Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: «Интерактивная доска – ценный инструмент качественного образования».


Тема: «Интерактивная доска – ценный инструмент качественного образования».
Автор:
Камерлох Инна Александровна
учитель русского языка и литературы
БОУСОШ № 37
МО Динской район
Обучать без опоры на наглядность невозможно. К. Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету. Вы объясняете ребёнку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребёнку сложную картину, и он вас понимает быстро. Наглядность -...есть необходимое условие самостоятельного понимания ребёнком той или другой мысли...» Я считаю, что на сегодняшний день интерактивная доска – одно из лучших технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом. Интерактивная доска в школе может быть очень полезным инструментом, помогающим учителю организовать работу в классе и подать материал в максимально наглядной форме, что, естественно, повышает качество урока.
Интерактивная доска появилась у меня в 2008 году. Оказалось, что для работы с такой доской учащимся не нужно уметь работать ни с компьютером, ни традиционными периферийными устройствами ввода информации (клавиатурой, мышью), ни с операционной системой и другими программами, но вместе с тем скрыто, ненавязчиво происходит и пропедевтика информатики. Так как в 2006 году я посещала курсы «Информационно коммуникационные технологии в предметных областях (филология)», мне было легко освоить работу с интерактивной доской.
Один из основных вопросов учебного процесса состоит в том, как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания. Уже давно было установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Но, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и «потрогает», т.е. сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают новые информационные технологии, не только предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации, но и повышающие мотивацию учеников к изучению этой информации.
Большая часть из моих учеников также являются визуалами. Это я выяснила в результате психолого-педагогических обследований, что мне очень помогает при подготовке и проведении уроков с использованием интерактивной доски. В условиях сельской школы в классе и у меня есть дети с трудностями в учении. Как учитель, как классный руководитель всегда пыталась и им обеспечить успех в деятельности, помочь нормализовать отношения со сверстниками, повысить их самооценку. Создание на уроках доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества поднимает авторитет детей среди одноклассников, помогало верить в себя. С появлением интерактивной доски такие ученики стали проявлять наконец-то желание участвовать в уроках. Они сами напрашиваются даже на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. Природную активность и других непоседливых детей теперь нет необходимости ограничивать. Дети с энтузиазмом идут к доске работать. Интерактивная доска помогает самоутверждению и другим детям вне зависимости от успеваемости, вдохновляет их свободой работы с изображениями, текстом. Рассеянные ученики теперь лучше воспринимают информацию, размещенную на большом экране, это активизирует их воображение.
В ходе своей работы я выяснила, что обучение с помощью интерактивной доски мало, чем отличается от привычных методов обучения. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует учитель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает ученикам лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Стандартный школьный урок, учитывая современные педагогические и информационные технологии обучения - интерактивные методы обучения - может развиваться так: подготовка к началу занятия, объяснение целей занятия, введение в новую тему или задание - может повторяться несколько раз в течение занятия, так как является его основой, развитие темы при участии школьников, обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения. Структура урока всегда остается та же - неважно, используется интерактивная доска или нет. Но во многих случаях интерактивная доска становится хорошим помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда ученики приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию. Учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Но важно понимать, что эффективность работы с доской во многом зависит от самого учителя, от того, как он применяет те или иные ее возможности, какой материал подбирает к своим урокам.
На интерактивной доске я провожу такие же операции, что и на обычном компьютере: печатаю и сохраняю текст, показываю слайды и фильмы, ищу необходимую информацию в Интернете. Только теперь все, что делаю я, видят мои ученики, и им теперь уже не хочется отвлекаться. Интерактивная доска помогает мне донести информацию до каждого в классе. Это визуальный ресурс, который помогает мне излагать новый материал очень живо и увлекательно. На ней можно легко изменять информацию, передвигать объекты, создавать новые логические связки. Рассуждая вслух, можно отображать ход мысли на доске, постепенно вовлекая учащихся и побуждая их здесь же записывать собственные идеи.
Появившаяся в кабинете интерактивная доска сделала мои уроки увлекательными и для меня, и для моих учеников. Работа с доской помогает мне легко проверять знания учащихся. Если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, то доска обеспечивает хороший темп урока. Работа с интерактивной доской предусматривает простой, но творческий подход к использованию учебных материалов. Файлы или страницы можно подобрать заранее и «привязать» их к другим ресурсам, которые потребуются на занятии.
Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыка, а также гиперссылки к мультимедийным файлам и Интернет – ресурсам задают занятию бодрый темп: не нужно тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к
клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять созданные записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть, чтобы повторить пройденный материал. Всё, что учащиеся делают на доске, можно сохранить и использовать в последующем. Я всегда могу вернуться к предыдущему этапу урока и повторить с детьми его ключевые моменты. Интерактивная доска совместима с программами обучения детей всех возрастов. Она помогает ученикам работать сообща, придумывать и обсуждать новые идеи. При проведении уроков, я подбираю материал с условием, что задание может выполнить каждый ученик, владеющий навыками работы в текстовом редакторе. Интерактивная доска удобна для моих уроков тем, что позволяет экономить его рабочее время, дает больше возможностей для творчества. При этом я организовываю урок так, чтобы дети работали индивидуально или в команде. Все учащиеся получают одинаковое задание, но содержание и результаты у всех индивидуальные. Получив задание, работают самостоятельно. Необычный практический результат делает эту работу трудной и увлекательной. Провести ее без использования компьютера невозможно. Так, например, на уроке русского языка при работе с разделом «Практика» учащиеся с помощью проб и ошибок могут расставлять орфограммы в словах и предложениях. В контроле участвует весь класс сразу: устраиваю групповой контроль, эстафету команд (элемент соревнования). Детям очень нравится такой вид работы, прекрасно ощущают себя в современном мире образовательных технологий и виртуальности. Виртуальность позволяет осуществить контроль мгновенно (использую генератор заданий по русскому языку).
Причем контролируется именно тот навык, который требуется проверить в данную минуту. Программа моих презентаций (компьютерных и мультимедийных уроков) Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к занятиям, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого. На уроках использую различные компьютерные обучающие программы по русскому языку. Это существенно расширяет возможности изложения материала, повышает интерес учащихся к изучению русского языка. Представленная форма обучения повышает качество знаний, получаемых учащимися.
Опыт моей работы с интерактивной доской показал, что улучшилась мотивация в изучении русского языка, уроки стали интересными, увлекательными, насыщенными.
Использование мультимедиа уроков активизирует образное мышление учащихся, значительно повышает интерес к языку. Создание собственных медиа-уроков позволяет мне использовать существующие и создавать новые методики обучения. При этом учитываю и возраст учащихся, и уровень подготовки. Это позволяет выстроить индивидуальную траекторию обучения учащихся. Появляется возможность использования дополнительных материалов для творческого преподавания русского языка. Красочность материала положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся, создавая дополнительный стимул к изучению языка, и облегчает его восприятие. Наглядная подача материала, не перегруженного большим количеством текста, способствует лучшему усвоению материала и делает урок неутомительным. Разнообразные интерактивные задания урока предназначены для тренировки навыков правописания.
Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски я тщательно планирую занятия. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске, учащиеся гораздо быстрее воспринимают новые идеи, повышается мотивация, заметно улучшается качество уроков.
Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся улучшатся только благодаря работе с интерактивной доской, но я замечаю, что мои ученики стали больше интересоваться языком, активнее обсуждать новые темы, быстрее запоминать новые слова, тексты. Один из классиков сказал: «Лучший отдых – это смена деятельности». Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. Так, например, на уроке пишут на доске различными цветами, используют различные рисунки. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый текстовый материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране подчас с визуальными эффектами надолго остаётся у него в памяти.
Формы работы с интерактивной доской на уроке русского языка.
На своих уроках я использую следующие формы работы с интерактивной доской:
- работа с текстом и изображениями;
- создание заметок с помощью электронных чернил;
- коллективный просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий;
- коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ;
- коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;
- создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
- демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;
- демонстрация презентаций,
- использование электронных интерактивных образовательных ресурсов.
Согласно мнению родителей и моим наблюдениям, у учащихся сократилось время на выполнение домашнего задания. Это объясняется тем, что ребенок лучше усваивает материал на уроке. Улучшается внимание и память учащихся, снимается стрессовая ситуация и эмоциональное напряжение. В связи с тем, что на уроке выполняется больший объём работы чем раньше, то для отработки материала дома тратится гораздо меньше времени.
Приёмы работы с интерактивной доской на уроках русского языка.
Широкие возможности предоставляет интерактивная доска для словарно-семантической работы. На экран выводится словарное слово (или группа слов) для запоминания правописания, дается его этимология, лексическое значение. Учащиеся могут записать однокоренные слова, составить словосочетания как самостоятельно в тетради, так и на интерактивной доске. Оформление словарных слов как гиперссылки позволяет создать словари различных видов: тематический, орфоэпический, по алфавиту «Пиши правильно». Работу по созданию страниц в таких словарях можно поручить учащимся в качестве индивидуального дифференцированного домашнего задания. Это повышает мотивацию к изучению предмета, активность на уроке. При разнообразии форм проверки домашнего задания наиболее приемлемы самопроверка и взаимопроверка по представленному на интерактивной доске материалу упражнений, который заранее подготовил учитель. Теоретический материал параграфа при объяснении новой темы можно представит в виде схем, таблиц. Визуальная информация, самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует умение учащихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. Развиваются слуховая, зрительная и моторная виды памяти. На интерактивной доске информация легко изменяется, перемещается. Материал можно открывать поэтапно, можно легко восстановить на следующих уроках. Учитель, объясняя новую тему, задает вопрос или делает вывод, который одновременно появляется на доске (Приложение № 5). Продуктивно проводится работа по созданию алгоритмов для прочного запоминания правил правописания. Примеры, иллюстрирующие тот или иной вариант написания слов, обучающиеся могут дописать самостоятельно. На этапе закрепления изученного можно демонстрировать вопросы с правильными ответами, открываемыми поэтапно. На этапе повторения создаю папки «Вспомни правило». Готовый дидактический материал для выборочного, распределительного диктантов, для самостоятельной работы варьируется в зависимости от уровня подготовленности обучающихся. Контроль в форме тестов, выведенных на экран, позволяет учителю осуществлять обратную связь с обучающимися и дает возможность получить оперативную информацию о промежуточных результатах усвоения материала, а учащиеся узнают о своих ошибках и анализируют их на данном уроке, а не через день-два. Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Текст-модель, заранее подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить. Удобно выполнять виды грамматического разбора, работая с напечатанными словами, шаблонами, образцами. Развитию орфографической зоркости способствует возможность нестандартно представить текст: разный шрифт и цвет букв привлекает внимание обучающихся, которые оперативно находят «опасные места» в словах. Незаменимой становится интерактивная доска на уроках развития речи. Можно представить богатый дидактический материал при определении признаков стиля речи, основной мысли, при анализе изобразительно-выразительных средств, средств связи предложений в тексте. На уроках подготовки к сочинению демонстрируются репродукции картин известных художников, осуществляется подбор рабочих материалов (слова, словосочетания), языковая подготовка (предупреждение речевых и грамматических ошибок). При объяснении нового материала я всегда стараюсь оформить теоретический материал так, чтобы он привлёк внимание детей.. На уроках с использованием интерактивной доски чаще всего использую задания, которые сама создаю. Также использую различные Интернет-ресурсы.
