Урок-презентация Вернисаж загадок и тайн

Урок-презентация по биологии
для учащихся 4 классов в рамках осуществления программы преемственности
между начальным и средним звеном

Тема: «Растения. Вернисаж загадок и тайн».

Цели: познакомить учащихся с новыми предметами – биология и экология, познакомить с методами науки; дать понятие о растениях родного края (Липецкой области), их многообразии, показать роль растений в природе и хозяйственной деятельности человека; дать понятие о редких и исчезающих видах растений, занесенных в Красную книгу Липецкой области; воспитывать любовь к природе.

Методика: игра-спектакль

Оборудование: карта Липецкой области, муляж цветка в разрезе, книга «Флора Липецкой области», демонстрационные карточки растений, «гороскоп друидов», элементы костюмов цветковых растений, конверт с поговорками и редкими видами растений Липецкой области.

Автор: Ковешникова Ольга Станиславовна, заместитель директора по УВР, учитель биологии высшей категории МОУ СОШ № 25























ХОД УРОКА-ПРЕЗЕНТАЦИИ:

Учитель: Добрый день! Не секрет, что вокруг нас все меньше живой природы. Все больше в городах становится мертвого бездушного асфальта, дымящих машин и разрастающихся мусорных свалок, все дальше нужно уезжать от «цивилизации», чтобы увидеть, как распускается лилия, полюбоваться столетними дубами, походить по грибным местам или понаблюдать за пчелой, собирающей нектар с цветов. Но, даже оказавшись на природе, современный городской житель мало что по настоящему оценит и узнает, многое для него так и останется непонятным, неизвестным, а потому скучным. А ведь каждое растение, гриб, лишайник, животное имеют свои особенности, свои маленькие тайны и загадки. Кто из вас может разгадать эти тайны? Кто знает, как заботиться о растениях? Кто знает, как ухаживать за животными? Как сохранить и приумножить все живое? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир загадочных растений. В тот мир, который нас окружает, в тот мир, который нам близок и дорог.

Ученик: Что мы Родиной зовем.
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем.
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.

Учитель: Да. Мы сегодня совершим путешествие в таинственный мир живого нашей Родины – Липецкого края.

В класс входит Путешественник.

Путешественник: Здравствуйте, Дети! Здравствуйте, тетеньки и дяденьки! Я – Путешественник.
Я проехал много стран,
Видел красоту саванн
И бескрайние моря,
Землю, где встает заря.
Много пальм я видел в мире,
И как рис растет в Каире,
Много сосен во борах
И акаций во дворах.
Как в кустах растет рубаха,
В море синем – черепаха.
Я узнал – бамбук – трава,
Из подсолнуха – халва.
Что сирень цветет весной,
Что медведи спят зимой.
Колокольчик славен звоном,
Жатва хлеба лишь с поклоном.
Долго колесил по миру,
Изучил все организмы.
Но запутался совсем:
Думал, кактусы растут в лесу,
С деревьев собирают колбасу,
Что в степи растет морошка

Помогите мне немножко!

Я привел с собой гостей, но забыл, как их зовут, где обитают - все перемешалось в моей головушке. А у нас они обитают? Ребята! Помогите мне, пожалуйста!
Учитель: Поможем ему, ребята!
А вот и наши гости.
Наши гости – это представители живой природы. Они о себе говорят загадками. А мы должны все вместе разгадать их тайну.

Одуванчик: Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек.

Учитель: Растут ли одуванчики у нас? (Дети отвечают) Тогда поместим его на нашу карту. Добро пожаловать!

Василек: Я в хлебе родился, а есть не годился! Кто я?

(дети отвечают)

Учитель: Добро пожаловать!

Персик: Хоть и жжет меня солнце,
Одет я в суконце.
А сукно золотистое,
Тонкое и чистое!
Учитель: Дети! А разве растут у нас персики? Ты все перепутал, Путешественник! Хоть и вкусный плод, но у нас он не растет.

Подсолнечник: Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домков –
Столько беленьких жильцов.
Кто я?

Яблоня: Зовут меня Алена,
Живу за веточкой зеленой.
Но красная щека видна издалека.
Кто я ?

