Урок русского языка в 7 классе. Выборочное изложение


Подготовка к изложение по тексту М.А. Шолохова «Отец и сын»
Цель урока: подготовиться к написанию выборочного изложения.
Задачи:
- образовательные:
организовать деятельность учащихся по выбору материала на заданную тему;
способствовать созданию текста, используя авторские речевые средства и собственные слова для связи частей.
- развивающие:
развивать критическое мышление через чтение информационного текста;
развивать логическое мышление;
развивать умение работать в группе, паре (компетентности: интеллектуальная, социальная).
- воспитательные:
воспитывать терпение, качества толерантной личности, интерес к предмету;
воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, объективно оценивать.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход занятия.
I Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок русского языка.
II. Стадия вызова.
- Предлагаю настроиться на работу, ответить на вопросы.
- Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)
- Какой тип речи называется рассуждением. (доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль)
- Какой тип речи называется описанием? (содержание можно передать на одном кадре)
- Какой тип речи называется повествованием? ( передаёт последовательность событий)
- Какие стили речи вы знаете?
- Сегодня мы будем готовиться к написанию изложения.
- Вспомните, что вы знаете об изложении, свои ответы представим в виде кластера.
III. Стадия осмысления.
Знакомство с текстом. (стр. 65,упр.151)
Определите тип, стиль текста?
Кратко перескажите сюжет 2-3 предложениями. (О чем рассказывает М.А.Шолохов?).
Найдите яркие черты в описании героев? Оформите их в таблицу.
отец сын
Высокий, сутуловатый, приглушённый бас, большая чёрствая рука, тощий вещевой мешок, потёртый кисет, глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской, прожжённый ватник небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных штанах не пришита как следует , а наживлена. Лет пяти-шести, глаза светлые, как небушко, розовая холодная ручонка, белёсые брови, одет просто, но добротно, длиннополая куртка подбита лёгким мехом, крохотные сапожки с расчётом на шерстяной носок, искусный шов на рукаве курточки.
Что в записанных материалах можно сгруппировать?( Надо сгруппировать материал, относящийся к описанию внешности: лицо, глаза, внешний вид.
Составьте план.
Отец. сын
Рост
Фигура
Руки
Глаза
Голос
Одежда
Возраст
Глаза
Руки
Одежда
Возможно начало.
М. А. Шолохов в самом начале своей повести «Судьба человека» знакомит нас с двумя основными героями. Один из них, судя по деталям портрета,— бывший фронтовик, много переживший за свою жизнь человек (вспомним глаза его с «неизбывной смертной тоской»); другой — трогательно доверчивый мальчик, о котором кто-то по-матерински заботится.
Один из героев повести М. А. Шолохова «Судьба человека» — высокий сутуловатый мужчина...
На первой странице повести «Судьба человека» мы знакомимся с двумя ее основными героями. Один — это...
IV. Стадия рефлексии.
Рефлексивный ринг.
Инструкция: выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:
Сегодня я узнал… Я научился…
Меня удивило… У меня получилось…
Было трудно… Я смог ….
Я понял, что… Я попробую…
Я теперь могу…. Меня удивило…
Мне захотелось…. Было интересно…
2 ой урок - пишем изложение.