Конспект урока по русскому языку на тему: Слова с несколькими значениями. (2 класс)

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по УМК «Перспектива»

Подготовила: учитель начальных классов
Николаева Валентина Павловна,
МБОУ СОШ №78, г. Краснодар
Тема: Слова с несколькими значениями.
Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока – исследование.

Цель урока. Организовать деятельность учащихся, направленную на раскрытие принципа возникновения нескольких значений у одного слова.

Планируемые результаты:
предметные: сформировать представление о необходимых условиях для переноса названия с одного предмета на другой, о значении многозначного слова в конкретном тексте.

метапредметные:
личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения, перевод внешней речи на внутренний план; осознание внутренней потребности включения в учебную деятельность;
регулятивные: нахождение наиболее эффективного способа действия в поисковых ситуациях, прогнозирование предполагаемого результата; коррекция полученных результатов;
познавательные: умение структурировать знания о принципе возникновения нескольких значений у одного слова, умение работать с орфографическим, толковым словарями, поиск и выделение необходимой информации из словаря, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
коммуникативные: умение выражать и обосновывать свои мысли, планировать учебное сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации.

Организация пространства:
Межпредметные связи: окруж. мир, литературное чтение.
Формы работы: групповая, индивидуальная фронтальная.
Ресурсы: учебник Л. Ф. Климановой, Т. В, Бабушкиной «Русский язык» 2 кл.; орфографический, толковый словари (в 3-х экз.), иллюстрации, карточки для групповой работы мультимедийный проектор.

Ход урока.
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.)
Цель: организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности; создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Планируемые результаты: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; волевая саморегуляция; действие смыслообразования.

Проговаривание учителем вместе с детьми:
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

У: Сегодня нам предстоит превратиться в настоящих ученых и исследовать тайны нашего родного языка. И девизом нашего сегодняшнего урока будут слова, которые вы видите на доске.
На доске плакат с девизом:
Девиз урока.
"Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать”

У: Напоминаю правила поведения на уроке.
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А лучше руку подними.

Актуализация знаний. (5 мин.)
Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания о многозначных словах; обозначить способы действий в речи; организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания; организовать фиксацию затруднений при выполнении пробного учебного действия.
Планируемые результаты: постановка целей и выдвижение гипотез; прогнозирование при анализе пробного действия перед его выполнением; контроль и оценка результатов деятельности.

Учащиеся разделены на три группы (по 7, 8 человек). На столе у каждой группы лежат конверты с заданиями, толковый, орфографический и этимологические словари для школьников.
У: Сегодня, ребята, вы будете работать в группах, и помогать друг другу в ваших исследованиях.

Наконец, давайте же узнаем, что предстоит нам сегодня узнать.
Создание проблемной ситуации. (Работа в группах, фронтально)
На слайде и в конвертах у детей стихотворение И. Токмаковой.
У: Достаньте из первого конверта задание. Прочитайте стихотворение. (Дети читают стих. на карточках)
В чужой стране,
В чудной стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт

У: Объясните, что за чудеса? Разве у ботинок есть язык, которым он лакает молоко, или у картошки есть глаз, а у бутылки горлышко?
(Дети пытаются объяснить. Возникают затруднения в формулировании значений слов.)
У: Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: одним и тем же словом мы называем разные слова.
У: Сегодня мы попытаемся выяснить, как же происходит так, что у одного слова появляется несколько значений.

Операционнно-исполнительский этап.
Цель: определение средств устранения затруднения (алгоритмы, словари и т. д.); знакомство с новыми способами действия; организовать формирование умения обращать внимание на сходство предметов как условие возникновения переносных значений у слова; развивать речь и мышление учащихся при объяснении значений многозначных слов.
Планируемые результаты: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска при работе со словарями; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; планирование учебного сотрудничества со сверстниками в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли.

