Статья Индивидуализация образования в классах с предпрофильной подготовкой и профильным обучением


Индивидуализация образования в классах с предпрофильной подготовкой и профильным обучением.
Учитель математики МОБУ СОШ №6
Шарифьянова В.Т.
Сущность изменений, происходящих сейчас в школьном образовании, можно определить как переход к индивидуализированному обучению.
Индивидуализация обучения - организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Реальностью, обуславливающей необходимость индивидуализированного обучения математике являются объективно существующие различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. Поэтому учащихся условно можно разделить на четыре группы.
1 группа - учащиеся с высоким темпом продвижения в обучении: общие схемы выполнения типовых задач фактически усваивают в процессе первичного обучения, во многих случаях могут самостоятельно находить решения изменённых типовых или усложнённых задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения.
2 группа - учащиеся со средним темпом продвижения в обучении: овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых затруднений, способы выполнения типовых задач усваивают после рассмотрения 2-3 образцов, решения изменённых и усложнённых задач находят, опираясь на указания учителя.
3 группа - учащиеся с низким темпом продвижения: при изучении нового материала испытывают определённые затруднения, нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладевают после длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений усложнённых задач, как правило, не проявляют.
4 группа - слабоуспевающие учащиеся, значительно отстающие в развитии от сверстников, имеющие существенные пробелы в знаниях. Достижение учащимися этой группы уровня обязательных результатов представляет сложную задачу.
Индивидуализированное обучение помогает одним учащимся достичь обязательных результатов обучения, задающих нижнюю границу подготовки школьников, другим - последовательно формировать умения самостоятельно находить решения более сложных задач на основе изученного.

К особенностям учащихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы, относятся:
уровень умственного развития школьника, его обученность и обучаемость;
индивидуально-типологические особенности;
познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации);
скорость прохождения и понимания учебных предметов: быстро, медленно.
Выделяются следующие основные виды индивидуализации:
-дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планам и (или) программам;
-внутриклассная индивидуализация учебной работы – это те приемы и способы индивидуальной работы, которые использует учитель в обычном классе массовой школы;
-прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе: или убыстренно, или замедленно.
В основу организации индивидуальной моей работы с учащимися легли тщательное изучение работы каждого ученика на основе систематического и своевременного выявления уровня усвоения каждого раздела программы, результаты исследований способностей учащихся школьным психологом, его рекомендации в отношении каждого ребенка.
При этом в процессе работы перед собой ставлю следующие задачи:
- Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса и заинтересованности класса в работе каждого ученика.
- Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. («Не ошибается только тот, кто не работает». При решении задач всегда указываем различные способы их решения, как рациональные, так не рациональные). - Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
- Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.
- Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
- Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
-Создание на уроке комфортной, благоприятной обстановки для каждого ребенка.
Цели индивидуализации обучения математике:
- Развитие и использование в обучении индивидуальных качеств личности школьника.
- Развитие и использование в обучении познавательных интересов каждого школьника.
- Развитие и использование в обучении интеллектуальных способностей и талантов каждого школьника.
- Развитие у каждого школьника навыков самостоятельной учебной деятельности.
Направления работы:
- индивидуализация домашних заданий, исходя из успеваемости, уровня познавательной самостоятельности и активного интереса к учению;
- специфичная методика урока: в целях ликвидации неуспеваемости класс делится на три относительно стабильные группы, часть урока работа идет фронтально, остальная же – самостоятельно, причем каждая группа получает различные задания (обучение в сотрудничестве);
- индивидуализация учебных заданий для самостоятельной работы учащихся: работа проводится по индивидуальным инструкциям, которые составляются в трех вариантах (по степени трудности), учащиеся получают индивидуальные задания. Использование индивидуализированной самостоятельной работы способствует повышению успеваемости. Сильным ученикам нравятся задания, которые требуют большего напряжения и дают дополнительную информацию. Слабые же получают удовлетворение от успеха, поскольку им приходится работать со значительно более доступным материалом, чем прежде. Здесь широко используются метод проектов, информационные технологии.
