Проект История развития дуальной системы обучения

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Высшая техническая школа г.Щучинск



ТЕМА ПРОЕКТА
«История развития дуальной системы обучения»















Тема проекта
«История развития дуальной системы обучения»
Актуальность проблемы.
Жесткая и постоянно возрастающая экономическая конкуренция, которая заставляет работодателей сокращать объёмы профессионального образования на производстве; трудности в согласовании содержания обучения между предприятием и профессиональной школой, что ведет к снижению роли учебно-производственной среды и, тем самым, к уменьшению доли практического обучения на производстве, что обусловило выбор темы проекта: "История развития дуальной системы обучения» (опыт ФРГ и Казахстана)".

Цель: на основе опыта Германии выявить и обосновать концепцию развития дуальной формы профессионального образования и возможности использования ее элементов в Казахстане.
Объект исследования - дуальная форма профессионального образования.
Задачи исследования:
1. Выявить исторические предпосылки и концептуальные основы развития дуальной формы профессионального образования в ФРГ и адаптационный потенциал применения ее в Казахстане.
2. Рассмотреть и систематизировать нормативную базу дуальной формы профессионального образования в ФРГ с целью ее использования при разработке стратегии приоритетного развития системы начального профессионального образования в Казахстане.
3. Изучить организационно-педагогическую модель профессионального обучения ремесленным профессиям в ФРГ как возможную основу внедрения дуального обучения в Казахстане.



















Оглавление

Введение
Исторические предпосылки создания и развития дуальной формы профессионального образования (на примере Германской модели).
Место дуальной формы обучения в системе профессионального образования.
Правовая основа дуальной формы профессионального образования.
Перспективы реализации педагогических технологий дуальной формы профессионального обучения в РК.
Заключение
Список использованной литературы













Введение
Профессиональное образование никогда не мыслилось без взаимосвязи с производственной сферой, без, определенным образом, организованной практики. Особый интерес к дуальной системе обучения в Казахстане неслучаен.
В советский период нашей истории принцип сотрудничества образовательных организаций с общественными и трудовыми коллективами, шефство предприятий над образовательными учреждениями, развитие
системы наставничества на производстве, поддержка молодых специалистов
определялись законодательно.
В трудное время 90-х годов XX века это налаженное на основе
централизованной государственной власти взаимодействие разрушилось, но
потребность в нем, разумеется, не могла исчезнуть. Просто понадобились
новые механизмы, соответствующие новым условиям социально-
экономического развития. И дуальная система обучения в современности
стала рассматриваться как один из возможных механизмов.
Дуальная система обучения – подразумевает сочетание
практического обучения по профессии на предприятии с теоретическим в
учебных заведениях ТиПО.
Глава государства Нурсултан Назарбаев на II Съезде МК «Жас Отан», прошедшем 16 ноября 2012 г. призвал казахстанские компании и высшие учебные заведения страны участвовать в дуальной системе образования, подчеркнув, что «сегодня дуальная система успешно работает в 60-ти странах мира» что необходимо сформировать широкий набор
механизмов сотрудничества бизнеса и образовательных учреждений, «чтобы и будущие специалисты могли получить необходимые навыки
непосредственно на предприятиях, и тот, кто уже трудится, мог повысить
свою квалификацию, сменить профессию, если нужно – и сферу
деятельности».
Исторические предпосылки создания и развития дуальной формы профессионального образования
История развития дуальной формы профессионального образования уходит своими корнями в глубь веков.
В Азии и в Европе более тысячелетия существовало упорядоченное и отрегулированное в правовом отношении профессиональное образование, которое получали в основном юноши, приходившие к мастеру на обучение, становившиеся его учениками. Мастер должен был прививать им необходимые для освоения того или иного ремесла знания и навыки, которыми владел сам. Однако секреты, имевшиеся почти во всех ремеслах и обеспечивавшие преимущества одного ремесла перед другим, чаще всего сохранялись в тайне, раскрывать которую ученикам не разрешалось.
Понятие "Дуальная система" возникло только во второй половине шестидесятых годов в связи с обсуждением введённого в 1969 г. закона о профессиональном обучении. С тех пор немецкая система, которая совмещает государственную профессиональную школу с производственным обучением, считается всемирно образцовой, и экспортирована в многочисленные страны.
Уже со  Средних веков немецкие ремесленники отличались особым мастерством. Ученик полжизни мог оставаться подмастерьем, настолько высоки были требования к его квалификации. Право мастера ставить личное клеймо на товары было символом не только профессионального, но и жизненного успеха.
У немцев мы можем поучиться и традиционно уважительному отношению к труду, которую в современных условиях лишь условно можно назвать физическим. Наши молодые люди после школы стремятся поступить в вуз. А более половины детей в Германии проходят через профессионально-техническое образование, предпочитая научиться что-то делать руками.
Дуальная система позволяет совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в училище, остальные время на предприятии.
Отцом дуальной системы профессионального образования считается Георг Кершенштайнер (29.07.1854 – 15.01.1932) был немецким педагогом и. С 1895 по 1919 год он возглавлял мюнхенский школьный городской совет и занимался народной реформой школьной учебной программы.
В начале 20 века в Мюнхене Кершенштайнер ввёл новый, ориентированный на практику, тип школы, который ставил профессию и её необходимость в центр внимания. В 1900/1901 учебном году в Мюнхене были основаны первые профессиональные школы для мясников, кондитеров, трубочистов, цирюльников и парикмахеров. Они стали примером нового, разделённого по профессиональному признаку, типа школы, который должен был дополнить производственную профессиональную подготовку.
Производственная профессиональная подготовка в Германии регламентируется законом профессионального обучения, школьная профессиональная подготовка - школьными законами отдельных федеральных земель. Эти законодательные основы направлены на то, чтобы обучение соответствовало потребностям экономики. Но одновременно  и теоретические знания должны быть настолько обширными, чтобы обучающийся мог бы гибко приспособиться к изменённым рабочим условиям.
Федеральное правительство ответственно за разработку концепции
подготовки по профессиям в рамках дуальной системы. Обязательное утверждение перечня профессий, требующих профессионального
образования, на общегосударственном уровне гарантирует, что при
подготовке учитываются основные принципы, согласованные с отраслью и
Федеральными землями (Lдnder), и что подготовка осуществляется
исключительно в соответствии с нормами, утвержденными Федеральным
правительством. Главная функция государства координация и
обеспечение законодательной базы.
На федеральном уровне в Германии принят Закон «О профессиональном образовании», «Ремесленное уложение», «Директива о пригодности инструкторов», которые регулируют взаимоотношения учащегося с предприятием и образовательным учреждением. Законом определено, какие предприятия могут участвовать в обучении (из 3,6 млн. предприятий Германии в программе профессионального обучения задействовано 500 тыс.).
В федеральном правительстве Германии ответственность за решение общих вопросов политики в сфере профессионального образования и обучения возлагается на Федеральное министерство образования и научных
исследований (BMBF).
Министерство труда разрабатывает «Положение об обучении», регламентирующее экзаменационные требования.
Без участия Федерального правительства социальные партнеры согласовывают детали профессионального обучения на предприятии, в частности, размер стипендии, выплачиваемой студентам, в рамках свободного обсуждения условий коллективного договора. Некоторые коллективные договоры также предусматривают положения, касающиеся таких вопросов как дальнейшее трудоустройство выпускников по договорам, заключаемым на ограниченный срок. Предприятия заключают с учениками контракты, принимают на себя затраты на обучение и выплачивают ученикам стипендию, регулируемую коллективным договором, которая увеличивается с каждым годом обучения и в среднем составляет около одной трети от начальной оплаты труда квалифицированного рабочего.


