Картотека дидактических игр в логопедической группе (часть 4)

«Не ошибись»
Цель: активизация словаря, логического мышления, внимания, сообразительности.
Ход: Дети сидят в кругу. Ведущий бросает мяч и называет, например: лук. Поймавший отвечает: огород или овощ. Кто ошибся, платит фант.











«Большой – маленький»
Цель: активизировать слова с противоположным значением (антонимы), развивать внимание, сообразительность.
Ход: Дети сидят в кругу. В-ль бросает мяч и говорит, например: толстый. Поймавший мяч должен ответить противоположным словом – тонкий, большой - маленький.









«Докончи предложение»
Цель: учить употреблять прилаг-е сравнительной степени.
Ход: В-ль говорит: «Дети, я начну говорить предложение, а вы закончите его одним словом. Будьте внимательны. Елка высокая, а сосна еще (выше) Кукла Катя Красивая, а Кукла Маша еще (красивее).










«У кого какая мама?»
Цель: учить детей образовывать сущ – ые, обозначающие самок животных.
Ход: В-ль называет детеныша, а дети называют его маму: у зайчонка – зайчиха.
Усложнение: львица, тигрица, гусыня, олениха.












«Подбери пару»
Цель: закрепить названия фруктов (или овощей), активизировать соответствующий словарь.
Ход: На стол кладутся карточки с изображением фруктов (4 пары карточек с изображением яблок, слив, клубники, вишни). Фрукты расположены по – разному. Дети подбирают пары и называют фрукты.









«Разбери посуду»
Цель: закрепить знания о посуде, учить классифицировать ее, активизировать соответствующий словарь.
Ход: Большие карты с изображением посуды раздаются детям, а маленькие остаются у ведущего. К большим картам дети подбирают маленькие. Например, ведущий показывает маленькую карточку с изображением чашки. Ребенок, у которого на большой карте чашка, говорит: «Голубая чашка у меня, это чайная посуда.»









«Магазин»
Цель: закрепление материала из которого сделаны предметы, активизация соответствующего словаря.
Ход: Дети вместе с в-лем оборудуют магазин: раскладывают предметы по их назначению и материалу, выбирают продавцов и начинают играть. Выбрав предмет, «покупатель» должен назвать его и сказать из чего он сделан.








«Про что можно сказать красный (красная, красное)
Цель: учить согласовывать прил – ые с сущ – ми.
Ход: В-ль называет детям какой – либо признак предмета. Дети называют предметы, подходящие к этому слову, в соответствующем роде. Например: «Про что можно сказать красный?» (Ответы: мяч, кубик). «Про что можно сказать красная?» (Ответы: косынка, кружка).










«Красный – белый»
Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Ход: На каждого ребенка раздают по два кружка: красный и белый. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, то дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый.







«Где звук?»
Цель: нахождение места звука в слове.
Ход: Для игры нужно: полоска из цв. Картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок). Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться только одной большого формата полоской на столе педагога или раздать каждому ребенку полоски и фишки.
Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то он д.б. ударным (река, мак).



«Найди место для своей картинки
Цель: актив-я словаря, дифференц-я разных звуков.
Ход: использ-ся картинки, в названии которых, например, есть звуки «Ш» и «Ж». Дети сидят за столами. Педагог показывает картинку, где изображен шар и говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: Ш-Ш-Ш.Эту картинку я кладу с левой стороны стола».
Затем показывает им картинку, глее изобр-н жук, и напоминает, как жук жужжит: Ж-Ж-Ж. Эта картинка будет с правой стороны. «Я буду показывать и называть картинки.Если услышите звук Ш, то картинку нужно положить слева, если Ж,то справа». Нельзя брать слова, где звук Ж стоит в конце слова или перед глухим согласным. Дети поочередно выполняют задание.


«Кто больше слов придумает?»
Цель: актив-я словаря, автом-я разных звуков.
Ход: Используются мяч, фанты. Педагог называет какой – нибудь звук и просит детей придумать слова, в кот-х есть этот звук.
Дети образуют круг. Один из играющих бросает кому – нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное, фанта не получает. Победитель определяется по кол-ву фантов.








«Слова – перевертыши»
Цель: актив-я словаря, обучение слоговому анализу слова.
Ход: один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например ЛОК (КОЛ), МОД (ДОМ), ЗАКО (КОЗА).
Водящий отгадывает слово. Можно предложить детям и др. варианты: загадывать одному,а разгадывать всей группе, или кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.





«Улавливай шепот»
Цель: развивать остроту слуха.
Ход: Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на опред-ое расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом отдает команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и др. ) Постепенно отходя все дальше, ведущий де
·лает свой шепот менее уловимым и усложняет упр-ия.









«Угадай, кто это»
Цель: воспитание слухового внимания. Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не наткнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «кукареку», «ав-ав-ав». Водящий должен угадать кто из детей кричал. Кого узнали – теперь водящий.









