а также боли в руках и кистях.

4. Профилактика остеохондроза
Профилактика – это гармоничное развитие организма с помощью физических упражнений, правильно устроенная кровать и умение правильно распределять двигательные нагрузки. Для удаления продуктов распада и питания мышц необходимо хорошее кровоснабжение. Даже небольшое изменение положения тела каждые 30 мин. переносит нагрузку на другие мышцы, что позволяет мышцам отдыхать. Для того чтобы у вас была правильная осанка, прочтите следующие рекомендации. При работе за ПК лучше всего сидеть на 2,5 см выше, чем обычно. Голова слегка наклонена вперед. Предплечья должны опираться на поверхность стола (перед клавиатурой) для того, чтобы снять статическое напряжение с рук и плечевого пояса. Линия взора должна быть перпендикулярна экрану и приходится в центр или на 2/3 высоты экрана. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, не менее 90°. Между корпусом тела и краем стола должно быть пространство не менее 5 см. Спина обязательно должна иметь опору. Голову нужно держать ровно по отношению к обоим плечам. При взгляде вниз голова должна находиться точно над шеей, а не наклоняться вперед. Всегда следите за своей осанкой. Чаще меняйте позу, вставайте из-за стола, двигайтесь. Очень полезны упражнения на турнике.

5. Синдром запястного канала
Синдром запястного канала в целом является травмой запястья. Запястье – это место соединения лучевой и локтевой костей (костей предплечья) и восьми костей кисти (мелких костей ладони). Через запястный канал проходят срединный нерв и девять сухожилий мышц кисти. Срединный нерв дает чувствительность поверхности большого, указательного и среднего пальцев со стороны ладони, поверхности безымянного пальца, обращенной к большому пальцу, а также тыльной стороны кончиков тех же пальцев. Срединный нерв помогает мышцам, обеспечивающим движения большого, указательного и среднего пальцев. Патологическое состояние, называемое синдромом запястного канала, вызывается ущемлением срединного нерва в запястном канале. Оно случается при воспалении срединного нерва или сухожилий кисти в результате многочасового сидения за ПК с неправильной осанкой. Увеличивающаяся травма способствует сбору результатов распада в области запястного канала. Если человек, работающий за компьютером, не делает регулярных перерывов и не выполняет простые упражнения для кисти, результаты распада способствуют воспалению, а затем и прогрессии синдрома запястного канала. Его симптомы: жгучая боль и покалывание в области запястья, ладони и пальцев, кроме мизинца; движение большого пальца ослаблено; болезненность и онемение во время сна; слабость в ладони.
Профилактика травмы запястья. Для того чтобы избежать этого недуга, соблюдайте следующие правила.
1. Делайте регулярные перерывы в работе с клавиатурой и мышью.
2. Организуйте рабочее место так, чтобы нагрузка на область запястного канала сводилась к минимуму. Проводите упражнения каждые 30 мин. на растягивание и укрепление мышц запястья и ладони.
3. Меняйте позу дважды в час, соблюдая правильную осанку.
4. Неправильное положение рук при печати на клавиатуре приводит к неизлечимым растяжениям кисти. Необходимо следить, чтобы локти находились параллельно столешнице и под углом 90° к плечу. Следовательно, клавиатура устанавливается в 10 – 15 см (в зависимости от длины локтя) от края стола.
5. Глубина стола должна давать возможность полностью класть локти на столешницу, сместив клавиатуру к монитору.

6. Утомляемость
Любая деятельность человека подчиняется одному физиологическому закону: на каком-то этапе деятельности сама работа начинает замедляться, внимание рассеивается, падает производительность, развивается утомление.
Давно уже известно, что умственное переутомление вреднее физического, и умственное переутомление наблюдается чаще. Почему так происходит? Дело в том, что мозг человека может длительное время работать с перегрузками, а мышцы дают знать о перегрузке незамедлительно. Поэтому утомление мозга человек ощущает не так остро, как утомление мышц.
Тренировать можно не только мышечную силу, но и быстроту реакции, способность продолжать работу, т. е. нужно вырабатывать выносливость. Активный отдых дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой, что приводит к быстрому снижению утомляемости....
Существует универсальное средство преодолевать утомление – дозировать время работы за компьютером. Можно тренироваться в спортзале, чтобы заполнить время, которое ранее тратилось на компьютерную игру.