2. Место дуальной формы обучения в системе профессионального образования
Модернизация профессионального образования в республике Казахстан определяет необходимость принципиального изменения ряда традиционных подходов к системе подготовки специалистов. На сегодняшний день дуальная система подготовки – одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире, которая широко распространена в промышленно развитых странах и является основной системой подготовки кадров более, чем в 60 странах.
Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон предприятий, работников, государства.
Для предприятия это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.
Для молодых людей дуальное обучение отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания работу, к которой хорошо подготовлены.
В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики. В Германии основная нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 млрд евро ежегодно больше, чем обходится государству содержание вузов. Государство поддерживает подготовку специалистов на предприятии, финансируя систему профессионально-технических училищ, которые ученики должны посещать в рамках системы дуального образования.
К неоспоримым преимуществам дуального обучения нужно отнести, и то, что она:
Во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближенно к запросам производства.     
Во-вторых, достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Студенты, сначала закрепившись на предприятии в качестве  потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано. Позиция пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста на производстве, которому надо принимать решения и нести за них ответственность. Студент раньше адаптируется к производственным отношениям в коллективе,  учится социальным поступкам.
В-третьих, работает принцип «от практики к теории», студент больше работает не с текстами и знаковыми системами, а с производственными ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику и  решение реальных  профессиональных задач.
В-четвертых, оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней учащийся большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях. 
В-пятых, преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми новшествами на производстве.
В-шестых, снижается нагрузка на бюджет. Часть затрат по профессиональному обучению несет предприятие.   
Однако, на сегодня нет готовности со стороны индустрии и предприятий. Хотя созданы необходимые правовые и нормативные предпосылки.