Рябина: Под ярусом, под ярусом висит зипун с красным гарусом. Кто я?

Акация: Что же, что же за подвох?
Вдруг на дереве горох.

Рис: Вырастаю я в воде,
Хоть совсем не рыбка,
А положишь на столе-
Маленькая глыбка.

Учитель: Снова наш путешественник ошибся. Где растет рис?

Сосна: Высока, стройна, душиста,
В небо тянется она.
Вся одежда золотиста,
Только шапка зелена!

Учитель: А кто же прячется за сосной?

Гриб: Под сосною у дорожки
Я стою среди травы.
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы.

Хлопок: Я шарик бел,
Весь мир одел.
Кто я?

Учитель: Ах, Путешественник, где ты учился?
Да, еще, дети, знаете, что он натворил? Перепутал буквы в названиях растений, которые у нас в Липецке произрастают. Давайте разгадаем!

КУБ ПОЛЬТО НАСОС ЗЕБЕРА ПИЛА САЖМИН



Молодцы! Хорошо справились с заданием.

Учитель: Смотрите, еще гости подошли. Кто же они?

Земляника: Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки,
Кто любит меня, тот рад наклониться,
А имя дала мне родная землица.

Роза: Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна,
Но тронешь меня невзначай,
Почувствуешь, как я сильна.



Вишня: Долгоножка хвалится,
Я ли не красавица!
А всего-то косточка,
Да красненькая кофточка!


Колокольчик: А название моего цветка связано со звоном! (звонит в колокольчик)



Сирень: Шараду запишите так
Две ноты, буква, мягкий знак.
Все – куст, его вы без труда
Найдете в парках и садах.



Почтальон (заходит в класс): Ребята! Вам пришло письмо, срочное, лично для 4 класса.

Учитель: Интересно, что там может быть личного и срочного? Сейчас посмотрим.

Открывает конверт.

Учитель: Какие-то рисунки, надписи. Что бы это значило?

Письмо.

Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню.
Кто с дерева кору снимает – тот его убивает.
Березовицы на грош – а лесу на рубль изведешь.
Немудрено дерево срубить – мудрено вырастить.
Кто дерево посадил, тот человеку друг.
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.


Учитель: Человек – пусть будет трижды гением
Остается мыслящим растением,
С ним в родстве деревья и трава,
Не пугайтесь этого родства,
Нам дана от самого рождения
Сила, мудрость и выносливость растения.

Действительно, жрецы древних кельтов – друиды- были убеждены, что люди похожи на деревья: каждый человек, как и дерево имеет свои определенные черты, достоинства и недостатки, каждый требует определенных условий жизни. Друиды составили гороскоп, по которому судьба человека, его будущее, характер, способности соответствуют определенному развитию и зависят от положения солнца в его день рождения.
Вот этот гороскоп. Определите по дате рождения свое дерево. Что вы знаете об этом растении?
Дома сравните себя и свое дерево. Найдете ли вы сходства? Поделитесь с одноклассниками.
Яблоня- 23.12-01.01, 25.06-04.07
Пихта- 2-11.01, 5-14.07
Вяз- 12-24.01, 15-25.07
Кипарис- 25.01-03.02, 26.07-04.08
Тополь – 4-8.02, 5-13.08
Кедр- 9-18.02, 14-23.08
Сосна- 19-29.02, 24.08-02.09
Ива- 1-10.03, 3-12.09
Липа- 11-20.03, 13-22.09
Орешник- 22-31.03, 24.09-03.10
Рябина – 1-10.04, 4-13.10
Клен- 11-20.04, 14-23.10
Орех- 21-30.04, 24.10-2.11
Жасмин- 1-14.05, 3-11.11
Каштан- 15-24.05, 12-21.11
Ясень- 25.05-3.06, 22.11-1.12
Граб- 4-13.06, 2-11.12
Инжир- 14-23.06, 12-21.12
Дуб-21.03
Береза-24.06
Оливковое дерево- 23.09
Бук- 22.12


Учитель: Вот и закончился наш урок. Будьте сильными и мудрыми.
Берегите и любите живую природу, изучайте ее. И она вас одарит несметным богатством.
До новых встреч в будущем учебном году!!!
















15