На своих уроках я часто использую генератор заданий по русскому языку, где собраны контрольные и самостоятельные работы по любой теме. Также можно создавать свои проверочные работы. Такая форма проверки знаний очень нравится моим ученикам, и они с удовольствием приходят ко мне после уроков и самостоятельно проверяют свои знания по любой теме.
Также ученик, работающий у доски, может не ждать проверки учителя, а самостоятельно, выполнив все задания, получить оценку, нажав на кнопку «сдать работу». При этом на доске появляются список неправильно выполненных заданий, и учащийся может сразу выполнить работу над ошибками. Интерактивная доска помогает мне готовить учащихся к ГИА, и многие из моих учеников успешно справляются с краевыми контрольными работами.
Все используемые мною задания помогают мне быстро и качественно, без лишних усилий проверить полученные учащимися знания. Использование интерактивной доски позволяет мне осуществлять процесс обучения на качественно новом уровне, при котором реализуются такие важные принципы как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность. Восприятие учебного материала проходит более активно, повышается внимание, интерес к предмету, яркие моменты урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Чередование различных видов деятельности помогает избежать утомляемости и однообразности в работе на уроке, стимулируется активность и инициативность учащихся, которые не только принимают информацию, преподнесенную мною, но и сами участвуют в ее создании. Возможность сохранять, многократно использовать и варьировать разработанный материал является большим подспорьем в моей работе: к любой «странице» урока можно вернуться при повторении, выяснении непонятного на следующих уроках. Работа с интерактивной доской побуждает меня к поиску новых подходов в обучении, что способствует его творческому и профессиональному росту.
Алгоритм урока с использованием интерактивной доски.
Для того чтобы эффективно проводить уроки с использованием интерактивной доски нами я разработала алгоритм, следуя которому можно успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.
Определить тему, цель и тип занятия;
Составить временную структуру урока, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.
Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;
Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.
Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.
Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала;
Составляется временная развертка (поминутный план) урока.
При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в Интернете.
Из найденного материала собирается презентационная программа. Для этого пишется ее сценарий.
Апробация урока.
При создании урока с использованием интерактивной доски пользуюсь следующими критериями отбора информации.
Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности учащихся, учитывать их подготовку и возрастные особенности.
При отборе материала для зрительного ряда описания модели избегать дальних планов и мелких деталей.
Зрительный ряд и дикторский тест должны быть связаны между собой, создавать единый поток информации и подавать ее в понятной ученикам логической последовательности, порционно шаговым методом в доступном им темпе, дикторский текст должен быть четким и ясным.
Следует избегать больших текстовых фрагментов.
Выделять в текстах наиболее важные части, используя полужирное и курсивное начертание знаков.
Эффективность любого урока определяется не тем, что даёт детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения. Интерактивная доска - ценный инструмент для качественного обучения.
В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, постоянное использование интерактивной доски на уроке не реально, да ведь это и не нужно. Я думаю, что каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование интерактивной доски было наиболее продуктивным, уместным и интересным. И мне кажется, что мой опыт — это только начало большой и кропотливой работы.
Библиографический список:
1. Агабабян Г.И., Оганесян С.С. Возможности технических средств.- М.: Просвещение, 2002.
2.Г.К.Ахметова. Совершенствование содержания высшего профессионального образования в целях подготовки конкурентоспособного специалиста. 2008.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Ростов-на-Дону: Книга, 1999
4. Баранов С. П. Принципы обучения. М.: Просвещение, 2001.
5. Баринова Е.А. Методика русского языка / Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев. М.:Просвещение, 1974.
6. Галишникова Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения. Учитель. - 2007. - № 4.
7. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М., 2005.
8. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
9. М.П. Осипова М. П. Активизация познавательной деятельности школьников. М.: Дрофа, 2001.
10.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М., 2005.