3 Правовая основа дуальной формы профессионального образования

Первое. В Закон Республики Казахстан «Об образовании» введены:
-понятие «кооперативное обучение» как одной из форм организации подготовки кадров, основанной на ответственности государства, работодателей и учебных заведений. Практически аналог дуальной модели;
-новая статья «Социальное партнерство в области профессионального образования». В ней определены основные направления взаимодействия работодателей в подготовке специалистов, организации профессиональной практики и их трудоустройстве, привлечения работодателей к процессу обучения специалистов с производства, оценке профессиональной подготовленности выпускников.    
Второе. Трудовым Кодексом Республики Казахстан предусмотрено создание Национальной квалификационной системы, разработка работодателями профессиональных стандартов, создание независимой системы сертификации квалификаций работников в отраслях.
  К настоящему времени в стране действует 888 организации ТиПО.
В них обучаются 587,3 тысячи человек, в т.ч. более 338, 1 тысяч по госзаказу. Обучение ведется по 185 специальностям.
В содержательном плане для повышения качества ТиПО предпринимаются ряд мер: обновлены государственный общеобязательный стандарт образования (ГОСО) и образовательные программы, разрабатываются профессиональные стандарты, внедряется независимая оценка квалификации выпускников др.
Однако главной проблемой остается несоответствие квалификации требованиям рынка труда.
Подобных недостатков в подготовке будущих специалистов лишена система дуального обучения, совмещающая в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку.
Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон предприятий, работников, государства.



























4 Перспективы реализации педагогических технологий дуальной формы профессионального обучения в РК

Министерством образования и АО ФНБ «СамрыK-Jазына» утвержден План мероприятий (дорожная карта) по внедрению дуальной системы обучения рабочих кадров в Компаниях АО ФНБ «СамрыK-Jазына», который предусматривает пошаговое внедрение дуальной  системы подготовки рабочих кадров. Разработан  проект Положения о предприятиях и организаций образования работающих по внедрению дуальной модели подготовки кадров.
По итогам Круглого стола, проведенного 18 июня 2013 года под председательством Ирсалиева Серика Азтаевича - председателя Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК, в АО «РНМЦ» созданы 24 экспериментальных площадок по внедрению дуальной системы обучения на базе колледжей во всех 16 регионах. Почти со всеми колледжами подписаны  3-х сторонние договора.
В рамках данного проекта планируется в течение 3 лет изучение и выработка единых требований для создания казахстанской модели дуального обучения в системе ТиПО.
Внедрение казахстанской модели дуального обучения способствует решению следующих задач:
-          решается вопрос определения потребности кадров (рынок сам регулирует потребность в кадрах). Основным принципом ДО является подписание договора с предприятием на практическое обучение. При этом предприятия ориентируются на свои потребности;
-          во многом решается вопрос трудоустройства выпускников (многие студенты остаются работать в тех же предприятиях, где проходили практическое обучение);
-          решается вопрос соответствия содержания образования требованиям работодателей (работодатели сами готовят порядок обучения на предприятии и согласовывают с теоретическим обучением в колледже);
-          решается вопрос достаточного финансирования системы ТиПО (большая часть финансирования приходится на сами предприятия: на практическое обучение (в том числе оплата труда студентов), расходный материал, помощь в материально-техническом обеспечении мастерских профшкол); в целом повышается престижность системы ТиПО.
Участники Республиканского Семинара-совещания «Реализация основных принципов дуальной системы обучения: проблемы и пути их решения» отметили, что Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2012-2014 годы остается главным ориентиром модернизации экономики.
Одним из основных факторов успешной индустриализации является вопрос подготовки необходимого количества и качества квалифицированных кадров на всех уровнях.
Основным поставщиком кадров для производства и бизнеса является система технического и профессионального образования (далее – ТиПО).
Отсутствие партнерских отношений между системой профессионального образования и предпринимательским сектором экономики обуславливает невостребованность подготавливаемых специалистов и непрестижность рабочих профессий.
Наряду с этим участники Семинара-совещания указывают на отсутствие учебно-методической литературы по эксперименту, качественных профессиональных стандартов, отраслевых рамок квалификаций по специальностям, задействованным в эксперименте.
В целях повышения качества подготовки специалистов технического, обслуживающего и управленческого труда участники Семинара-совещания считают целесообразным активизировать работу по внедрению дуальной системы обучения.
Учебным заведениям ТиПО, работающим в режиме эксперимента, совместно с работодателями:
1.Заключать соглашения с предприятиями о сотрудничестве в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров.
2.Организовать подписание трёхсторонних договоров (предприятие-колледж-студент).
3.Совместно с предприятиями принимать участие в разработке образовательных программ, учебных планов по дуальному обучению.
4.Рассмотреть вопрос повышения заработной платы инженерно-педагогическим работникам учебного заведения, которые занимаются дуальным обучением до 30 %.
5.Направлять на курсы повышения квалификации по практическому обучению в условиях предприятия на основе дуальной системы преподавателей спец. дисциплин и мастеров производственного обучения.
6.Проводить профориентационную работу среди молодежи по привлечению к обучению по дуальной системе.
7. По возможности оборудовать места прохождения практики виртуальными лабораториями, тренажерами.
Для реализации внедрения элементов дуальной модели обучения для учебных заведений в подготовке кадров предусмотреть увеличение в учебных планах до 70% доли профессиональной практики.
Ввести на законодательном уровне в работе с предприятиями нормы для предприятий – участников дуальной модели обучения по подготовке специалистов:
- число ученических мест - не более 15 для организации и проведения практики учащихся;
- для проведения стажировки молодых специалистов – от 5 до 7 мест;
- трудоустройство молодых специалистов предусмотреть по итогам практики учащихся, стажировки молодых специалистов в рамках реализации дуальной модели обучения;
- на выше предлагаемые нормы предусмотреть профильным министерствам финансовое обеспечение;
- в этой связи обновить учебно-материальную базу колледжа и переоснастить современным учебно- производственным и технологическим оборудованием;
- на обновление учебно-материальной базы колледжа и переоснащения современным учебно-производственным и технологическим оборудованием предусмотреть выделение МОН РК соответствующих денежных средств;
- ввести продолжительность обязательной отработки молодого специалиста на предприятии – участника дуальной системы обучения по окончании учебного заведения не менее 3-х лет.
И применительно к нам на сегодняшний день, мы считаем, лучше дуальной формы обучения в техническом и профессиональном образовании  не имеется. Конечно, копировать эту форму профессионального обучения мы не можем по объективным причинам:   у нас еще нет достаточно разработанной законодательной базы, но отдельные элементы мы пытаемся внедрить. 




















