Статья по теме ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

УДК
А. В. Феденок, Г. А. Ворончагина
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №42»

Электронный портфолио учителя как средство
профессионального развития педагога

Портфолио – это ресурс хранения, накопления и предоставления на показ лучших работ. Для каждого человека портфолио необходимо для различных целей. Портфолио преподавателя - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога, и уровень активности в учебных и вне учебных видах деятельности. Портфолио, лежащий в папке на компьютере не представляет из себя никакой ценности ни для вас, ни для общественности. Публикация в сети портфолио в виде сайта педагога  необходима для подтверждения профессиональных навыков.

A. V. Fedunok, G. A. Voronchagina
BOW of Omsk city "secondary General education school No. 42"

ELECTRONIC PORTFOLIO TEACHER AS A MEANS PROFESSIONAL
DEVELOPMENT OF
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·lio lying in the folder on the computer is not of itself of no value either for you or for the public. The publication of the network portfolio as a website of the teacher for confirmation of professional skills.

Современная школа нуждается в "новом" учителе - творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования, знающем и умеющем провести психолого - педагогическую диагностику, самостоятельно строить свой педагогический процесс и уметь анализировать результат.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования школа должна создавать такие условия, которые бы мотивировали учителя на самообразования, самопознания и это может быть портфолио. Представляя яркий и наглядный анализ своей работы. Портфолио педагогического работника аттестующегося на первую квалификационную категорию – это комплект документов, представляющий совокупность достижений педагогического работника и его учеников, который может рассматриваться как альтернативная форма оценки работы педагога при проведении аттестации на соответствие заявленной квалификационной категории.
Слово "портфолио" пришло из английского языка и означает предмет - для хранения и переноски письменных работ, документов и т.п. Слово "портфолио" в переводе с итальянского языка означает "папка с документами", "папка специалиста", своеобразное досье. "Портфолио" в переводе с французского означает: "излагать", «формулировать", «нести", и "лист", "страница" или "досье", "собрание достижений".
Слово "портфолио" не склоняется, орфографический словарь допускает использование слова в мужском и среднем роде.
"Портфолио" – это набор материалов, документов и иных свидетельств достижений в педагогической деятельности, предназначенный для определения уровня квалификации педагога, его личностного профессионального роста, а также для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии.  Аттестуемый представляет достоверные данные о результатах профессиональной педагогической деятельности, подтверждает их соответствующими документами. Все материалы портфолио заверяются администрацией образовательного учреждения.
Целью портфолио является фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда учителя.
Портфолио необходимо для решения задач:
- самопрезентация;
-предъявление результатов и достижений;
-обобщение собственного опыта работы и систематизация материалов;
-обмен опытом и установление контактов и связей;
-анализ и рефлексия;
-получение внешней оценки.
Так же могут быть и другие задачи портфолио, например: карьерный рост, поиск работодателя, получение более интересной работы и т.д. Но в этом случае портфолио учителя не может быть таким же, как у всех, оно должно отличаться от других, привлекать внимание - дизайном, интересной подачей, технологическими решениями, содержанием.
Но чему именно будет посвящено это содержание?
Одно из назначений портфолио - отражать профессиональную личность учителя, рассказывать другим о своем авторе! А какими средствами это будет сделано - действительно зависит только от фантазии педагога.
Портфолио позволяет показать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: воспитательной, творческой, методической, исследовательской.
В феврале 2015 года в БОУ г.Омска "Средняя общеобразовательная школа № 42 " нами был проведен семинар по теме:" Роль портфолио в профессиональном развитии учителя".
В начале семинара мы попросили педагогов ответить на предлагаемые вопросы анкеты (не подписывая):
1. Как Вы считаете, нужно ли портфолио учителю?
2. Есть ли у Вас портфолио?
3.Знаете ли Вы, где его можно выставить?
4. Вы знакомы со структурой портфолио, испытывали ли Вы трудности при создании?
Из представленных ответов, получилось, что:
1. Из 34 педагогов, 32 считают, что портфолио необходимо учителю, а 2 человека (стаж педагогической деятельности которых составляет больше 30 лет, считают, что не нужно ни каких портфолио, ведь раньше его не надо было и сейчас обойдемся без него).
2. У некоторой части учителей нашей школы портфолио имеются. У 5 человек они в бумажном виде, а 2 в электронном. У остальных 27 человек портфолио нет.
3. Не все педагоги знают, где и как свое портфолио можно выставить.
В итоге была выявлена проблема, что не все учителя знают, как создать свое портфолио, как его структурировать и в чем отличие бумажного портфолио от электронного.
Потому в процессе проведения семинара были рассмотрены вопросы:
- Портфолио учителя, что это, зачем оно, как его создать?
-Виды портфолио, разделы, наполнение каждого раздела.
-Электронное портфолио, его отличие от бумажного. Создание электронного портфолио.
-Зачем учителю персональный сайт, что нужно для того, чтобы его создать, с чего начать?
На семинаре выступила Конратьева Ж.Н. которая на примере своего портфолио показала его структуру, а также мы показали свои электронные портфолио разработанные на учительском сайте:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Так же мы пришли к выводу, что портфолио в электронном виде легче поддерживать и пополнять! Не только потому, что очень широк выбор веб-инструментов для создания и размещения портфолио в Сети: есть портфолио-блоги, портфолио-сайты. На первый план в публичном портфолио, созданном при помощи популярных веб-средств, выходит именно социализация - открытый обмен опытом и новыми идеями. Автор электронного - портфолио сам выбирает, накапливает, комментирует и анализирует публикуемые материалы, которые могут рассматриваться как свидетельства его профессиональных компетенций, здесь для него чрезвычайно важна сама возможность обратной связи от посетителей его электронного ресурса. Открытость и доступность портфолио для просмотра и комментирования другими людьми, является как раз тем механизмом, который помогает владельцу электронного портфолио формировать адекватную самооценку собственных профессиональных достижений. Таким образом ведение электронных портфолио становится еще и методом обучения, постоянного самосовершенствования и повышения квалификации учителя.
Сайт с учебными материалами (рабочими листами, презентациями и тестами), даже очень хорошо структурированный и постоянно обновляемый, все еще не является полноценным портфолио. В таком виде он – лишь электронная папка рабочих материалов учителя, предоставленный им для использования другими учителями, но никак не портфолио! Чего же не хватает такому сайту для портфолио? Что, вообще, может быть в его структуре? Какие разделы и какие материалы? Можно посоветовать учителю, только еще задумывающемуся о создании и размещении в Интернете своего первого электронного -портфолио, нужно честно сказать, что любые жесткие предписания и ограничения здесь, скорее, вредны, ведь ведение портфолио - творческий процесс. Учитель свободен в выборе как содержания для описания своей "цифровой личности", так и в выборе форматов и инструментов.
Подводя итог нашей работы на семинаре, мы еще раз остановились на структуре нашего портфолио
Структура портфолио педагогического работника.
Титульный лист.
Раздел 1.  Общие сведения о педагоге
- образование (копия диплома);
- копия аттестационного листа предыдущей аттестации;
- повышение квалификации (копии документов).
 Раздел 2. Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения
Раздел 3. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта
Раздел 4. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений
Раздел 5. Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности.

