Технологическая карта открытого урока В мире кодов. Способы кодирования информации.


Технологическая карта урока № 8
ФИО: Семухина Лариса Федоровна
ОУ: МБОУ СОШ №13 г.о. Самара
Предмет: информатика
Класс: 5 класс
Базовый учебник: Л.Л. Босова «Информатика» 5 класс ФГОС
Тема урока: В мире кодов. Способы кодирования информации.
Цель урока: сформировать общие представления о кодах и кодировании, умения кодировать и декодировать информацию.
Планируемые учебные результаты: 
Предметные: научиться кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования. 
Метапредметные: умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую.
Личностные: понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. 
Задачи:
Общеобразовательные: закрепить знания об информационных процессах; обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов; сформировать общие представления о роли кодирования информации.
Развивающие: развитие способов мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.Воспитательные: воспитание в учениках уверенности в своих силах; взаимоуважение к одноклассникам; эстетическое восприятие мира.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК учителя, ПК учащихся, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал.Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Организационный момент
Метод стимулирования отношений долга и ответственности Вступительное слово учителя. Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.
Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся Создание атмосферы погружения.
Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Выполняют необходимые действия.
Демонстрируют готовность к учебной деятельности
Быстрое включение в деловой ритм.
Личностные УУД:
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. оценивания ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.
ПознавательныеУУД: Отвечают на приветствие учителя
Коммуникативные УУД: взаимодействуют с учителем
Регулятивные УУД: умение настраиваться на занятие
Актуализация знаний
Метод создания проблемной ситуации в сфере значимых для учащихся ориентиров
«Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо выбрать «сигнальный лист» и вспомнить пройденный материал»
На столе у каждого ученика три цветных листа с заданиями: зелёный, желтый, красный, которые соответствуют уровням заданий (базовый, повышенный, высокий). Ученик выбирает свой уровень задания и устно выполняет.
Задания низкого уровня сложности.
Определите источник и приемник информации:
Школьник читает текст в учебнике;
Бабушка читает письмо;
Мальчик просыпается от звонка будильника;
Разговаривают подруги Оля и Лена.
Задания среднего уровня сложности.
Определите источник и приемник информации, а также характер передачи информации:
Учитель объясняет новый материал классу;
Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов;
Вывешен знак, запрещающий проезд по улице;
Мальчик получил пригласительный билет на ёлку.
Задания высокого уровня сложности.
Приемник
Источник
Придумайте примеры передачи информации, соответствующие схемам:
1)
Приемник
Источник
2)

Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач. Выборочно проверяет несколько тетрадей учащихся. Выставляет оценки в журнал.
Отвечают на вопросы учителя, дополняют друг друга.
Выбирают уровень сложности задания, решают задачи устно36.
Задания низкого уровня сложности.
Источник: учебник; приемник: школьник;
источник: письмо; приемник: бабушка;
источник: будильник; приемник: мальчик;
источники: Оля и Лена; приемники: Оля и Лена.
Задания среднего уровня сложности.
Источник: учитель; приемники: ученики класса; двусторонний;
источник: регулировщик; приемники: пешеходы, водители машин; двусторонний;
источник: дорожный знак; приемники: водители машин; односторонний;
источник: билет; приемник: мальчик; односторонний.
Задания высокого уровня сложности.
Бабушка смотрит телепередачу.
Два друга общаются на перемене.
Осуществляют самопроверку по ответам на слайде. Диктуют оценки учителю. Личностные УУД:
смыслообразования.
Познавательные УУД:
синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты.
Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Регулятивные УУД: Развитие регуляции учебной деятельности, сличение результата действия.. Самоконтроль выполнения задания.
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Метод самоопределения в целях на основе выявленного противоречия в понимании установленных фактов.
Давайте обратим внимание на следующий слайд.
71120-173355Этот человек пытается нам сказать что-то, однако мы не можем его понять. Как вы думаете, что он хочет сообщить нам этим жестом? (показывает число 1, показывает, что всё хорошо, восклицает о чем-то)
Но мы не можем точно утверждать, что именно он нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают совершенно разное. И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран? (знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано). Давайте подумаем и попробуем выяснить, что же самое главное в ваших ответах и определим тему урока, поставим цели.
Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения: жест может означать разные понятия, чтобы прочитать, нужен код,
то – что под этим жестом закодировано, тема урока – кодирование информации.
Формулируют цели урока.
Личностные УУД:
самоопределение.
Познавательные УУД:
Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.
Коммуникативные УУД: постановка вопросов. (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.
Регулятивные УУД: постановка цели урока прогнозирование. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Первичное усвоение новых знаний. Логические методы организации познания и обучения Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Это свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения.43815713740Для того чтобы произошла передача информации, мы (приемник) должны не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.
Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.
Ребята, давайте найдем в учебнике (п.7) и запишем определения, что такое код, кодирование и декодирование.
Существует три основных способа кодирования информации:
Графический - с помощью рисунков или значков;
Числовой - с помощью чисел;Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.
Демонстрация ЭОР «Азбука Морзе» (видеоролик в составе CD«Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине “Информатика”», часть 1 «Теоретические основы информатики», раздел «Информация в цифровом виде, кодирования» (215485))
http://sc.edu.ru/catalog/res/e9e28a73-377f-0000-e01c-9c38718a1a2f/?interface=catalogВыполнение интерактивного задания «Расшифруй слово»
http://sc.edu.ru/catalog/res/174b0b5c-0d07-473c-bb86-6792fdddfb2b/?interface=catalog. Отвечают на вопросы.
Участвуют в беседе.
Читают параграф, выделяют существенную информацию, выписывают в тетрадь.
Наблюдение за материалом ЭОР.
Личностные УУД:
Смыслообразования, осознание ценности традиционных норм организации учебного труда.
Познавательные УУД:
Участвуют в беседе.
Читают параграф, выделяют существенную информацию, выписывают в тетрадь. Формирование умений вести беседу, умения выделять главное, делать выводы.
Анализ содержания параграфа.
Коммуникативные УУД:
Направляют усилия на решение поставленной проблемы. Обсуждают выводы. Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других.
Регулятивные УУД:
Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Первичная проверка понимания. Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь.
Откройте учебник на странице 47 и поработайте в парах над ответом на вопрос: С каким способами кодирования информации мы встречаемся в жизни?
Отвечают на поставленный вопрос соседу по парте, а затем фронтально.
Личностные УУД:
смыслообразования.
Познавательные УУД:
Выделение существенной информации. Логические умозаключения.
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы.
Коммуникативные УУД:
Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме. Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия
Регулятивные УУД:
Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль понимания вопросов.
Физкультминутка. Следит за выполнением упражнений.
Личностные УУД:
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
умение организовывать выполнение заданий учителя.
Первичное закрепление. Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением.
Работа за компьютером:
решение заданий из ЭОР (Электронная тетрадь):
№125

№133

№135

Выполняют практическое задание за компьютером Личностные УУД: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний.
Коммуникативные УУД:
умение работать в парах.
Регулятивные УУД:
коррекция.
Работа в группах: выполнение заданий в рабочей тетради: №83, 84, 87, 98
Самостоятельная работа с самопроверкой. Организует самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради. Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением.
Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради. Личностные УУД:
смыслообразование.
Познавательные УУД:
подведение под понятие, структурирование знаний.
Коммуникативные УУД:
умение сотрудничать с учителем. Уметь работать в группах, слушать чужое мнение, высказывать свое.
Регулятивные УУД:
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, принятие решения.Взаимоконтроль.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. На дом п.7(1) читать, определения учить, задания №92-95
В рабочей тетради выполнить письменно.
Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. Задают вопросы.
Личностные УУД: смыслообразования.
Познавательные УУД:
формулирование познавательной цели. Выделение существенной информации из слов учителя.
Коммуникативные УУД:
постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Регулятивные УУД: Развитие регуляции учебной деятельности.планирование учебной деятельности.
Рефлексия Формулирует вопрос. Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, что нового вы узнали сегодня на уроке, достигли ли поставленных целей?
Учитель предлагает ученикам оценить самого себя. Отвечают на вопрос.
Ученики выражают свое мнение о занятии. Личностные УУД: самоопределение.
Познавательные УУД: Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД:
Участвуют в обсуждении итогов урока во фронтальном режиме, умение с точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий)
Регулятивные УУД: Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.
оценка успешности усвоения.