Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. «Исследовательская деятельность младших школьников – ключ к развитию творческих способностей учащихся в рамках ФГОС»


Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.
«Исследовательская деятельность младших школьников – ключ к развитию творческих способностей учащихся в рамках  ФГОС»
Введение.
 В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди толерантные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, проявлять исследовательскую, поисковую активность.  Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.
Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что происходит сближение содержания методической системы работы с требованиями жизни, а обязательным условием решения данной задачи является  организация проектно-исследовательской деятельности  в рамках ФГОС. Главное,  в которых – ориентация на развитие личности младшего школьника на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. А исследовательская  деятельность  способствует активизации способностей учащихся, развитию личности, формированию навыков самостоятельного поиска проблемы.
Теоретическая часть.
Исследовательская деятельность  -   это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Современные дети стали более информированными, многие владеют компьютером. Ученики должны уметь реализовать свои возможности. А учитель обязан создать условия для максимальной реализации их способностей и возможностей, помочь ребёнку в интеллектуальном и личностном росте, учитывая способности, увлечения, интересы, стремления…
Под руководством учителя  ребята занимаются учебно-исследовательской и поисковой деятельностью совместно с родителями. У детей и их родителей появилось желание участвовать в деятельности такого рода, так как учебно-исследовательская деятельность развивает у учащихся мышление, логику и способствует более высокому уровню их саморазвития, при котором осуществляется тесное сотрудничество педагога, ученика и родителей. А в начальной школе связь с родителями при этом обязательна.
Основной целью в исследовательской работе с учащимися является: стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.
При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов становятся:
развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;
обучить основам оформления работ;
познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
развивать коммуникативные способности, умение работать в группе;
формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Работая с младшими школьниками, педагог руководствуется тремя принципами организации учебно-исследовательской деятельности:
принцип доступности;
принцип поуровневости;
принцип временного развития;
Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста ученика.
Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей учащихся и конечно, самих учащихся. При этом "уровень учащегося" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.
Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Этот принцип наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижении целей, выработку трудолюбия умение доводить начатое до конца и т.д.
Учебно-исследовательская деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
сформулировать проблему исследования;
выбор темы;
актуальность;
постановка цели и задач;
гипотеза исследования;
организация исследования;
подготовка к защите и защита работы.
С учётом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы :игры;
работа в библиотеке с каталогами;
интеллектуальные головоломки;
практические занятия;
работа в компьютерном классе;
дискуссии;
беседы.
Учебные исследования в начальной школе подразделяются на следующие виды:
По количеству участников:
индивидуальные;
 групповые;
коллективные. 
По месту проведения:
урочные;
внеурочные.
По времени:
кратковременные;
долговременные.
 По теме:
 образовательные;
социальные.
Желательно начинать заниматься учебно-исследовательской деятельностью с учениками 2-х классов. С второклассниками и третьеклассниками чаще используются групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. Кратковременные учебные мини-исследования можно проводить на уроках окружающего мира, информатики, литературного чтения, классных часах, во внеурочной деятельности и др.
               Ожидаемым результатом является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом,  работа учителя для ученика имеет следующие результаты:
умение работать с информацией;
ребёнок приобретает опыт планирования;
расширение кругозора;
развитие мышления;
развитие эмоциональной сферы;
опыт публичного выступления.
Заключение
              Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.
Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности школьников к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие учащимся собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.
            Учителя начальных классов должны не бояться различных нововведений, а смело изучать их и претворять в жизнь.  Это нужно, прежде всего, ученикам. А когда их глаза светятся от успеха, это высшая награда деятельности педагога.
Список литературы
Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.
Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.
Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы [Текст] /Л. Е. Курнешова // Учитель года Москвы. – Письмо. – 2004. № 2.- С. 13-14.
Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.
Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.
Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148