Рабочая программа УМК Перспектива по русскому языку 2класс


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 546 с углубленным изучением предметов художественно–эстетического цикла
Красносельского района Санкт–Петербурга
(ГБОУ СОШ № 546 Санкт–Петербурга)
«Рассмотрена»
На заседании МО учителей начальных классов
Председатель МО
М.А. Грицынина __________
Протокол №______
от «___»_________20___г. «Принята»
Решением педагогического совета ГБОУ СОШ №546 Санкт–Петербурга
Протокол №______
от «___»_________20___г.
Председатель
И.Н. Богомолова _________ «Утверждена»
Директор ГБОУ СОШ №546 Санкт–Петербурга
И.Н. Богомолова _____________
Приказ №_____
от «___»_________20___г.
«Согласована»
Заместитель директора по УР
А.М. Крамаренко___________
«___»_________20___г. Рабочая программа учебного курса
«Русский язык» для 2–го класса
на 2016–2017 учебный год
Класс: 2–й
Ф.И.О. учителя:Бутузова Наталья Борисовна
Количество учебных часов: 136 часа (4 часа в неделю)
Содержание
Аннотация к рабочей программе
Планируемые результаты освоения учебного курса
Содержание учебного курса
Календарно – тематическое планирование

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2 КЛАСС (УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)
Название курса: Русский язык. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»); Сборника программ «Перспектива» М.: «Просвещение» 2011. (Стандарты второго поколения), учебного плана ГБОУ СОШ № 546, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в рамках реализации ФГОС.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник. 2 класс (в 2-х частях). М.: «Просвещение», 2013г.
Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс (в 2-х частях). М.: «Просвещение», 2016 г.
Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2011г.
Электронное приложение к учебнику «Русский язык» (1 CD).
Количество часов:
2 класс – 136 часов, 4 часа в неделю.
Цели изучения курса:
формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Рабочая программа имеет целью формирование универсальных учебных действий, заложенных в основе стандартов второго поколения, и способствует решению следующих задач:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Структура курса:
Мир общения.
Звуки и буквы. Слог. Ударение.
Слово и его значение.
Состав слова.
Части речи.
Предложение. Текст.
Формы работы: групповые, индивидуальные, работа в парах.
Виды контроля: входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: тест, самостоятельная работа, диктант, сочинение-повествование, описания. Сочинение с элементами рассуждения, изложения, практические работы, устный опрос, проекты.
Типы уроков построены в соответствии системно – деятельностного подхода: урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности,
урок развивающего контроля.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается
применение следующих педагогических технологий обучения:
ИКТ.
Метод деятельностного подхода.
Технология развития критического мышления.
Метод проектов.
Здоровьесберегающие технологии.
Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результатыФормирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметные результатыУмение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
Умение создавать и использовать знаково–символические модели для решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
Овладение следующими логическими действиями:
сравнение;
анализ;
синтез;
классификация и обобщение по родовидовым признакам;
установление аналогий и причинно–следственных связей;
построение рассуждений;
отнесение к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Личностные результатыФормирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально–нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Содержание учебного курсаВиды речевой деятельностиСлушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно–образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.
Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.). Систематический курс русского языкаФонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости–мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости–глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости–мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко–буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно–образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).
Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).
Слова – имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).
Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба – одежда). Знакомство со словарями.
Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи.
Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3–му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на –ий, –ья, –ов, –ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3–го лица единственного и множественного числа. Роль местоимения в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу;
сочетания чк–чн, чт, щн;
перенос слов;
заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на –мя, –ий, –ья, –ье, –ия, –ов, –ин);
безударные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение–повествование, сочинение–описание, сочинение–рассуждение.Освоение позитивной, духовно–нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.
3. Календарно – тематическое планирование
№ урока Тема урока УУД Дата
Предметные план. факт.
«Мир общения» (11 ч)
Личностные:
– формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
– формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– исправлять ошибки в учебном тексте;
– учитывать правило при расположении слов в алфавитном порядке;
– выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания;
– выполнять учебное задание в соответствии с целью;
Познавательные УУД:
– определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение;
– различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение;
– различать типы текстов и обосновывать своё суждение;
– использовать приобретённые знания для создания шифра и текста при оформлении письма в рисунках.
Коммуникативные УУД:
– формулировать понятные для партнёра высказывания;
– согласовывать позиции и находить общее решение;
– взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
– адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.
1. Мир общения. Собеседники. - объяснять значение жестов, мимики и рисунков для передачи информации;
-уметь верно писать слова с непроверяемыми орфограммами;
-обогащать запас слов-приветствий, уметь использовать их в речи. 2. Слово, предложение и текст в речевом общении. 3. Предложения по цели высказывания. -уметь находить слова с орфограммами, изученными в 1 классе, объяснять их написание. 4. Составление предложений различных по цели высказывания. 5. Различные по интонации предложения. - понимать важность слова для точного названия предметов и явлений;
- активировать лексический запас и обогащать его словами разных тематических групп;
- понимать различные функций слова и предложения;
- формировать необходимость понимать значение слова и знать его написание;
- уметь правильно оформлять предложение на письме и в устной речи;
-определять тип предложения по интонации и по цели высказывания;
-составлять предложения на заданную тему;
- развивать речь при объяснении смысла пословиц;
- повторять изученные ранее орфограммы. 6. Закрепление. Виды предложений. 7. Слово, предложение и текст в речевом общении. Типы текстов. 8. Развитие речи. Обучающее изложение. 9. Входная контрольная работа. 10. Работа над ошибками. 11. Главный помощник в общении – родной язык. «Звуки и буквы. Слог. Ударение» (52 ч)
Личностные:
– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– выполнять учебное задание, используя алгоритм;
– проверять правильность выполненного задания при работе в паре;
– выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Познавательные УУД:
– анализировать звуки по группам: гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие;
– соотносить услышанный звук с написанной буквой и обосновывать своё мнение.
Коммуникативные УУД:
– комментировать собственные действия при выполнении задания;
– строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;
– адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога;
– выполнять звукобуквенный анализ слова.
12. Гласные и согласные звуки и буквы. - определять две функции гласных букв и, е, ё, ю, я в словах;
- определять основание для написания слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, нщ и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретённые знания при создании карты удивительного города Звукобуквограда;
- слова с мягким знаком в середине и в конце слова;
- слова с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, нщ, используя правило;
- предложения со словами, в которых написание расходится с произношением;
- слова с буквой э и буквой й, выполняя деление слова для переноса. 13. Алфавит. Роль алфавита. 14. Правописание безударных гласных. 15. Правописание парных согласных. 16. Общение людей. Виды речи. 17. Звук (й) и буква Й. 18. Перенос слов с буквой й в середине слова. 19. Изложение по сказке К.Ушинского«Утренние лучи» - иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он стоит);
-составлять и записывать ответы на вопросы, используя содержание текста.
- оформлять при письме название улицы для карты города Звукобуквограда, используя приобретённые знания. 20. Звук(э) и буква э. 21. Волшебный мягкий знак. Перенос слов с мягким знаком. -систематизировать знания о звуках и буквах русского языка;
-понимать различия между звуками и буквами;
-уметь находить в словах буквы, обозначающие безударные гласные и парные по звонкости-глухости согласных звуков;
-приобрести навыки орфографической зоркости при определении ошибочных мест: написании букв, обозначающих безударные гласные звуки, парные по звонкости-глухости согласные звуки в конце слова, уметь объяснять эти орфограммы;
- слова с мягким знаком в середине и в конце слова;
- слова с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, нщ, используя правило;
- повторить сведения о видах предложений по цели высказывания, о группах слов – названий предметов и действий. 22. Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е,Ё, Ю, Я, И. 23. Твердые и мягкие согласные звуки.Словарный диктант. 24. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. 25. Контрольное списывание«Правописание твёрдых и мягких согласных». 26. Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи–ши. 27. Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ. 28. Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН. 29. Учимся писать изложение. 30. Контрольный диктант«Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, щн». 31. Работа над ошибками. Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, щн. 32. Правила деления слов на слоги. -знать правила деления слов на слоги;
- определять количество слогов в словах;
-уметь делить слова на части для переноса. 33. Ударение. Ударный слог. - понять смыслоразличительную функцию ударения на примере омографов;
- закрепить навык определения ударного слога в словах;
-знать особенности буквы ё (обозначает всегда ударный гласный звук);
- различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии;
- знать особенности строения и назначение орфографического словаря;
- уметь находить проверочные слова с помощью подбора слов-родственников или изменения формы слова. 34. Словарный диктант. Ударение. Ударный слог. 35. Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме. 36. Проверка слов с безударной гласной, которая обозначается буквой Е,е. 37. Родственные слова. 38. Правописание безударных гласных. 39. Правописание слов с двумя безударными гласными 40. Проверочная работа по теме «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме». 41. Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки. 42. Закрепление. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. - знать различия между звонкими и глухими согласными звуками,
- понимать, почему парные по звонкости-глухости согласные в конце слова- это орфограмма,
-знать разные способы подбора проверочных слов для слов с изученными орфограммой,- находить и проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце и в середине слова;
-понимать роль согласных звуков в создании художественного образа (примеры аллитерации)
43. Парные согласные. 44. Звонкие и глухие парные согласные в конце слова. 45. Непарные по звонкости–глухости согласные. 46. Звонкие и глухие парные согласные в середине слова. 47. Способы проверки парных согласных в середине слова. 48. Закрепление пройденного материала по теме «Звонкие и глухие согласные». 49. Проверочная работа по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме». -учащиеся научатся применять свои знания и умения на практике,
-оценивать свою работу 50. Контрольная работа. -учащиеся научатся применять свои знания и умения на практике,
- сравнивать, анализировать, оценивать свою работу. 51. Работа над ошибками. Слова с удвоенными согласными. 52. Правила переноса слов с удвоенными согласными. -знать правила деления слов на слоги с удвоенными согласными;
- определять количество слогов в словах;
-уметь делить слова с удвоенной согласной на части для переноса. 53. Правописание слов с удвоенными согласными. 54. Непроизносимые согласные. -знать орфограмму «Непроизносимые согласные» и способы её проверки,
- уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными,
- понимать причины появления непроизносимых согласных в словах,
-активизировать словарный запас при подборе родственных слов. 55. Причины появления непроизносимых согласных в словах. 56. Правописание слов с непроизносимой согласной. 57. Разделительный мягкий знак. -углубить и систематизировать знание об употреблении разделительного мягкого знака (ь);
-знать о наличии в русском письме разделительного твёрдого знака(ъ);
-разграничивать две функции употребления мягкого знака;
- уметь писать слова с разделительным «Ь» и «Ъ» 58. Две функции мягкого знака в словах. 59. Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного. 60. Написание поздравительного письма. 61. Разделительный мягкий и твёрдый знаки. 62. Контрольная работа по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение». -учащиеся научатся применять свои знания и умения на практике,
-учащиеся научатся выяснять причину знания и незнания изученной темы;
- сравнивать, анализировать, оценивать свою работу. 63. Работа над ошибками.
Обобщение знаний по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение». «Слово и его значение» (15 ч)
Личностные:
- творческое отношение к процессу работы над лексическим значением слова.
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- проверять правильность выполненного задания при работе в паре;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Познавательные УУД:
- определять значение слова и обосновывать своё мнение;
- распределять слова по тематическим группам.
- объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение.
- определять многозначные слова и обосновывать своё мнение;
- различать однозначные и многозначные слова и обосновывать своё мнение;
- строить предложения, используя многозначные слова.
- определять в тексте омонимы и обосновывать своё мнение;
- составлять предложения, используя омонимы;
- определять синонимы и обосновывать своё мнение;
- определять антонимы и обосновывать своё мнение;
- строить предложения, используя антонимы;
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом.
- выполнять задание в соответствии с целью.
Коммуникативные УУД:
- формулировать понятные для партнёра высказывания
- формулировать понятные высказывания, используя термины.
- адекватно использовать речевые средства для представления результата
- выполнять полный звукобуквенный разбор слова.
64. Что рассказало слово? - писать и использовать слова в речи, опираясь на их лексическое значение;
- писать словарные слова
- писать предложения, используя многозначные слова.
- работать со словарём омонимов;
- писать предложения, используя омонимы.
- подбирать синонимы и антонимы, используя словарь;
- писать предложения со словами, которые являются синонимами или антонимами;
- писать словарные слова
- писать имена собственные и нарицательные в тексте;
- подбирать к указанным словам синонимы и антонимы;
- соотносить фразеологизм и его значение. 65. Закрепление. Что рассказало слово. 66. Имена собственные и нарицательные. 67. Правописание имён собственных. 68. Слова с несколькими значениями. 69. Многозначные слова. 70. Роль слов с переносным значением. 71. Слова похожие, но разные (омонимы). 72. Слова, близкие по значению (синонимы). 73. Слова противоположные по значению (антонимы). 74. Определение слов омонимов, синонимов, антонимов. 75. Устойчивые сочетания слов. 76. Тематические группы слов. 77. Контрольный тест «Слово и его значение». -учащиеся научатся применять свои знания и умения на практике,
-учащиеся научатся выяснять причину знания и незнания изученной темы;
- сравнивать, анализировать, оценивать свою работу. 78. Работа над ошибками. «Состав слова» (15 ч)
Личностные:
- выполнять перенос слова, используя правила.
- выполнять деление слова на слоги.
- определять ударный слог.
- писать слово с безударной гласной, подбирая проверочное слово.
- писать орфограммы в новых словарных словах
- распределять слова по группам в зависимости от количества слогов и обосновывать своё мнение;
- определять вариант переноса слова и обосновывать своё мнение.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- проверять правильность выполненного задания при работе в паре, в группе;
- соотносить учебные действия с известным правилом;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом.
- комментировать собственные действия при выполнении задания;
- строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;
- согласовывать позиции и находить общее решение в коллективном творчестве;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.
Познавательные УУД:
— распознавать ударную и безударную гласную в слове и обосновывать своё мнение;
Коммуникативные:
- формулировать понятные для партнёра высказывания
- формулировать понятные высказывания, используя термины.
- адекватно использовать речевые средства для представления результата
- выполнять полный звукобуквенный разбор слова.
79 Как «собрать» и «разобрать» слово. - иметь представление о слове как объединении морфем, состоящих в определенном порядке и имеющих знаний;
- иметь первоначальное представление о составе слова. 80 Морфемный состав слова. 81 Корень- главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. 82 Правописание безударных гласных звуков в корне слова. 83 Проверочная работа по теме «Безударные гласные в корне слова». -учащиеся научатся применять свои знания и умения на практике,
-учащиеся научатся выяснять причину знания и незнания изученной темы;
- сравнивать, анализировать, оценивать свою работу. 84 Работа над ошибками. Правописание слов с изученными орфограммами. 85 Приставка. - представлять выделение корня в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;
- повторить орфограммы «Безударные гласные», «Парные по звонкости- глухости согласные»;
-называть части слова. 86 Употребление разделительного твёрдого знака. 87 Суффикс. 88 Какое значение вносят суффиксы в слова. 89-90 Окончание. 91 Закрепление по разделу «Состав слова» 92 Контрольная работа по разделу «Состав слова». -учащиеся научатся применять свои знания и умения на практике,
-учащиеся научатся выяснять причину знания и незнания изученной темы;
- сравнивать, анализировать, оценивать свою работу. 93 Работа над ошибками. «Части речи» (24 ч)
Личностные:
- интерес к изучению темы;
- определять часть речи и обосновывать своё мнение.
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- проверять правильность выполненного задания при работе в паре, в группе;
- соотносить учебные действия с известным правилом;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом.
- комментировать собственные действия при выполнении задания;
- строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога.
Познавательные УУД:
- распределять слова по группам, используя вопрос, и обосновывать своё мнение.
определять имена существительные (одушевлённые и неодушевлённые) и обосновывать своё мнение;
- строить предложения, используя имена существительные — одушевлённые или неодушевлённые, собственные или нарицательные, единственного или множественного числа.
- отличать глаголы от других частей речи и обосновывать своё мнение;
- строить предложение с глаголами единственного или множественного числа и обосновывать своё мнение.
