Конспект урока по русскому языку на тему «Лексико-стилистическая роль имён существительных в речи» (5 класс)


Тема урока: «Лексико-стилистическая роль имён существительных в речи» 5 класс
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Цели урока: систематизации знаний об имени существительном, умения находить имена существительные в тексте, определения признаков существительных, обобщения знаний о роли существительных в предложении.
Задачи урока:
- образовательная: обобщение и углубление знаний об именах существительных;
- воспитательная: воспитывать любовь и интерес к языку, культуру поведения, формировать самостоятельность мышления учащихся;
- развивающая: развитие умений распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, имена существительные мужского, женского и среднего рода, имена существительные единственного и множественного числа, имена существительные отвлеченные, конкретные, вещественные и собирательные. Развивать чувство языка, языковой памяти, речевого слуха, развивать внимание.
Методы и приемы:
- слово учителя;
- беседа;
- фронтальный опрос.
Оборудование: учебники, словари, ТСО, компьютер, карточки с заданиями.
Ход урока
№ Время Основные этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1 2-3мин Орг. момент Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.
2 5мин Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся. Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, нужные для введения данной темы.
На предыдущих уроках мы с вами продолжили изучение большого и очень интересного раздела – «Имя существительное». Давайте повторим изученный материал.
Быстрое повторение темы
- имя существительное - это часть речи, которая…
- бывает…
- имеет…
- изменяется…
- в предложении может быть…
- есть существительные…
- есть существительные …
- есть существительные…
Имя существительное – самая существенная часть речи. Послушайте стихотворение А.А. Фета, которое состоит практически из одних существительных, а нам все понятно:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Вот какая замечательная и интересная часть речи –имя существительное.
Сегодня на уроке нам с вами предстоит определить признаки имени существительного как части речи. Цель: повторить изученный материал.
- отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет
- собственным и нарицательным, одушевленным и неодушевленным
- род, склонение
- по числам и падежам
- любым членом предложения
- общего рода
- употребляющиеся только в ед.ч. и только во мн.ч.
- разносклоняемые и несклоняемые
Записывают в тетради число, тему и классная работа.
3 15мин Изучение нового учебного материала. Существительные могут обозначать не только видимые предметы, но и действия, чувства явления, поэтому по своему значению имена существительные делятся на 4 группы: конкретные, вещественные, собирательные, отвлеченные.
Для закрепления материала выполняем упр. 869,стр. 279
- Какой можете сделать вывод по поводу Отвлеченных имен существительных.
- конкретные имена существительные.
- вещественные имена существительные.
- собирательные имена существительные. Составление опорной схемы в «шпаргалках».
По значению существительные делятся на группы:
1) конкретные — называют конкретные предметы живой или неживой природы;
2) вещественные — называют различные вещества;
3) отвлечённые — называют явления, воспринимаемые мысленно;
4) собирательные — называют множество одинаковых предметов как одно целое.
Один ученик работает у доски.
- Отвлечённые (абстрактные) существительные - это названия отвлечённых понятий - свойств, качеств, действий, состояний: ум, радость, мудрость, сострадание. Такие существительные, как правило, не образуют формы множественного числа и не могут сочетаться с количественными числительными. Однако некоторые из них обладают способностью сочетаться с неопределённо-количественными словами: много радости, мало мудрости, немного счастья.
- конкретные имена существительные обозначают единичные предметы, поддающиеся счету: людей, животных, растения, вещи: малыш, котенок, василек, шуба;обычно употребляются в форме единственного и множественного числа, сочетаются с количественными именами числительным
- вещественные имена существительные обозначают однородные по составу вещества, не представленные единичными предметами: пищевые продукты, с/х культуры, материалы, виды тканей, ископаемые, стройматериалы, химические элементы, лекарства и др.: хлеб, овес, песок, парча, уголь, водород; употребляются в форме только одного числа, чаще единственного; поддаются делению, измерению, но не поддаются счету.- собирательные имена существительные обозначают совокупности однородных лиц или предметов как цельное единство, как не членимое понятие мебель, листва, студенчество, молодежь; употребляются в форме только одного числа, чаще единственного, не поддаются счету,
не относятся к собирательным существительным слова, которые могут находится в форме и единственного и множественного числа: толпа – толпы.
4 5мин Физкультминутка А сейчас мы с вами попадем в весенний лес. Закрыли глазки, посмотрели на верхушки деревьев, опустили глазки, повращали справа налево, поискали глазками птиц, которые щебечут на все лады, теперь слева направо. Крепко-крепко зажмурились от набежавшего ветерка, открыли глаза широко-широко, еще раз зажмурились и вернулись в класс.
5 10мин Закрепление учебного материала.
Цель: создать условия для формирования универсальных учебных действий.
Выполняем задание «Заполни таблицу». Таблица на доске, а перед вам карточка со словами, вы должны записать каждое слово в ту колонку в которую она относится:
Конкретные, отвлеченные, вещественные, собирательные.
Цель задания: закрепить теорию.
Слова в карточке «Детвора, магазин, совесть, молодёжь, волк, молоко, грусть, книга, листва, тетрадь, сахар, мёд, радость, патриотизм, скворец, оттепель, проталина, грач, ручей.»применяли полученные знания при выполнении упражнений
Конкретные
Отвлечен -ныеВеществен-ныеСобиратель-ныеВыполняем устно упр. 890. Назовите лишнее слова в каждой строчке. Выполняется в форме фронтальной беседы для отработки понятия.
6 5мин Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель: проанализировать и оценить успешности достижения цели урока.
Что нового вы сегодня узнали о имени существительном?
- Какую роль в русской речи играют имена существительные?
Цель: оценить усвоение материала урока, подведение итога и выставлении оценки. Рефлексия.
- имя существительное Существительные могут обозначать не только видимые предметы, но и действия, чувства явления, поэтому по своему значению имена существительные делятся на 4 группы: конкретные, вещественные, собирательные, отвлеченные.
- Без имён существительных не обойтись, нарушается смысловая и грамматическая связь слов в предложении и тексте.
7 3мин Домашняя работа Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Из №392 на стр.14
1в. – составить предложения с прилагательными;
2в.- составить предложения с глаголами.
В каждом предложении найти имя существительное и указать вопрос, на которое оно
отвечает. Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнениями.