Статья Педагогические арттехнологии в работе с детьми с ОВЗ (на примере слабовидящих детей)(4кл)


Педагогические арттехнологии в работе с детьми с ОВЗ
(на примере слабовидящих детей)
Швед Наталья Викторовна,
Магистр
«Психолого-педагогическое
образование»
Группа ППО-м-з-112
Научный рук-ль: Ситникова Оксана Владимировна, к.пед.н.,
доцент кафедры педагогики и
образовательных технологий ФГАОУ ВПО
«Северо-Кавказский федеральный университет»
В России, как и во всём мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Напомним, что в специальной литературе к категории детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Л.С.Выготский, изучая закономерности психического развития детей при различных типах аномалий, выделил общие специфические закономерности, проявляющиеся при различных типах нарушений. Он отметил, что причины, вызывающие аномалии, приводят к возникновению основного нарушения в психической деятельности, которое определяется как первичное. Первичное нарушение приводит к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка, что проявляется в формировании вторичных, третичных и т.д. нарушений психической деятельности. Им также была выделена закономерность, общая для всех детей с недостатками развития, а именно: затруднения во взаимодействии с социальной средой, нарушение связей с окружающим миром [1].
В своём исследовании Т.В. Егорова даёт обобщённую классификацию нарушений в системе организма: телесные (соматические), сенсорные (слух и зрение), нарушения деятельности мозга.
В процесс взаимодействия с ребёнком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность внешних и внутренних факторов. В этой связи, педагогам, работающим с такими детьми, необходимо владеть комплексом профессиональных психолого-педагогических компетенций, позволяющих грамотно реализовывать основные цели и задачи воспитательно-образовательного процесса.
Среди воспитательно-образовательных задач выделим такую задачу как разработка и применение методик и технологий социально-реабилитационного процесса, направленных на формирование личности.
В этой связи, есть основания согласиться со взглядами О.В. Ситниковой, которая предлагает универсальный метод построения образовательного процесса в образовательной практике – художественный метод. По мнению исследователя, художественный метод в содержании и технологиях воспитательно-образовательного процесса является инструментом реконструкции психолого-педагогических проблемных ситуаций, особой универсальной творческой технологией создания эстетически выразительных форм в окружающей действительности [7]. Уточним, что принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется художественный метод как гуманно-личностная технология, технология сотрудничества и технология свободного воспитания [1; 6].
Реализация художественного метода подчиняется следующему алгоритму:
- включение субъекта в культурное (поликультурное) образовательное пространство посредством художественной деятельности,
- сотворчество всех субъектов образовательного процесса;
- органичное воздействие на психологические механизмы эмпатии: заражение, подражание, идентефекация, персонификация и т.д.
В структуру художественного метода входит ряд педагогических приёмов, один из которых – насыщение образовательного процесса источниками художественных образов и впечатлений (произведения искусства, ситуации художественного самовыражения, продукты художественного творчества и т.д.) [5].
В этой связи, говоря о специфике педагогической работы с детьми с ОВЗ, необходимо отметить, что от педагогов требуется овладения такими коррекционно-развивающими технологиями, которые бы обеспечивали возможность воплотить идею «развивающейся личности» в «развивающемся мире» на практике. Среди подобных психолого-педагогических технологий особое место отводится арттехнологиям, где важную роль играют различные виды искусства (музыкотерапия, кинезетерапия, имаготерапия, хромотерапия, мульттерапия и т.д.) .
Напомним, что понятие арттерапия (по отношению к специальному образованию) обозначает синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины, психологии и педагогики). В лечебной и психокоррекционной практике – это совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществлять коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии [9].
В контексте заявленной проблематики остановимся кратко на основных арттехнологиях и их коррекционно-развивающем потенциале в работе с детьми с нарушением сенсорной сферы, а именно слабовидящие дети. Известно, что влияние глубоких нарушений зрения на процессы развития связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности и сказывается на формировании личностной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Наиболее резко нарушение зрения проявляется в снижении общего количества получаемой от внешнего мира информации, в изменении ее качества.
В частности, упоминание о целительном и коррекционно-развивающем воздействии музыки уходит корнями в древние времена. Но останавливаться подробно на феномене музыкотерапии мы не будем, в силу наличия богатого и разнообразного соответствующего материала. Отметим лишь некоторые факты.
Так, в античных источниках находится множество свидетельств благотворного воздействия музыки на психо-физиологическое состояние человека. Виднейший врач древности Авиценна тысячи лет назад лечил музыкой психические заболевания. А врач Асклепид звуками музыки усмирял раздоры и звуками трубы восстанавливал слух. Кроме того, в современной медицинской практике, наряду с частыми случаями привлечения музыки для восстановительной терапии, имеет место метод профилактики заболеваний дыхательных органов посредством игры на трубе. Целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит и рекомендовал слушать флейту для исцеления при смертельных инфекциях. Отмечено, что пение и игра на духовых инструментах лечит нервные расстройства, избавляет от бессонницы. Даже суетливые и нетерпеливые дети при регулярных занятиях становятся спокойнее, уравновешеннее. Следует отметить, что есть и определенные противопоказания для занятий на духовых инструментах, которые необходимо выявлять и учитывать.
Что касается процесса применения различных видов музыкотерапии в процессе взаимодействия со слабовидящими детьми, то очевидно включение компенсаторных механизмов сенсорной сферы (слух), через которую более эффективно происходит развитие всех психических процессов. Если мы рассмотрим отдельно игру на музыкальном инструменте, то кроме слухового восприятия, здесь активно задействуется кинестетическая сфера, что, безусловно, оказывает положительное воздействие. Так, формирование и развитие психологической системы непосредственно связано с коррекционной работой, проводящейся с детьми, имеющими нарушения зрения, а также с формированием компенсаторных процессов, начиная с раннего детства.
Таким образом, все виды музыкотерапии связаны между собой и решают комплексную задачу развития всех психических процессов (в большей или меньшей степени).
Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н.И. Сакулина, Н.А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т.С.Комарова и др. утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их художественное развитие, способность различать цвет, звуки, форму, подводит к более глубокому восприятию богатств линий, красок, их сочетаний в окружающем мире, обеспечивает формирование сенсорных эталонов, понимания языка различных видов искусств. Методолог А.М. Новиков убедительно раскрывает аксиологическую суть художественной деятельности через факты включения в неё остальных основных видов человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентировочной, преобразовательной и коммуникативной. Именно в искусстве происходит органическое слияние, полное совпадение пяти перечисленных основных видов деятельности [3].
В исследованиях Е. А. Медведевой раскрываются положительное влияние занятий театрализованной деятельностью на детей с ОВЗ, качественные изменения в развитии воображения, знаково-символической функции мышления, внимания, возможности коррекции отклонений в развитии личностной сферы. Имаготерапия – один из видов арттерапии, в основе которого лежит театрализация психокоррекционного процесса. Особое значение в данном виде художественной деятельности играет музыка, оживляющая театральное действие, наполняющая его мелодикой, усиливающая эмоциональное воздействие и на исполнителя, и на зрителя [2].
В данной статье мы в качестве примера рассмотрели лишь два вида арттехнологий в работе с детьми с ОВЗ. Но опираясь на ряд специальных исследований, мы солидарны с авторами, что ресурсы арттехнологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья практически всех категорий чрезвычайно богаты и задача педагогической общественности состоит в том, чтобы грамотно их использовать в воспитательно-образовательном процессе.
Литература:
Выготский Л.С. Психология искусства / Предисл. А.Н. Леонтьева. – М.: Искусство, 1986. – 573 с.
Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб.для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. − М. :Academia, 2001. - 246 c.
Новиков А.М. Методология художественной деятельности. − М.: Издательство «Эгвес», 2008. – 72 с.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта дошкольного образования" [электронный ресурс] - http://www.firo.ru/?page_id=11688
Сергеева Н.Ю. Арт-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего учителя / автореферат дис…. д.п.н. – Чебоксары, 2010. – 43с.
Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы: монография / В.В. Сериков. – М., 1998. – 182с.
Ситникова О.В. Художественный метод в педагогической деятельности (метод межпредметной интеграции) // Вестник СКФУ, 2014. – №4. – С.80-88.
Словарь иностранных слов – 18-е изд. – М.: Рус. Яз., 1989. – 624 с.
Школяр Л.В. Педагогика искусства как актуальное направление гуманитарного знания // Электронный Научный Журнал "Педагогика Искусства" [электронный ресурс] - http:// www.art-education.ruИнтернет-ресурсы: [электронный ресурс] - http://neinvalid.ru/festival-osobogo-teatra-dlya-detej-i-vzroslyx/#ixzz3FCelueMB).