Для того, чтобы успешно осуществлять индивидуализацию обучения математике, применяю определенную систему тестовых упражнений, имеющих целью проверить:
1) уровень обучаемости;
2) умение самостоятельно работать;
3) умение читать с пониманием и нужной скоростью учебный текст;
4) способность к сообразительности;
5) уровень развития того или иного компонента математического мышления;
6) познавательные интересы и т.п.
В качестве примера приведем несколько заданий для учащихся 8 класса, имеющих целью проверить уровень логического мышления.
1. В следующих примерах число x принадлежит множеству действительных чисел.
1) Какое из следующих утверждений справедливо
(x+3)2=x2+6x+9:
a) для всех значений x;
b) только для двух значений x;
c) только для одного значения x;
d) ни для одного значения x?
2) Ответьте на те же вопросы относительно равенства
(x+3)2=x2+4x+6.
2. Равносторонний треугольник ABC повернут по часовой стрелке вокруг вершины B на величину угла A, какие из следующих утверждений справедливы:
a) угол между старым и новым направлением [AC) есть A;b) угол между старым и новым направлением [BC) есть B;c) если A, новое положение вершины А, то биссектриса угла АВА, перпендикулярна какой-либо стороне данного треугольника.
Применение таких тестов дает учителю возможность изучить динамику развития каждого школьника и подобрать затем систему конкретных заданий для его индивидуальной работы
Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно выполненного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учеников, в том числе и у слабых, появляется уверенность в своих силах. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, создает положительную мотивацию к учению.
Дифференцированный подход осуществляю на определенных этапах урока. Так, на этапе введения нового понятия , свойства, алгоритма работаю со всем классом, без деления его на группы. Но после того как несколько упражнений выполнено на доске, ученики приступают к дифференцированной самостоятельной работе. Для этого имею и постоянно пополняю свою математическую копилку различной математической литературой, дидактическим материалом, содержащим разноуровневые задания. Но очень важное значение имеет то, как преподнести ученикам эти задания, как заинтересовать их и получить наивысший результат.
Обычно, на традиционных уроках повторения материала ученики, как правило, теряют интерес и внимание, ведь нового они ничего не узнают. Поэтому-то и целесообразно отыскать для проведения таких уроков различные нестандартные виды работ
На уроках закрепления, обобщения использую игру «Поле чудес» как тренажер.
Ребятам этот вид работы очень нравится, и я с удовольствием разрабатываю и подбираю материал по любой теме курса математики. А они с энтузиазмом выполняют ее. Причем ни одного равнодушного при этом нет.
Проводится эта самостоятельная работа так, ученики в тетради чертят табло на столько клеточек, сколько заданий предлагаю выполнить. На доске заранее ответы, закодированные буквами. Выполняя задания, ученики проверят верно ли они выполнили задания, если верно, то в таблице ответов найдут его и впишут букву в ту клеточку, каким номером является задание. В результате получится высказывание, которое носит воспитательный характер, н-р «Чистая совесть, самая мягкая подушка», «Терпение горько, но его плод сладок» и т. д.
На уроках закрепления материала провожу уроки, которые называю урок-улей. Все ребята пчелки, а учитель – улей, в который стекаются все решения. У меня на столе три набора заданий: на «3»; на «4»; на «5», каждое задание на отдельной карточке и чистые листочки. Ученики выбирают тот вариант, который смогут выполнить. Решают каждое задание на отдельном листочке, несут на проверку. Проверяю и даю новое задание, если решение было верным. Если решение неверно, то повторно консультирую данного ученика и снова даю ему возможность попробовать перерешать это задание. Такие уроки позволяют индивидуально работать с каждым учеником.
В практике своей работы часто использую уроки- консультации. Для таких уроков готовлю разно уровневые карточки с заданиями на «3»; на «4»; на «5».На обратной стороне карточки записаны ответы. Ученики выполняют задания, сверяются с ответами. Если ответы совпадают, то и консультация им не нужна. Если ученику, что-то не понятно, то он просит консультацию у учителя. Работы оцениваются с учетом полученных консультаций. Поло- жильные результаты таких уроков- консультаций на лицо: не только исчезают пробелы в знаниях учеников, но и способствуют мыслительной деятельности учащихся. Ребята приучаются правильно оценивать свои возможности, иногда рисковать. Уроки- консультации позволяют работать индивидуально с каждым учеником.