7. Заболевания желудочно-кишечного тракта
Существует еще одна проблема, которая напрямую связана с работой на компьютере. Это развитие болезней желудочно-кишечного тракта: гастритов, язвенной болезни желудка. Уже доказано, что человек должен принимать пищу 3 – 4 раза в день и в определенные для него биологические часы. Исследованиями физиологов доказано, что выделение пищеварительных соков происходит рефлекторно через определенное время.
Люди, чья работа связана с долгим сидением за монитором, обычно забывают о правильном питании. Длительные нарушения в питании (такие как еда на бегу, всухомятку, беспорядочный прием пищи с разными интервалами) приводят, как правило, сначала к гастриту, а затем к язвенной болезни желудка.
Соблюдайте основные правила питания: старайтесь есть разнообразную пищу, которая содержит в себе все необходимые для организма вещества, и придерживайтесь определенного режима питания.

8. Сердечнососудистые заболевания
Следующим недугом у пользователей компьютера может быть нарушение кровообращения, которое может привести к заболеваниям, связанным с поражениями сосудов мозга и сердца. Как уже говорилось раньше, сидячая работа приводит к застою в работе кровеносных сосудов. Этот фактор может привести к повышению или понижению кровяного давления (гипертонии и гипотонии), что напрямую связано с состоянием сосудов.
Если человек ведет сидячий, малоподвижный образ жизни, не занимается систематически физическим трудом или физическими упражнениями, то его нетренированная сердечнососудистая система отвечает на всякое, даже слабое физическое напряжение или нервное воздействие резкими колебаниями артериального давления. Небольшое значение в развитии гипертонической болезни может иметь неправильный режим приема пищи.
Употребление пищи с повышенным содержанием поваренной соли, высококалорийная еда в сочетании с малоподвижным образом жизни приводят к нарушению в работе сердечнососудистой системы. Если гипертоническая болезнь уже имеет место, то неправильное питание и связанные с ним нарушения обмена веществ способствуют развитию склероза сосудов.

9. Основные проявления гипертонической болезни
Чаще всего человек жалуется на головную боль. В начале заболевания он испытывает, скорее, тяжесть в голове. После сна это ощущение не проходит, и с течением времени появляются уже настоящие головные боли, иногда тяжелые. Нередко человек ощущает головокружение, тошноту, а также шум в ушах и голове. Сон становится некрепким и поверхностным, человек сквозь сон начинает слышать все, что происходит вокруг него. Человек с трудом засыпает, особенно после напряженной работы, со временем у него может развиться бессонница. В результате меняется в первую очередь характер: появляется раздражительность, вспыльчивость, нетерпимость к мнению других людей.
При гипертонической болезни человека нередко беспокоят ноющие и колющие боли в области сердца. Если повышенное давление держится длительное время, в дальнейшем могут появиться отеки, одышка. Эти явления могут еще сопровождаться ощущением жара во всем теле, которое исчезает внезапно. При этом идет обильное потоотделение. А иногда, напротив, появляется неожиданное ощущение холода, озноба. Сердце при гипертонической болезни работает с напряжением, усиленно, так как при каждом сокращении ему приходится выталкивать кровь в сосуды с повышенным давлением. С другой стороны, сосуды, которые несут кровь к сердцу, уплотняются, склерозируются. Сердце получает недостаточное питание, а это приводит к склерозу самого органа. В зависимости от того, в какой степени и на каком участке это выражено, может возникнуть одна из форм ишемической болезни: стенокардия, инфаркт миокарда или промежуточные формы между ними.

10. Заболевания органов дыхания
Заболевания органов дыхания развиваются из-за долговременной работы на ПК, имеют чаще аллергическую первопричину. Происходит такое от того, что при длительной работе ПК корпус дисплея и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух вредные вещества.
Вокруг компьютера всегда есть электростатическое поле, которое, в свою очередь, притягивает пыль. Эта пыль оседает у человека в легких. Любая из этих причин негативно воздействует как на легкие, так и на всю нашу систему в целом.
Профилактика заболеваний органов дыхания
1. Как можно чаще делайте влажную уборку помещения и проветривайте его.
2. Для повышения влажности необходимо ставить открытый сосуд с водой. Например, аквариум с рыбками, что увеличивает влажность, а также рыбки успокаивают нервы. Декоративные водопады повышают влажность, а падающая вода является естественным ионизатором воздуха.
3. После покупки компьютера нужно включить его и оставить на несколько часов в проветриваемом помещении, так как новые платы и новый пластик, из которого сделан корпус дисплея, при нагревании выбрасывают в атмосферу огромное количество вредных веществ.

Если у ребенка проблемы с сердечно-сосудистой системой, то игры типа «стрелялок» и «догонялок» могут привести к повышению артериального давления. Специалисты уже заметили, что световые вспышки на компьютерном экране возбуждают им-пульсы в коре головного мозга. В конечном счете у детей, постоянно играющих в компьютерные игры, появляются судороги.
Примером тому служит скандал в Японии. Он связан с тем, что компьютер-ная графика стала первопричиной развития у маленьких японцев массовых эпиле-птических припадков! Фанаты компьютерных игр приспосабливаются к состоянию пассивного возбуждения, когда разрядка наступает без усилий, всего лишь методом возбуждения подкорковых структур, отвечающих за данную эмоцию. Это привносит релаксирующее воздействие на индивида, устраняет инициативу в зародыше, оказывает влияние, идентичное наркотическому. Ведь не зря данные дети ни о чем другом не беспокоятся, перерождаясь как бы в придаток компьютера.
Рекомендации родителям по профилактике
компьютерной зависимости у детей и подростков

Чем больше у ребенка
психологических барьеров
в повседневной, реальной жизни,
тем быстрее и глубже он погрузится
в виртуальную атмосферу.

Чрезвычайно актуальным для решения проблемы компьютерной зависимости подрас-тающего поколения является рассмотрение проблемы родительского отношения, негатив-ные проявления которого могут влиять на появление и развитие компьютерной зависимости.
Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности.
Увлечение компьютерными играми может быть протестной формой со стороны подростка, которые любыми способами стараются привлечь внимание родителей к себе. Увеличивается число увлекающихся играми подростков, которые пополняют ряд игровых компьютерных аддиктов.
По М.С.Иванову, длительное, регулярное нахождение в виртуальном мире компьютерных игр и психологическая зависимость от них тесно связаны и не существуют друг без друга. Если человек является игровым компьютерным аддиктом, то часто и подолгу находится в виртуальности, а если человек много времени проводит за компьютерными играми и регулярно играет, то вероятнее всего он – аддикт.
Нарастание увлеченности компьютерными играми ведет к тому, что ценность виртуального мира и нахождения в нем возрастает, наряду с угасанием интереса к реальности.
В связи с этим человек начинает все больше времени проводить в виртуальном мире компьютерных игр и все меньше интересоваться реальным миром, более того – человек развивается в виртуальности, развивая свое "Я виртуальное", а развитие реальной личности резко затормаживается. Чрезмерное пребывание за компьютером, в частности за компьютерными играми, в ущерб всему остальному, приводят к трудностям в установлении и поддержании межличностных отношений из-за особенностей мировосприятия, обусловленных взаимодействием с виртуальной реальностью, к упрощению системы отношений "человек - человек".
Врачи утверждают, что семилетние малыши способны без видимого вреда для здоровья работать за компьютером не более 10 мин. в день. Естественно, что ребенок может проявить свое неудовольствие. Но ребенку необходимо четко объяснить, что долго сидеть перед дисплеем вредно для его здоровья. В конце концов, вы же контролируете, чтобы он соблюдал режим дня, читал и писал в хорошо освещенном помещении, чистил зубы, и пр. Главное, чтобы это не выглядело как наказание. Не надо ставить компьютер в детской комнате, это предрасполагает к бесконтрольному применению. Но если вы станете ежеминутно заглядывать в комнату и проверять, чем занимается ребенок, он сочтет, что вы за ним следите. Недоверие всегда приводит к конфликту, особенно в переходном возрасте.
Дети с хрупкой психикой стремятся уйти в мир фантазий и игры. Чтение книг и творчество требуют усилий. А в компьютерных играх все просто, создается впечатление собственного могущества. Ребенок сидит перед экраном компьютера, погружается в виртуальный мир, где он сам принимает решение, кого убить, кого помиловать, и делает это простым нажатием кнопки. А в действительности он не может ни дать сдачи обидчику, ни залезть на дерево, ни стать лидером в соревновании. Но ему это и не нужно! Существует более простой способ стать героем. В результате дети растут физически слабыми, со страхом перед реальной жизнью. Завышенные притязания, низкий уровень силы воли – в реальности нет желания добиваться желаемого. При малейшей трудности у них опускаются руки, нет привычки доводить начатое до конца. Именно эти причины приводят к низкой успеваемости в школе, дети не любят читать, не проявляют интереса к творчеству. Несоответствие завышенных притязаний ребенка его реальным возможностям приводят в душе к внутреннему конфликту. Компьютер помогает уйти от неприятной реальности. Беда только в том, что компьютерный мир становится для них реальностью.
Для начала необходимо организовать ребенку его личное пространство, где ему будет комфортно. Научиться уважать интересы своего ребенка. Позволить общаться ему с друзьями в вашем доме, в его комнате. Полюбить то, что любит он что ему очень дорого. Конфликт навязывания стиля жизни разрешится, если позволяется иметь свой собственный мир. Разговаривать со своим ребенком, как с взрослым человеком. Слушать его внимательно, рассуждайте вместе с ним. Всем давно известно, что запретный плод всегда сладок. Чем больше запретов, тем больше интерес к этим запретам у подростка. В этом возрасте дети чаще идут наперекор своим близким. Случается в семьях, что родители лишают ребенка чего-то значимого для него (игры на компьютере, например), не дав взамен ничего привлекательного.
Современные семьи все больше времени проводят на работе, а дом является тем местом, где можно поесть, поспать, накормить сына или дочь, мимолетно справиться о его (ее) успехах. Главное – заработать больше средств, чтоб никто и ни в чем не нуждался. В таком случае у ребенка складывается впечатление, что его родители скучны, а его жизнь им неинтересна. Скрытый конфликт – дорога к появлению игровой зависимости. Придумайте общее семейное занятие. Это одна из форм профилактики любой зависимости. Ведь близкие и честные отношения в семье, интерес друг к другу без дежурных фраз, никогда не приведут вашего ребенка к зависимости от чего-либо. Если ваш ребенок слишком много проводит времени в компьютерном клубе, то у вас может быть реакция: «Снова отправишься в клуб – можешь назад не приходить!», «Не получишь ни копейки, я не намерен работать на твой клуб!», «Почему тебя туда тянет – там же одни неудачники!». Такого рода выводы обязательно приведут к конфликту. Можно выразиться по-другому: «Понимаем, что пока у тебя нет своего компьютера, а тебе очень хочется поиграть. Давай условимся: чтобы нам не принимать корвалол, ты вернешься в 22.00. Но если возникнет непредвиденная ситуация, позвони и предупреди». Другой вариант: «Каюсь, мы не рокфеллеры, и мне жаль денег на игры в клубе. Давай вместе найдем выход. Давай сообразим, как сэкономить, чтобы приобрести твой персональный компь тер?» Если ребенок проводит слишком мно
го времени за компьютером дома, то реакция родителей также может выглядеть так: «Лучше бы уроки учил, чем глупостями заниматься». Или: «Я продам компьютер! Ты перестал походить на человека!» Измените ваши фразы, постройте отношения по-другому: «Покажи мне, как пользоваться этой программой (играть в эту игру, и т. п.)», либо «Я хочу тоже знать то, что интересно тебе. Научишь?»
Подростки, воспитывающиеся в семье, где преобладает типы родительского отношения «Принятие» и «Кооперация», в меньшей степени подвержены компьютерной зависимости. В таких семьях детей понимают, уважают, учитывают их интересы, не навязывают своего мнения, уделяют время для общения, ведут совместную деятельность, имеют общие планы и дела, подростки могут находить себя в других видах деятельности, позволяющих ему реализовать себя.
При отцовском отношении «Авторитарная гиперсоциализация» и материнском – «Маленький неудачник» - компьютерная зависимость выражена более всего. Высокий уровень зависимости отмечен при стиле «Симбиоз», при котором родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Ребенок кажется маленьким и беззащитным. Тревога повышается, когда подросток начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.
Проведенные исследования родительского отношения и компьютерной зависимости подростков позволяет сделать вывод о том, что стремление подростка к самостоятельности, к признанию его новой социальной роли, встречая противодействие взрослых, ведет к появлению «зоны отчуждения», психологического барьера. Компьютерная зависимость подростков формируется как психологическая защита от непонимания взрослыми, как следствие неудовлетворенности своим положением в семье, нарушения обратной связи между родителями и детьми. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него учебными нагрузками или при уменьшении внимания со стороны близких, может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что подросток разными способами пытается вернуть внимание: может демонстративно не выполнять обязанности по дому, не выполнять уроки, а длительное время «работать» за компьютером. Негативным для подростка является как полное безразличие со стороны родителей по поводу компьютерной занятости, так и строгие запреты на данный вид деятельности.