Вывод: Основная цель портфолио  проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.











Список литературы
Безукладников К.Э.  Сетевой электронный портфолио учителя.// Начальная школа.-2008.-№5.-С47.
Захарченко Е.Ю. Структура портфолио учителя.// Практика административной работы в школе.-2006.-№8.-С.29.
Зеленко Н.В., Могилевская А.Г. Портфолио будущего педагога.// Стандарты и мониторинг в образовании.-2009.-№1.-С.61.
Копылова С.А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога.// Практика административной работы в школе.-2006.-№8.-С.31.
Крепких О.В. Портфолио как инструмент самоанализа.// Управление школой.-2007.-№8.-С.31.
Михайловский О.С. Портфолио учителя. Обобщение и систематизация педагогических достижений.// Образование в современной школе.-2006.-№9.-С.19.
Пинская М.А. Портфолио учителя как инструмент профессионального развития и оценки профессиональных достижений.// Оценка качества образования.-2008.-№4.-С.52.
Пономарёва Е.А. Педагогический совет на тему “ Портфолио образовательного учреждения”.// Методист.-2006.-№2.-С.26.
Прутченков А.С. Типичные ошибки и затруднения  при формировании портфолио в практике российской школы.// Методист.-2004.-№6.-С.33.
Прутченков А., Новикова Т., Пинская М. Портфолио: типичные ошибки и затруднения.// Народное образование.-2005.-№2.-С.71.
Сизова Л.М. Использование портфолио в педагогической деятельности.//Управление ДОУ.-2007.-№7.-С.96.
Склюев В. Портфель достижений педагога.// ИКТ.-2008.-№5.-С.4-5.
Тарабрина   В. Руководство по созданию электронного портфолио.// ИКТ.-2008.-№5.-С.6-10.
Тарабрина В. Создаём электронное портфолио преподавателя.//  ИКТ.-2007.-№11.-С.26