Конспект занятия Осеннее настроение


Теме: «Осеннее настроение».
По типу урок: урок- творческая мастерская
Цель:
учить работать акварельными красками «по - сырому», смешивать краски и получать новые цвета и оттенки
Задачи урока:
продолжать учить детей рисованию с натуры;
совершенствовать графические навыки (умение работать карандашом, кистью);
развивать умение мыслить творчески, создавать что-то новое, оригинальное, видеть прекрасное в обычных вещах;
раскрывать детям красоту осенней природы;
воспитывать интерес к предмету.
Методы обучения: ИКТ, наглядный метод, объяснительно - иллюстративный метод, частично – поисковый метод, исследовательский метод.Формы обучения: групповая (дети сидят по группам), КТД, обще – классная, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование для проведения урока (для учителя):
интерактивная доска, презентация «Последовательность изображения листа берёзы», выставка букетов листьев, гирлянды из осенних листьев, репродукции картин И. Шишкина «Осень», И. И. Бродского «Опавшие листья», краски, бумага, аудиокассета с инструментальной музыкой, бумага, кисти, акварельные краски, баночка для воды.Оборудование для проведения урока (для учеников):
краски, кисти, палитра, листы – заготовки для всех видов орнамента, тряпочка, баночка с водой.
План урока:
I. Организационное начало урока.
II . Создание эмоционального настроя.
III. Эмоциональная зарядка.
1V. Актуализация опорных знаний.
V. Физкультминутка.
V1. Изучение нового материала.
V11. Анализ детских работ.
V111. Итог урока. Рефлексия.
Ход урока:
После прогулки ученики вернулись в класс с букетами из осенних листьев. Левая створка доски заранее обивается по периметру небольшими гвоздиками и на них натягиваются в разных направлениях нитки. Пересекаясь в разных местах, они образуют своеобразную паутину. На «паутине» - 1-2 листочка. Они завяли, сморщились. До начала урока доска закрыта тканью.
I.Организационное начало урока.
Учитель. Здравствуйте, ребята! На уроке изобразительного искусства я желаю вам хорошего настроения и творческих успехов в работе!
II. Создание эмоционального настроя.
Учитель ещё раз обобщает ответы детей о приметах осени, сделанные во время прогулки.
-Вот и кончилось тёплое лето. Солнышко не успевает согреть землю за короткий день. Ночью стало холодней. Листья изменили свою окраску. Вот они уже опадают, застилая землю разноцветным ковром. Октябрь-это уже настоящая осень. Пышно убранная и нарядная, в лоскутах опадающей листвы, с тихим плачем мелкого дождя, с караванами птиц, улетающих на юг, - словом пора, которая зовётся у нас в России «золотой осенью».
III. Эмоциональная зарядка.
Звучит запись музыкальной пьесы П. И. Чайковского «Осень».
-Какое настроение создала у вас эта музыка?
-Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный день отзывается в душе тоской, а солнечный и тёплый рождает светлую радость.
-Как вы думаете, удалось ли композитору при помощи музыки передать красоту осенней природы? (Да)
-У композитора – звуки, у художника – краски, у поэта – слово.
Учитель обращает внимание детей на картины И. Шишкина «Осень» и И. И. Бродского «Опавшие листья».
- Как вы думаете, удалось ли художникам при помощи красок передать прелесть осени? (Да)
-Какие цвета использовали художники?
IV. Актуализация опорных знаний.
1.Беседа.
- Мы с вами на прогулке читали стихи об осени. Я хотела бы вам прочитать ещё одно стихотворение, посвящённое этому прекрасному времени года:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах,
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят… летят… летят…
- Ребята, кто из вас знает, как называется такое явление природы, когда с деревьев начинают опадать листья7(Листопад)
-Правильно. И у нас в городе начался листопад. Посмотрите, какие необыкновенные букеты мы с вами составили из осенних листьев. Какие они красивые, яркие, самых разных осенних цветов.
-А какого цвета листья на деревьях осенью?
(Жёлтые, красные, зелёные, лимонные, багровые, оранжевые, пурпурные.)
-Листья разные не только по цвету, но и по форме. Сейчас я вам буду загадывать загадки про деревья. Если у вас встретятся листья с этих деревьев, поднимите их вверх.
2.Загадки про деревья.
На лесной опушке
Стоят подружки,
Платьица белены,
Шапочки зелены.
(Берёза)
Весной зазеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина.)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький…
Будущего лета.
(Дубок)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают,
Шкурку тонкую сдирают.
(Липа)
-Листья каких ещё деревьев мы принесли с прогулки?
(Листья клёна, ивы, тополя.)
V. Физкультминутка.
Игра «Передай осенний веночек по кругу».
Все игроки встают в круг и под музыку передают веночек друг другу. Тот, на ком музыка прекратится, выходит.
VI. Изучение нового материала.
Формирование проблемной ситуации.
– Ребята, пока мы с вами гуляли, на нашей доске появилось необычное произведение. Как вы думаете, кто его творец? (Паук.)
- Правильно. Это «дело рук» паучка. Как только наступает осень, паучок перебирается к нам в класс. Он давно живёт в нашем классе за доской. Зовут его Тутси. Паучок Тутси сплёл себе домик. Дунул ветерок, полетели листочки и застряли в паутинке. Нравятся вам эти листочки? (Нет.)
- Почему? (Они завяли и выглядят некрасиво.)
- Да, а паучку так хочется сделать свой домик праздничным. Пока его нет, может быть поможем ему? (Да!!!)
- Но как сделать паутинку «живой»?
2. Работа в группах. Обсуждение вариантов.
- Можно вырезать листья из цветной бумаги, но тогда они не передадут всех оттенков осенней листвы.
- Можно вырезать листья из плотной бумаги, а затем раскрасить красками.
- Можно прикрепить высушенные листья, но они быстро осыплются.
Все дети останавливаются на втором варианте: лучше раскрасить бумажные листья красками.
3.«Открытие» и формулировка темы урока всеми детьми.
- Какова же тема нашего урока?
- Сегодня мы поможем паучку украсить его жилище осенними листьями.
- Посмотрите на свои столы. Догадайтесь, что мы будем сегодня рисовать.
- Чем мы будем рисовать?
- Да, на сегодняшнем уроке мы с вами нарисуем лист березы с натуры. Сначала карандашом, а чтобы листик получился праздничным, для раскрашивания применим интересную технику, которая называется «работа акварельными красками по - сырому».
4. Анализ натурной постановки.
- Я сказала, что лист березы мы будем рисовать с натуры. Вспоминаем, что, значит, рисовать с натуры? (Предмет должен быть перед глазами.)
- Как назовем тогда лист березы? (Натура.)
- Покажите все натуру (смотрю, чтобы все показали мне лист березы).
- Листва – дети дерева, и у них все, как у деревьев. Назовите части листа.
-Что это? (Показываем листовую пластинку, если не ответят, говорю сама.)
- Что это? (Черешок; он, как ствол.)
- Что видно на листовой пластинке? (Прожилки; они как ветки.)
- Итак, назовите части листа.
- Посмотрите, что больше – высота или ширина листа?
- Значит, как надо положить бумагу? Покажите.
- На какую фигуру похож лист? (На треугольник.)
- Считаем вместе, сколько раз черешок укладывается в высоте листа?
- Значит, на сколько частей делить весь лист?
- Сравните высоту и ширину листа. Какие они?
- Какого цвета больше на листе?
- Какие цвета еще есть на листе?
5. Объяснение последовательности изображения листа берёзы.
- Лист бумаги кладу вертикально. Отмечаю засечками высоту листа.
- Провожу посередине «секретную» линию и делю ее на четыре части (пополам, потом каждую часть еще пополам), одну часть оставляю на черешок.
- Смотрю, какова высота листовой пластинки. Отмечаю столько же в ширину.
- Прорисовываю листовую пластинку, черешок, прожилки, стираю лишние линии.
6. Работа с красками. Техника «по – сырому».
Учащиеся работают вместе с учителем.
Звучит инструментальная музыка.
-Итак, приступим:
1) смочим лист бумаги водой, начиная водить кисточкой сверху по горизонтали слева направо и справа налево, постепенно спускаясь вниз;
2) ещё раз обмакнём кисточку в банку с водой – акварельная краска любит воду. Наберём на кисть одну из осенних красок – жёлтую, красную, зелёную или коричневую – и коснёмся бумаги. Что происходит? (Краска расползается.)
- Такая техника называется «по - сырому». Цветное пятно сразу расползается и становится пушистым. Пока оно не высохло, рядом можно положить другой цвет, и края пятен сольются, один цвет смешается с другим, образуя плавные переход от одного к другому.
7. Первичное закрепление материала.
– Расскажите, как вы получили такие интересные цвета. (Жёлтый цвет при встрече с красным превращается в оранжевый. Красный цвет при встрече с зелёным превратился в коричневый. Зелёный цвет при встрече с жёлтым превратился в изумрудный.)-Такой переход мы наблюдаем и в природе на осенних листьях.
-Как называется техника раскрашивания, которой мы сейчас воспользовались?
VII. Анализ детских работ.
Учитель. Ребята! Вы все молодцы! Мне очень понравились ваши работы. А Вам? Дети смотрят, оценивают работы друг друга, что получилось, а что нет.
- Получились листья совсем как настоящие. Теперь с помощью ножниц вырежем свои листочки, а с помощью канцелярских скрепок прикрепим их на «паутинку».
-Кого можно встретить в «паутинке» паучка? (Бабочек, стрекоз, мух, кузнечиков.) На дом ребятам можно задать нарисовать и вырезать различных насекомых.
-Прикрепим наших насекомых на паутинку. Вот их сколько запуталось в паутинке. А где же сам хозяин?
Появляется хозяин паутинки (его учитель делает сам).
- И задрожали от страха все насекомые и листья. Но не бойтесь, наш паучок Тутси добрый.
-посмотрите и удивитесь: могли бы мы увидеть такую красоту где- нибудь в лесу?
(Нет, наша паутинка – единственная и неповторимая.)
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Учитель.
-Вам понравилось создавать такие интересные работы вместе? (Да!)
–Благодаря нашей коллективной работе у нас в классе ещё долгое время будет стоять осень. Поблагодарим друг друга за работу, а нашего паучка Тутси – за такое интересное дело.
- Что нового открыли вы для себя на уроке?
(Смешивать краски, работать по – сырому. Работать коллективно. Быть аккуратными и старательными. Делать приятное другим – это здорово.)Литература:
Планирование составлено на основе примерной программы начального образования по изобразительному искусству с учетом авторской программы Т.Я. Шпикаловой. ( «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-4 класс под редакцией доктора педнаук Т.Я. Шпикаловой М. Просвещение, 2006 год)
Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М; «Просвещение», 2000.
Краснов Н. В. Беседы по искусству в начальной школе. М; « Искусство» 2001 .