(На слайде картинки кисти руки, кисти винограда, кисти для покраски.) Работа в группах

У: Посмотрите на иллюстрации, что на них изображено? Запишем эти слова. (дети отвечают, учитель корректирует ответы, добавляя слово кисть. Записываются словосочетания: кисть винограда, кисть руки, кисть для покраски)
У: Есть ли что-то общее в этих предметах? (ответы детей).
У: Чтобы точно убедиться в этом нам следует обратиться за помощью к словарям. У вас на столах лежат орфографический словарь, где вы можете увидеть, как правильно написать любое слово, толковый словарь, где описано значение каждого слова. Все слова в словарях расположены в алфавитном порядке.
У: Сейчас я попрошу первую и вторую группу взять толковый словарь и прочитать значения слова «кисть», а третью группу найти слово «кисть» в орфографическом словаре. (Дети работают со словарями)
У: Сколько же значений имеет слово «кисть»? (5 значений) Прочитайте не сколько из них.
У: Вторая группа, нашли ли вы слово кисть в орфографическом словаре? Что там указано? (Дети отвечают: указано ударение, и окончания слова)
У: Словами с несколькими значениями называются многозначными.
У: Как вы думаете, когда мы можем говорить, что слово многозначное? (Когда оно называет предметы с общим значением)
У: Давайте еще раз уточним общее значение всех слов. (Кисть – это соединение нескольких частей (пальцев, щетинок кисти, виноградин) в одно целое).
У: Пора немного отдохнуть, чтобы успешно продолжить наше исследование.

Физминутка. (1 мин.)
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге - ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!

Проверка гипотез. (10 мин.)
Цель: определение средств устранения затруднения (алгоритмы, словари и т. д.); знакомство с новыми способами действия; организовать формирование умения определять конкретное значение многозначного слова в речевом употреблении; развивать речь и мышление учащихся при объяснении значений многозначных слов.
Планируемые результаты: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; планирование учебного сотрудничества со сверстниками в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли.

Создание проблемной ситуации: (групповая, индивидуальная работа)
У: Возьмите, пожалуйста, следующее задание из конверта.
(Прочитайте предложения. Подумайте, почему разные предметы названы одним словом. Что в них общего?.)
У: Каждой группе необходимо воспользоваться толковыми словарями и найти общее значение слов хвост (для 1-й группы), нос (для 2-й группы), молния (для 3-й группы)
У: На слайде вы видите картинки к первой паре предложений.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
У кота пушистый хвост. На хвосте самолёта видна звезда.
У собаки чёрный нос. Нос лодки уткнулся в берег.
В небе сверкнула молния. Молния на куртке расстегнулась.
(Спишите, подчеркните многозначные слова)

Закрепление нового материала.(10 мин.)
Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи фронтально, в группах.
Планируемые результаты: планирование учебного сотрудничества со сверстниками в поиске м сборе информации; умение выражать свои мысли.

У: Рассмотрите рисунки.
(Рисунки на слайде).



У: Можно ли использовать такие сочетания слов: нос корабля, нос самолёта? (Ответы детей.)
У: Обратите внимание на сходство формы то части предметов, которая является для них общей.
У: Какое значение является общим? (Нос – часть лица человека)
У: И наконец, достаньте последнее задание. Прочитайте его.
(Составьте предложения с каждым из этих слов и запишите их. 1-я группа – 1-я картинка, 2-я группа – 2-я картинка, 3-я группа – 3-я картинка. Используйте словари.)
Дети составляют предложения, используя словари, совещаясь в группах. Затем зачитывается по одному предложению из каждой группы.

Итог урока. Рефлексия. (2 мин.)
Цель: организовать подведение итогов урока, выявление уровня усвоения нового материала.
Планируемые результаты: умение оценивать результаты своей деятельности, умение выражать свои мысли.

У: Сегодня, вы проделали огромную работу по исследованию многозначных слов. Что же интересного вы узнали о них? Что помогало вам находить решения в проблемных ситуациях? (Ответы детей)

У: Если вам понравилось работать в группах, совещаться, помогать друг другу, нарисуйте на полях ваших тетрадей солнышко.

Домашнее задание. (1 мин.)
Цель: организовать возможность самостоятельного закрепления нового материала.
Планируемые результаты: умение самостоятельно использовать способы действий, изученные на уроке.

У: Дома вам необходимо будет еще раз повторить все о многозначных словах на стр. 20 учебника русского языка и выполнить упражнение 25 на стр. 20. А так же выполнить творческое задание для желающих: найти в художественной литературе (сказках, рассказах и т .п.) использование многозначных слов и выписать данный отрывок.








15