Рекомендации родителям при первом знакомстве ребенка с компьютером:
1. Ознакомление ребенка с компьютером должно происходить под руководством специалиста, который осведомлен с возможными отрицательными последствиями (с компьютерной зависимостью). Если нет такой возможности, родителям следует повысить свою компетентность знания компьютера. Хорошо когда, по крайней мере, один из родителей ориентируется в возможностях новой техники, знает, что полезного можно получить от нее для развития ребенка, чтобы направить его компьютерную деятельность в нужное русло.
2. Родители должны знать признаки компьютерной зависимости и уметь отслеживать ее появление. Руководствуясь набором этих признаков, время от времени следует присматриваться к состоянию ребенка.
3. Родители должны помочь ребенку шаг за шагом развивать самоконтроль, воспитывать внутреннюю волю, чтобы в дальнейшем ребенок ощущал себя хозяином компьютера, а не наоборот. С этой целью необходимо научить его планировать продолжительность компьютерной деятельности. Для этого можно, например, предложить ребенку регулярное выполнение таких упражнений: назначить себе срок окончания игры, по завершению которого, независимо от этапа игры, обязательно выключить устройство; заранее определить начало работы на компьютере и включить его только тогда, когда этот момент настанет.
4. Периодически проводить разъяснительную работу о вредности чрезмерного увлечения компьютером, о том, что виртуальная реальность - это не жизнь, это лишь параллельный процесс, продолжать учить воспринимать компьютер как средство для осуществления собственного творчества. Это может быть: рисование с помощью компьютерных программ, занятие фотографией, литературная деятельность, работа с разнообразными познавательными системами, программирование и т.п.
5. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно сохранять эти рамки. Количество времени нужно выбирать исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, не стоит мешать ребенку познавать мир постепенно и без вмешательства искусственного интеллекта. А уже начиная с 5 до 7 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером, но желательно не более 2 ч в день и не подряд, а по 15 – 20 мин. с перерывами. При этом надо объяснить ребенку, что реальная жизнь и герои компьютерных игр – две разные вещи, не совместимые между собой. С 7 лет ребенок может самостоятельно отличить виртуальный образ игры от реального. После 12 лет наступает наименее тревожный период, так как ребенок может различать образы различных реальностей. Но это всего лишь усредненные данные, всегда нужно исходить из конкретных личностных и индивидуальных особенностей детей в том или ином возрасте.
6. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.





Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.
Постоянно проявляйте внимание и содействуйте развитию интересов и склонностей подростков.
Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.
Поощряйте его творческие начинания от увлечения музыкой до катания на лыжах, коньках.
Помните, что компьютерная зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому следите, чтобы ваш ребёнок должное время уделял физическим нагрузкам.
Учитывайте личный пример в использовании возможностей компьютера: делайте акцент на применение компьютера в своей работе, используйте его в качестве помощника в совместном с ребёнком досуговом творчестве, попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой.
Культивируйте чувства семейной, коллективной общности. Одиночество - повод и основание для ухода в виртуальный мир.
Корректно используйте своё право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».
Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности.
Если вы много времени проводите за компьютером

