Доклад по теме саморазвития ИКТ как средство и условия формирования универсальных учебных действий

ИКТ как средство и условия формирования универсальных учебных действий

Т.А. Лукьянова учитель начальных классов
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №7», г. Киров, Калужская область

«Цель обучения ребенка состоит в том,
Чтобы сделать его способным
Развиваться дальше самостоятельно»
Альберт Грин Хаббарт

Начальная школа – это первооснова воспитания и образования. Ее главная задача так организовать образовательный процесс, чтобы каждый ученик, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности. Особенностью профессиональной деятельности учителя начальных классов является то, что именно он адаптирует школьников к образовательной среде, показывает и реализует особенности обучения и самообразования в условиях информационного общества.
Соединение образования с информационно - коммуникативными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств:
умение применять ИКТ для решения профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях педагогической деятельности;
помогает ориентироваться в потоке информаций, объективно ее оценивать и использовать;
формировать целостность восприятия окружающего мира, объединяя знания из разных предметных областей;
формировать универсальные учебные действия;
повышать мотивацию младших школьников к обучению;
собирать, обрабатывать, хранить, распространять, отображать различного рода информацию и с помощью электронных средств коммуникации осуществлять взаимодействие людей территориально удаленных друг от друга.
В настоящее время компьютер и компьютерные технологии являются одним из самых эффективных средств обучения, использование которых может значительно разнообразить учебный процесс, сделать его интересным и наглядным. Очень помогают в работе учителя готовые программно-методические электронные приложения к учебникам программы «Школа России»; интерактивные тренажеры «Пишу грамотно», «Учусь решать примеры». Использование демонстрационных материалов позволяет получить красочные иллюстрации, что придает обучению эффективность и повышает активизацию учебного процесса, улучшение понимания и запоминания материала, развивает универсальные учебные действия.
Компьютер можно использовать на всех этапах обучения:
при объяснении нового материала, при постановке целей и задач урока, как наглядное пособие качественно нового уровня;
в процессе закрепления и проверки изученного материала. Например, на уроке математики применение интерактивной игры для проверки устного счета, используя ребусы, кроссворды, загадки, тесты;
вынесение главных понятий и его основные признаки позволяет детям легко ориентироваться в теме урока, запомнить основные моменты и правильно сформулировать вывод урока.
Применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня универсальных учебных действий не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Универсальные учебные действия определяют готовность ребенка учиться в школе. Выражением личной готовности к школе является сформированность внутренней позиции как готовности принять новую роль ученика. Учитель должен использовать такие виды работ, которые сближают детей. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя каждому ребенку. Детям становится интереснее заниматься в коллективе, растет положительное отношение ребят к школе. Уроки, тематические классные часы, экскурсии, внеклассные мероприятия помогают младшему школьнику осознать свою принадлежность к социальной общности, поэтому формы и методы работы учителя, образовательные технологии должны носить деятельностный, продуктивный характер и сопровождаться информационно-коммуникативными технологиями.
Применение новых информационных технологий в образовании имеет два основных аспекта: компьютер, как предмет изучения и компьютер, как средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны, так как любое общение с компьютером предполагает и то и другое.
На сегодняшний день приоритетным направлением в формировании УУД является проектная деятельность, которая формируется на этапах коммуникативных универсальных учебных действий. С первого класса ребята учатся работать над проектами. Для создания презентаций удобно использовать программу Microsoft Pover Point. Создание индивидуальных проектов в первом классе невозможно без помощи родителей, поэтому приходится не только обучать первоклассников, но и давать консультации их родителям.
Знакомство учителя с ребенком начинается с семьи ребенка, поэтому началом творческой деятельности становится создание минипроекта – презентации.
«Мой семейный альбом», который дает возможность, с одной стороны познакомиться учителю с семьей ребенка; с другой – ребенок сам знакомится с историей своей семьи. В ходе работы дети вместе с родителями создают презентации, состоящие из фотографий родственников ребенка . Бывает так, что среди своих членов семьи дети указывают своих домашних животных.
«Традиции моей семьи» позволяет рассказать о семейных праздниках, совместных делах ребенка и взрослого, что ведет к сближению, уважению к старшим и формированию семейных ценностей;
«Места, где я побывал с моими родными» расширяет кругозор ребенка и его представление о мире;
«Мои друзья». Этот раздел помогает разобраться в понятии «дружба», способствует формированию настоящей дружбы;
«Дом, в котором я живу». Здесь дети описывают и выражают привязанность к своему родному дому. Дети имеют возможность почувствовать неповторимость своего дома, теплоту родных людей.
Итогом проектной деятельности может стать проект «Мой город», где учащиеся покажут знания о своей улице, истории родного города, известных людях города и сделать вывод, что сам ребенок является неотъемлемой частью города, в котором он живет.
В проектах хорошо отслеживаются регулятивные универсальные учебные действия, где дети вместе с учителем выбирают тему исследования, ставят цель и решают проблему выполнения проекта.
На уровне познавательных универсальных учебных действий дети выполняют поисковую работу, изучают информацию, подбирают источники, фотографируются.
На этапах опроса и анкетирования формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
В процессе работы на этапе презентации отслеживаются личностные универсальные учебные действия. Осуществляя обучение с использованием компьютера и новых информационных технологий, надо помнить о том, что необходимо обеспечить ученику возможность реализации индивидуальности, инициативы и самостоятельности.
Использование информационных технологий с реализацией универсальных учебных действий поможет преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировать детский труд, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Все это обеспечивает повышение качества усвоения знаний и формирует ребенка, способным развиваться дальше самостоятельно.


Литература

Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс// Начальная школа – 2008. - №1, 68с
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя// (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.(. - М., 2008, 140с
Краснова В.П. Управление внедрением ФГОС начального общего образования// Практика административной работы в школе. 2011. №4, 80с
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2012, 130с
Хмельницкая С.Г. Использование современных информационных технологий при реализации ФГОС начального общего образования// Практика административной работы в школе. 2012. №6, 80с










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115