«Эхо»
Цель: развитие силы голоса, речевого дыхания.
Ход: Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо,то громко произносит:А, другая тихо отзывается: а.
Можно играть, употребляя гласю звуки, а также сочетания АУ, УА, ИА, ИО и т.д.











«Разведчики»
Цель: автом-я звука O в словах и фразах.
Ход: Используется щетка, щенок-игрушка, ящик, плащ, клещи. Дети сидят полукругом, в-ль говорит, что они будут играть в разведчиков. Детям показывают предметы, которые будут спрятаны. Их нужно найти. Для поисков выделяют группу разведчиков, которые должны найти предмет, принести его и назвать. Тот, кто отыскал и назвал предмет правильно, получает значок разведчика.






«Лошадки»
Цель: автом-я звука Л в тексте.
Ход: Часть детей – лошадки, др. часть – кучера. Кучера подходят к стоящим в ряд лошадкам. Поглаживая их по спине, они говорят:
Ну и лошадка –
Шерстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта,
Овса поела
И снова – за дело.
Кучера запрягают лошадок, говорят: НО-НО-НО и уезжают. Лошадки цокают языком. Затем дети меняются ролями.




«Пила»
Цель: автом-я звука Л,Ль в тексте.
Ход: Дети парами, взявшись руками крест – накрест, пилят дрова и говорят:
Запилила пила,
Зажужжала, как пчела,
Отпилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и встала,
Начинай сначала.
Образовав новые пары, дети продолжают игру.






«Будильник»
Цель: автом-я звука Р.
Ход: Все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один реб. – будильник. Педагог говорит, в котором часу разбудить, и начинает медленно считать. Когда он произнесет назначенное время, будильник трещит: Р-Р-РрррВсе дети встают.








«Знаешь ли ты эти слова?»
Цель: автом-я звуков Л, Ль в слогах и словах.
Ход: Педагог произносит фразу, не договаривая слоги в словах. Кто из ребят первый правильно произносит недостающий слог, тот получает кружок из картона. Набравший большее кол-во кружков выигрывает.
Девочка еще ма (ла).
Белка спряталась в дуп (ло).
По небу плывут об (лака).
У Лены болит ко (лено).
Корова дает мо (локо).
Мила ела яб (локо).
Лида видела в театре ба (лет).
Вася хотел летать на само (лете).
Мы сидим на сту (ле) за сто (лом).


«Насос»
Цель: автом-я звука С.
Ход: Дети сидят на стульях. Педагог: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину: С-С-С Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук С и подражая действию насоса.








«Приятный запах»
Цель: развитие фразовой речи на плавном выдохе.
Ход: Используется: один душистый цветок (ландыш, сирень и т.п.), или надушенный носовой платок, или фрукты (мандарин, яблоко, лимон).
Ход: Дети по очереди подходят к вазе с цветами и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: Очень приятный запах; Очень ароматный цветок (ароматное яблоко).
Затем дети сами придумывают предложения.







«Определи место игрушки»
Цель: развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу.
Ход: Используется: игрушки – машина, пирамида, мяч, мишка, кукла.
Педагог раскладывает на столе в один ряд игрушки. Вызывая ребенка, он спрашивает у него: Между какими игрушками стоит пирамида? Ребенок должен дать полный ответ: Пирамида стоит между машиной и мячом. После двух – трех ответов в-ль меняет игрушки местами.






«Пчелы и медвежата»
Цель: автом-я звука Ж.
Ход: Играющие дети делятся на две группы: одна группа – пчелы, другая – медвежата. Пчелы влезают на стульчики – это улей. Медвежата прячутся за стульями – за деревом. Услышав сигнал «Пчелы, за медом!» дети спускаются на пол, убегают в сторону и, как пчелы, перелетают с цветка на цветок. Медвежата перелезают через стулья и на четвереньках идут к улью. На сигнал: «Медведи идут!» пчелы возвращаются со звуком Ж-Ж-Ж-Ж. А медвежата быстро выпрямляются и убегают.
Затем дети меняются ролями.





«Третий, четвертый, пятый лишний»
Цель: уточнить обобщающие понятия, развивать наблюдательность, память.
Ход: перед ребенком лежит карточка с изображением предметов одной лексической темы, а один предмет лишний. Ребенок должен назвать вслух все предметы и ответить на вопрос – какой лишний.
Например: «четвертый лишний» - огурец, редиска, яблоко, капуста (лишний предмет – яблоко, это фрукт).
Аналогично с карточками «третий лишний» и «пятый лишний».






«Один, два, пять»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными в ж.р., м.р. и с.р.
Ход: ребенок, глядя на картинку, считает один предмет, два и пять. Например: одно яблоко, два яблока, пять яблок. Одна конфета, две конфеты, пять конфет.
15