Вы хотите прекратить проводить в режиме онлайн так много времени? Тогда прекратите! Вы же хотите этого, правильно? Постоянно напоминайте себе об этом. Каждый раз, видя компьютер, вы думаете: «О, надо бы проверить свою электронную почту!». Именно так и рождается ваша зависимость. Установите определенные часы для проверки вашей почты и придерживайтесь этого расписания. Если вы действительно проводите в интернете слишком много времени, по началу вам, будет тяжело, но затем вы постепенно привыкнете.
.
Заведите хобби или увлечение. Посещайте различные группы и клубы, занимайтесь спортом, музыкой, танцами, пением и т.д. Займитесь вместе с другом физическими упражнениями. Поспите вместо того, чтобы сидеть в интернете. Посмотрите фильм, сходите на концерт, почитайте книгу. Найдите какой-нибудь интерес, который станет для вас альтернативой интернету.
Пополните запас ваших знаний. Наверняка, в вашем доме скопилось множество книг, которые вы давно хотели прочесть. Займитесь этим. Почитайте энциклопедию, вместо просмотра Википедии. Таким образом, вы не только отвлечетесь от интернета, но и займетесь самообразованием.
Помогите на кухне. Ваши домашние будут рады, если вы вместо того, чтобы сидеть в чате или на каком-нибудь форуме, поможете им приготовить ужин. Вы сможете научиться контролировать себя, выбирая между интернетом и готовкой последнее. К тому же ваша семья будет благодарна вам за приготовленный ужин.
Погуляйте с друзьями. Запланируйте поход в боулинг, торговый центр или на каток. Избегайте походов в те места, где есть доступ в интернет, например в интернет-кафе. Иначе вы можете поддаться соблазну заглянуть туда на несколько минут.
Запланируйте семейный вечер. Вместо того, чтобы смотреть телевизор или проводить время поодиночке, соберитесь все вместе, поужинайте, а затем придумайте совместное развлечение, например, поиграйте в настольную игру.
Установите лимит времени работы вашего компьютера. Определите сколько раз в неделю вам необходимо выходить в интернет. Выключайте компьютер, если у вас нету необходимости в нем.
Созванивайтесь и встречайтесь с друзьями вместо того, чтобы держать с ними связь через интернет. Это отвлечет вас от компьютера. Старайтесь не уделять слишком много времени социальным сетям.
Используйте таймер. Перед тем как сесть за компьютер, засеките на таймере 30 минут. Сигнал напомнит вам, как много времени вы провели за компьютером.
Не ешьте сидя за компьютером. Питание в отдельном месте поможет вам отвлечься от режима онлайн.
Дополнительные советы

Попросите ваших родных проследить за тем, чтобы вы не проводили слишком много времени в интернете
Посмотрите на счета за электроэнергию, которые вам приходится оплачивать. Подумайте, сколько денег вы могли бы сэкономить, пользуясь интернетом реже
Составьте список причин, по которым вы должны отказаться от чрезмерно частого использования интернета
Старайтесь держаться в стороне от сайтов, которые могут вызвать привыкание. В основном это социальные сети, форумы или сайты развлечений. Если вы чувствуете, что ваша зависимость от этих сайтов слишком сильна, просто заблокируйте их.
Убедитесь, что вы можете побороть желание воспользоваться интернетом. Не подходите к компьютеру, если вы чувствуете непреодолимое желание залезть в интернет, но при этом у вас нет в этом необходимости.
Отключите уведомления, поступающие на вашу электронную почту, если в них нет особой необходимости.
Каждый раз, заходя в интернет, планируйте, какие сайты вы намеренны посетить, что вам необходимо там сделать и сколько времени вы хотите там провести. С каждым разом старайтесь уменьшать количество времени пользования интернетом, пока не сведете его к минимуму.
Если есть страницы, содержащие информацию, которая часто бывает вам необходима, скопируйте их в файл на вашем компьютере или распечатайте ее. Тогда вы не будете так часто заходить в интернет и поддаваться соблазну залезть еще на несколько сайтов.
Отрегулируйте график вашего сна. Многие люди находящиеся в интернет-зависимости, имеют серьезные проблемы со сном из-за того, что целыми ночами не смыкают глаз перед монитором.
Сидя перед компьютером, делайте перерывы каждые пятнадцать минут ваши глаза и мышцы должны отдыхать. Рекомендации по минимизации
негативного воздействия излучения компьютерного оборудования

Пользуйтесь высоким вертящимся стулом с удобной спинкой.
Располагайтесь удобно перед компьютером. Ноги должны быть согнуты под прямым углом.
Компьютер надо устанавливать так, чтобы на экран не падал прямой свет (прямой свет отсвечивается от экрана, что вызывает дополнительную нагрузку на глаза).
Оптимальное расположение при работе – боком к окну, желательно левым.
Располагайтесь за компьютером так, чтобы расстояние до дисплея было не менее 50 см. Монитор, клавиатура и корпус компьютера должны находиться прямо перед вами, а не сбоку! Пусть верхний край экрана будет на уровне глаз или чуть выше. При диагональном расположении монитора вам придется постоянно вертеться на стуле. От этого неизбежно пострадает осанка. Монитор должен работать с частотой не менее 75 Гц. Слабо мерцающий монитор значительно снижает нагрузку на зрение. Минимум необходимого разрешения – 800 x 600, опускаться ниже этого предела – опасно.
Шрифт на экране не должен быть слишком мелким, размытым или цветным, а фон – светлым: цветные шрифты и фон «плывут» и не дают отчетливого изображения: шрифт рекомендуется темный, фон – светлый. Не рекомендуется использовать в шрифтах и фоне зеленый, красный, желтый и оранжевый цвета, так как они не дают четкого изображения.
Мелкий шрифт вреден для глаз. Задайте масштаб изображения 120 – 150%.
Монитор должен находиться от вас на расстоянии 60 – 70 см и на 20° ниже уровня глаз.
Не забывайте время от времени моргать. Рекомендуется почаще моргать, при моргании вырабатывается защитный фактор – слеза.
Следите за осанкой: не сутультесь и сильно не наклоняйтесь к экрану, клавиатуре.
Регулярно протирайте экран специальным раствором.
Через каждые 20 – 30 мин. работы за компьютером следует делать перерыв. Устраивайте глазам физкультурную паузу, делайте гимнастику. Короткие, но регулярные переменки гораздо эффективнее, чем долгие и беспорядочные. Во время перерыва лучше не находиться у монитора. Без перерыва работать за компьютером можно не дольше 2 ч. Для детей оптимальное время непрерывной работы на компьютере: для старшеклассников – 25 – 30 мин., для учеников 7 – 8-го классов – еще меньше: 15 – 20 мин., для детей младшего школьного возраста – не более 10 мин. После этого необходим перерыв на 10 мин. для разминки и гимнастики для глаз. Разминка включает потягивания, вращение головой, наклоны туловища в разные стороны. Гимнастика для глаз предполагает круговые движения глазных яблок, смещение взгляда в разных направлениях, перевод взгляда с близких объектов вдаль, легкий массаж век.
Ребенку в те дни, когда он занимается с компьютером, не надо «отдыхать» у экрана телевизора, ведь это дополнительная нагрузка не только на орган зрения, но и на нервную систему.
Если почувствовали усталость и боль в глазах, закончите работу и отдохните. По рекомендации офтальмологов (глазных врачей) общая продолжительность работы на компьютере не должна превышать 4 ч.

Заключение

Подведем небольшой итог.
Компьютерная техника сегодня стремительно развивается. Со скоростью света появляются и так же быстро устаревают различные технические решения и стандарты. По прогнозам экономических и социологических компаний компьютерная техника и телекоммуникации будут оставаться одной из самых развивающихся отраслей в мировой индустрии. Поэтому число людей, занятых в этих отраслях, неизменно будет расти. Соответственно, будет расти и число домашних пользователей компьютеров. Школы развиваются в ногу со временем, открывается все больше компьютерных классов. Сам компьютер для юношей и девушек сегодня является необходимым атрибутом в их жизни.
Поэтому перед педагогами, психологами и медиками сегодня встают задачи, которые касаются безопасности и комфорта в работе с компьютером. И их необходимо решать, чтобы поколение росло здоровым в физическом и психологическом плане.
Список используемой литературы

И. Бурлаков. Homo Gamer. Психология компьютерных игр
А.Э. Барбариуш. Проблемы игромании в России. Опыт зарубежных стран: методы борьбы и профилактика. – М., 1999.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2001
К.Керделан, Г.Грезийон «Дети процессоров. Как интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых», Екатенбург, 2006
Т.Н.Дудко, Л.А.Котельникова. Формирование зависимости от азартных игр у молодежи и лиц зрелого возраста. – СПб., 1988
С.В.Краснова, Н.Р.Казарян и др., «Как справиться с компьютерной зависимостью», Эксмо, 2008
Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999, том 20, №1
www.nastawnik.ru/index.html









13PAGE 15


13PAGE 14115