Конспект урока риторики на тему Тип текста — рассуждение (3 класс)


Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя
У каждой группы на столах маленькая часть одного целого. (Каждой группе выдаётся полоска одного цвета радуги). Напишите на ней пожелание всем участникам
предстоящей работы.
(Работают 5 групп детей, гости и учитель)
Как вы думаете, что получится, если сейчас мы соберём вместе наши маленькие
части? (Радуга) С какого цвета начнём?
(Вспоминаем порядок расположения цветов радуги)
Деятельность учеников:
– Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать.
– Называть части рассуждения.
-Моделировать текст рассуждения
Актуализация
знаний
Цель: обобщить знания уч-ся о признаках и типах текста
Методы: беседа, игра, составление кластера.
Постановка учебной проблемы.
Да-неткаНа доске числа:
20 6 12 19 20
- Что видите?
- Как они могут быть связаны с уроком риторики?
- Может быть, ими что-то зашифровано?
-Это тема, с которой мы работаем на уроках риторики в 4 четверти.
-Прошу 3 желающих работать со схемой на доске.
- Мы с вами играем в «Пересадки»
- Что такое текст?
-что такое тема текста?
-Основная мысль текста?
-План текста?
-Зачем нужен план?
-Какие типы текста знаете?
-Проверяем работу ребят со схемой. Представьте свою работу.
Оцените работу по плану.
Высказывают предположения
Текст
Составляют кластер
Оценивают работу.(ТОУУ)
Слайд презентации: фото Д.Родари. Цитата: «Оно гуляет по всему свету, оно забирается во всё, что мы с вами только видим, слышим, трогаем, нюхаем. Оно заставляет людей, не только маленьких, но и взрослых, задавать массу полезных и нужных вопросов».
-Вы узнали этого человека?
-Догадайтесь, о чём Джанни Родари сказал: «Оно гуляет по всему свету, оно забирается во всё, что мы с вами только видим, слышим, трогаем, нюхаем. Оно заставляет людей, не только маленьких, но и взрослых, задавать массу полезных и нужных вопросов».
- Догадались, что это за слово?
– Конечно, это слово «почему».
«Песенка Витьки-почемучки»
– Разные «почему» требуют ответа. Какой текст поможет нам ответить?
– Верно.
– Итак, тема урока …
-Это совершенно новое понятие или мы уже что-то о тексте рассуждении знаем?
- Что ещё не знаем?
- Будем учиться создавать рассуждение, объяснять и доказывать.
Высказывают предположения.
Рассуждение.
Рассуждение.
Отвечают.
- Узнать, как строится рассуждение.
(Из каких частей состоит рассуждение)
-Учиться строить рассуждение.
Открытие новых знаний.
Цель: формирование знаний о структуре рассуждения, формирование умений видеть части рассуждения, строить рассуждение. Инсценирование стихотворения С. Михалкова «Бараны».
- Какой вопрос у вас возникает?
-Ответьте на этот вопрос. Начать можно со слов: «Это случилось потому…»
-Перечитайте стихотворение (с.56) и найдите строчки, в которых подчеркивается упрямый характер баранов.
Выясним, как строится рассуждение. Объединитесь в группы по цвету эмблемы.
-Проанализируйте полученное рассуждение.
План работы.
Прочитайте рассуждение.
Из скольких частей оно состоит?
О чём говорится в каждой части рассуждения?
Как соединяются между собой части рассуждения?
-Давайте проверим, какие результаты вы получили.
Попробуйте сконструировать схему рассуждения.
Сравним наши схемы с авторскими.(с 57). Что можете сказать?
Физкультминутка.
( инсценировка подготовлена в рамках курса внеурочной деятельности «Театр»)
Объединяются в группы. Работая по плану, анализируют рассуждения.
1 человек от группы отвечает.
1 группа – схема
2 группа – рисунок-образ
3 группа – изобразить
Применение знаний.
Цель: формирование умений видеть части рассуждения, строить рассуждение Текстовый анализ.
- Объединитесь в группы по номерам эмблем.
№ 1 – «Рассуждения рассыпались» (собрать рассуждения из частей интерактивная доска или карточки со словами, текст упр. 80 с. 59)
№ 2 – Составь вопросы к ответам (упр. 76 с. 57)
№ 3 – объединитесь парами, выберите 1 из трёх начал и придумайте к нему как можно больше объяснений.
Проверка.
- Мы с вами выяснили, как строится рассуждение, потренировались видеть части в рассуждении. Хотите попробовать свои силы в создании рассуждений?
Творческая работа по написанию рассуждения.
На слайде изображение Буратино и детей, которые смотрят мультфильмы.
- Рассмотрите эти изображения. Попробуйте определить темы рассуждений, которые я хочу вам предложить написать.
-Проверим, кто был самым точным в определении темы? (появляются темы)
С.60 упр. 82-83.
(Что напишете в 1 части? (Я люблю смотреть мультфильмы …).
- Что напишете во 2 части?
- Какими словами соедините эти две части?)1. Необходимый уровень
2.Программный уровень
3.Творческий уровень.
Вывод: объяснений может быть много. Это зависит от человека.
Высказывают предположения.
Итог урока. - Чтобы узнать больше нового об окружающем нас мире, мы задаем вопросы. Как называют таких людей?
- А тебя можно назвать Почемучкой?
-Докажи.
-Что вы использовали для ответа на мой вопрос?
- Кто-то хочет примерить на себя роль Рассуждения и рассказать о себе всё-всё, что узнал?
-Вернёмся к задачам, которые ставили на урок.
- А что произойдет с человеком, если он перестанет задавать вопросы? Почемучки.
Рассуждение
(персонификация)
Зачитываем цель, значком показывают, достиг или нет(+ или -).
Домашнее задание. если на вопрос ответить трудно, рекомендуем учащимся книги, словари, энциклопедии, в которых можно найти ответы на поставленные вопросы. Сообщаем и о том, что далеко не на все вопросы есть готовые ответы, иногда люди всю жизнь размышляют над тем, как ответить на какой-нибудь вопрос. Предлагаем в классе завести «Почемучкин почтовый ящик», куда ребята будут опускать вопросы с «почему», чтобы затем устроить вечер вопросов и ответов.