определять имя прилагательное и обосновывать своё мнение;
- строить предложение с именем прилагательным.
Коммуникативные УУД:
- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.
- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины: имя существительное, одушевлённое (неодушевленное), собственное (нарицательное), единственного или множественного;
- формулировать вопрос к определённой части речи;
- писать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
94 Что такое части речи. - писать орфограммы в новых словарных словах;
- писать слова с известными орфограммами;
- писать предложения сименами существительными одушевлёнными (неодушевленными), собственными (нарицательными), которые употребляются в единственном или множественном числе;
— работать с деформированным текстом;
- определять части речи по обобщенному значению предметности, действия, признака по вопросам;
- понимать роль использования слов каждой части речи в произведениях словесного творчества. 95 Имя существительное. 96 Собственные и нарицательные имена существительные. 97 Употребление заглавной буквы в именах собственных. 98 Категория числа имени существительного. 99 Имена существительные в родительном падеже множественного числа. 100 Диктант по теме «Имя существительное». 101 Работа над ошибками. Глагол. 102 Тематические группы глаголов. 103 Изменение глаголов по числам. 104 Роль глагола в образовании предложения. 105 Проверочная работа по теме «Глагол». 106 Работа над ошибками. Имя прилагательное. 107 Число имени прилагательного. 108 Словесные средства создания художественного образа. 109 Диктант «Имя прилагательное». 110 Предлог. - знать разницу в написании предлога и приставки;
-применять алгоритм определения различий между предлогом и приставкой;
-выбирать предлоги согласно литературным нормам при наличии двух вариантов (литературного и просторечного) их употребления. 111 Правописание предлогов. 112 Способы разграничения предлога и приставки. 113 Части речи. Обобщение знаний. 114 Контрольная работа по теме «Части речи». -учащиеся научатся применять свои знания и умения на практике,
-учащиеся научатся выяснять причину знания и незнания изученной темы;
- сравнивать, анализировать, оценивать свою работу. 115 Работа над ошибками по теме «Части речи». «Предложение. Текст» (13 ч)
Личностные:
— творческое отношение к процессу работы над лексическим значением слова, предложения, текста.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
— соотносить учебные действия с известным алгоритмом;
— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Познавательные УУД:
— различать предложения по цели высказывания, эмоциональной
окраске и обосновывать своё суждение;
— определять главные члены предложения и обосновывать своё суждение.
— различать типы текстов и обосновывать своё суждение.
Коммуникативные УУД:
- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.
116 Предложение. - оформлять предложение на письме в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окраски;
- выделять основу предложения графически;
-рассказывать о связи слов в предложении;
- понимать роль главных и неглавных членов предложения в выражении его смысла;
- уметь составлять тексты с изученными орфограммами по аналогии с учебным текстом и по заданной теме;
- сравнивать записанный текст с образцом;
-уметь составлять тексты: записка, письмо, и приглашение. 117 Главные члены предложения. 118 Второстепенные члены предложения. 119 Текст. 120 Типы текстов. 121 Записка. 122 Письмо. 123 Приглашение. 124 Тест по теме «Предложение. Текст». 125 Работа над ошибками. 126 Контрольная работа по теме «Предложение. Текст» -учащиеся научатся применять свои знания и умения на практике,
-учащиеся научатся выяснять причину знания и незнания изученной темы;
- сравнивать, анализировать, оценивать свою работу. 127 Работа над ошибками. 128 Общение человека с природой. Повторение за год(8 ч)
Личностные:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
- соотносить учебные действия с известным правилом.
Познавательные УУД:
- различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение;
- строить предложения, используя имена существительные, имена прилагательные, глаголы и предлоги;
- творческое отношение к процессу работы;
- работать с деформированным текстом.
Коммуникативные УУД:
- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.
129 Повторение. Мир общения. - систематизировать знания по всем изученным разделам русского языка. 130 Повторение. Безударные гласные в корне слова. 131 Повторение. Парные согласные в корне слова. 132 Повторение. Состав слова. 133 Повторение. Части речи. 134 Итоговая контрольная работа. 135 Работа над ошибками. 136 Путешествие по стране «Я и русский язык»