Цветотерапия как одно из средств в комплексном преодолении речевых нарушений.

Цветотерапия как одно из средств в комплексном преодолении
речевых нарушений.


В начале ХХI века отмечается заметный рост количества детей с минимальными мозговыми дисфункциями. Нередко эта патология сопровождается речевыми нарушениями.
Данная тенденция делает актуальным поиск новых перспективных направлений в оздоровлении, развитии, воспитании подрастающего поколения. Одним из таких направлений является цветотерапия.
Цветотерапия – это целенаправленный подбор и применение соответствующего цветового режима для ребёнка с целью достижения желаемого коррекционного эффекта в его психофизиологическом статусе.
Психофизиологической основой данной технологии является воздействие цвета через зрительный анализатор и вегетативную нервную систему на эмоциональное состояние человека, его работоспособность и утомляемость.
В своей коррекционно-развивающей работе я использую лимонный, жёлтый, золотистый, оранжевый и зелёный цвета.
Воздействие этих цветов на организм дошкольника с терапевтической, психолого-педагогической и социальной точек зрения отражено в таблице:



воздействие



цвет

С терапевтической точки зрения

С психолого-педагогической точки зрения

С точки зрения социальной адаптации

Лимонный
Укрепляет иммунитет, стимулирует работу кровеносной, эндокринной систем.
Развивает коммуникативные навыки, творчество.
Вызывает положительные эмоции, чувство лёгкости в общении, раскрепощает, помогает подобрать нужные слова и шутки.

Жёлтый
Стимулирует работу эндокринных желёз.
Стимулирует творчество, концентрацию внимания, умственные способности, логическое мышление, способствует академическим достижениям.

Развивает организованность, повышает самооценку, связан с администрированием, искренностью, способствует гибкости и адаптации.

Оранжевый (цвет счастья и общения)
Повышает частоту пульса (более устойчивый, но позже проявляющийся возбуждающий эффект, чем красный)
Развивает коммуникативные способности, гибкость мышления, концентрацию внимания, развивает интуицию.
Способствует оптимизму, открытости, эмоциональной уравновешенности, доверии, переменам, энтузиазму, развивает добросердечие, терпимость.

Золотой
Сглаживает стрессы.
Развивает концентрацию внимания.

Укрепляет уверенность в себе.

Красный
Активизирует кровообращение, кроветворение, работу сердца, повышает давление (вначале возбуждает, но быстро теряет эффект)

Концентрация внимания, активизация действий.
Мотивирует достижение и осуществление целей, помогает в преодолении инерции, депрессии, страха меланхолии.

Зелёный
Уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, оказывает успокаивающее и гармонизирующее действие на весь организм.

Профилактика умственного переутомления.
Способствует самообладанию, внутренней гармонии, вызывает чувство оздоровления.


На основании данных таблицы разработана и апробирована система цветотерапии в коррекционно-развивающем процессе преодоления речевых нарушений.

Зелёный:
офтальмотренажёры в середине групповых занятий, вначале и середине индивидуальных занятий.

Лимонный:
план характеристики звука, артикуляционных упражнений.
Зрительные символы,
Экран творчества,
Слоговые дорожки,
Схема дифференциации носового и ротового выдоха,
Схемы упражнений для улучшения мозгового кровообращения,
Опорные схемы для развития мелкой моторики.

Жёлтый:
Карты-схемы слогового анализа,
Схемы заданий на выбор,
Схемы для развития интонационной выразительности речи.

Золотой:
Слоговые дорожки,
Опорные схемы упражнений для развития мелкой моторики.

Красный:
Опорные карточки для звукового и слогового анализа,
Схема заданий на выбор.

Оранжевый:
Весёлые человечки,
План характеристики звука,
Слоговые дорожки,
Схемы для развития мелкой моторики,
Опорные схемы для развития мелкой моторики,
Схемы заданий на выбор.


Заголовок 115