Эффективна устная работа с тренажерами.
Применяю на уроках контроля знаний тесты. Тесты позволяют провести более широкий и более глубокий контроль за усвоением материала на ту или иную тему, а также по ряду тем. Это особенно важно в тех случаях, когда необходимо выявить «потолок» знаний в группе учащихся, определить среди них лидеров и отстающих. Тест выявляет общую картину усвоения материала и дает возможность для индивидуальной работы как с отстающими, так и с успевающими. Тесты учащимся предлагаю в печатном виде или электронном.
Для работы на уроках обобщения знаний предлагаю задания «Найди ошибку». В зависимости от наличия учебного времени, можно предложить два варианта работы с заданиями «Найди ошибку»: либо просто указать номера неверных примеров (результатов действий, терминов, определений, утверждений), либо найти ошибку и исправить ее. Карточки с заданиями могут быть предложены как для индивидуальной работы некоторым учащимся, так и всему классу одновременно. В таком случае можно устроить соревнование за звание самого внимательного, самого грамотного и т.д. Выполняя такие задания, дети учатся самоконтролю, развивают математическое мышление
Ребятам нравятся уроки- практикумы, когда урок проходит в виде игры, я называю ее «математическое лото». На доске записываю три варианта заданий: на «3»; на «4»; на «5». Ребята выбирают себе вариант сами, либо я рекомендую каждому свой вариант. И на доске таблица ответов. Эту таблицу ученики перечерчивают себе в тетради. Выполнив задание, ищут среди ответов свой, если его нет, необходимо искать ошибку, а если ответ есть, зачеркивают его крестиком. В конце урока у каждого варианта свое зачеркивание. Я быстро, тут же на уроке проверяю и выставляю оценки.
Для закрепления материала практикую самостоятельные многовариантные работы. Разработки таких самостоятельных работ есть для 10-11 классов. Раздаю учащимся два варианта заданий, один вариант четный, другой нечетный. В заданиях присутствует буква n. Ученикам, говорю у кого какой номер. Такая форма работы исключает списывание. Быстро проверяется ответ, и тут же, выставляется оценка.
В практике своей работы использую и другие виды самостоятельных работ:
-самостоятельные работы с предварительным разбором,
-математические диктанты с самопроверкой и взаимопроверкой,
-работа по заданному алгоритму,
- семинары, уроки- практикумы, уроки-зачеты и т. дСлайды (Разноуровневые самост.работы и контр.работы.)
-1085851849755Рассмотрим пример карточек для индивидуальной работы из серии «Получи слово», ориентированных в основном на проверку вычислительных навыков. Карточки являются средством самоконтроля, так как после окончания решения происходит сверка ответов по слову, которое и является «контролером ». Цель задания: заменить получившиеся ответы подходящими буквами из таблицы и получить слово. Приведены примеры карточек по материалу алгебры 8 класса.
Индивидуализация домашних заданий осуществляется, прежде всего, посредством:
1) применения индивидуальных и групповых домашних заданий (таких как подготовка исторических справок, мини сообщений, ответов на качественные вопросы)
2) применения, наряду с обязательными домашними заданиями, и не обязательных («желательных») заданий и рекомендаций (необязательное д/з учащиеся выполняют только по желанию и на дополнительную отметку)
3) применения «текущих» индивидуальных заданий, рассчитанных на длительную подготовку (так называемых, «отсроченных заданий», например, домашняя к/р со сроком исполнения по окончании изучения данной темы).
Применение инновационных технологий позволило добиться высоких результатов: все учащиеся по математике успевают, по итогам учебного года в 9а классе процент качества составляет 79%, . На итоговой аттестации учащиеся 9а класса в этом учебном году показали прочные знания: 19 человек из 29 получили оценку «5», причем работы этих учащихся отличаются индивидуальностью, при решении задач использовались различные способы, процент качества на итоговой аттестации составляет 93%. Учащиеся принимают активное участие в различных конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах, активно посещают курс по выбору, выполняют исследовательские работы.