Заключение
Интенсивные процессы структурных изменений, протекающие в экономике Республики Казахстан, обусловили высочайший спрос на специалистов новой формации, которые должны, исходя из данной исторической, экономической и политической ситуации, протекающей в стране, успешно реализовать эти процессы. Практика, интересы экономики, интенсивные пути развития, по которым движется наша страна, должна диктовать цели, методы и содержание технического и профессионального образования.
Анализ мирового опыта использования дуальной системы обучения создает предпосылки для реализации наиболее эффективных ее сторон в систему ТиПО Казахстана. А внедрение казахстанской модели дуального обучения будет способствовать решению следующих задач:
-определение потребности кадров (рынок сам регулирует потребность в кадрах).
Основным принципом дуальной системы является подписание договора с предприятием на практическое обучение. При этом предприятия ориентируются на свои потребности; во многом решается вопрос трудоустройства выпускников (многие студенты остаются работать в тех же предприятиях, где проходили практическое обучение);
Следует отметить, что новая система подготовки начала внедряться благодаря партнерству, сближению организаций образования, работодателей и органов управления образованием.
Важным нововведением является сертификация выпускников, то есть будущих специалистов. Раньше квалификация молодого специалиста - выпускника подтверждалась комиссией по итоговой аттестации организаций образования. Сегодня Законом РК «Об образовании» процедура присвоения квалификации выпускникам отделена от учебного процесса. С 2012 года, в соответствии с поручением Главы государства в Казахстане начата работа по передаче данной функции в конкурентную среду, ассоциациям работодателей. На сегодняшний день созданы три сертификационных центра - в туристической, горнодобывающей и нефтегазовой отрасли.
Таким образом,  дуальная система обучения - это  инновационный тип организации целевой профессиональной подготовки, который предполагает согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов.
Идея дуального обучения приобретает свои реальные практические контуры. Взаимодействие образования с бизнесом,  субъектами рынками труда  – это одна из составляющих современной модели, которая  востребована обществом.



















Список использованной литературы:

Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 г.
Торопов Д А. Обеспечение качества профессионального образования в Германии: Дис. ... д-ра пед. наук: М., 2005: РАО Институт педагогики и психологии профессионального образования, 301 с.
Закон Республики Казахстан «Об образовании» (от 27 июля 2007 года N319-111).
Типовое положение и порядок деятельности комиссий по социальному партнерству в области профессионального и технического образования. Утверждено приказом Министра образования и науки РК от 29 августа 2013 года № 361.
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 гг.
План мероприятий по реализации поручений Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А., данных на ХЕХ сессии Ассамблеи народов Казахстана. Утвержден распоряжением Государственного секретаря Республики Казахстан от 18 мая 2012 года № 2.
7 «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».Казахстанская правда, № 232 (27506) от 13.07.2013.
Трудовой кодекс Республики Казахстан 2013 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2013 г.).
Закон республики Казахстан «О техническом и профессиональном образовании».
Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования».