Конспект внеклассного мероприятия Но разве о войне мечтают дети


Литературно-музыкальная композиция
Но разве о войне мечтают дети?
Цели: познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., с их ровесниками в послевоенный период; развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения, используемые в сценарии; воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.
Ход мероприятия.Уч-ся: Играют дети всей земли в войну,Но разве о войне мечтают дети?Пусть только смех взрывает тишинуНа радостной безоблачной планете!Над вьюгами и стужами седымиВновь торжествует юная веснаИ как огонь с водой несовместимы,Несовместимы дети и война! В проекте « Но разве о войне мечтают дети» мы хотим показать значимость участия детей и подростков в событиях Великой Отечественной войны. В память о тех ребятах, кто перенёс суровые годы войны, на своих детских плечах, помог стране в трудные годы, мы хотим больше узнать и рассказать другим. В настоящее время мало исследовано фактов участия детей в событиях Великой Отечественной войны. Жизнь наших сверстников, которым пришлось пережить трудные годы войны, может стать примером для нашего поколения. Мы думаем, что вклад детей в победу нашей страны, был очень весом . Ребятам пришлось работать на заводах, фабриках, воевать в партизанских отрядах, участвовать в боевых действиях, работать на колхозных полях, в госпиталях, подвергаться пыткам и унижениям в концлагерях. Мы можем сделать вывод, что в те страшные военные годы, дети не оставались в стороне, а принимали активное участие в достижении победы.
Ведущий: В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 70 – 85 -летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
Уч-ся: Тот самый длинный день в годуС его безоблачной погодойНам выдал общую бедуНа всех, на все 4 года.Она такой вдавила следИ стольких на земь положилаЧто 30 лет и 60.Живым не верится, что живы.Уч-ся: "Над проселочной дорогойПролетали самолеты...Мальчуган лежит у стога,Точно птенчик желторотый.Не успел малыш на крыльяхРазглядеть кресты паучьи.Дали очередь – и взмылиВражьи летчики за тучи..."
Д. КедринВедущий: На рассвете 22 июня 1941 г. гитлеровская Германия вероломно, без объявления войны напала на Советский Союз. Гнев и возмущение, непоколебимая решимость дать сокрушительный отпор агрессору овладели советскими людьми. Рабочие, колхозники, интеллигенция, люди самых различных национальностей и профессий присягали на верность Отчизне . И как клятва Родине, как набат, звавший народ на битву с врагом, зазвучала в те дни изумительная по своей силе и суровой красоте песня «Священная война».
Песня “Священная война” Музыка А.В. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. более 300 тысяч юных патриотов, сынов и дочерей, наравне со взрослыми с оружием в руках сражались за нашу Родину. Дети на войне. На первый взгляд в этих словах есть что-то неестественное, несовместимое.
Отложив недочитанные книжки, юным патриотам пришлось взять в руки винтовки и гранаты. Дети стали сынами полков, участвовали в партизанском движении, были разведчиками. Война отняла у них дом и детство. Фашисты объявили нам тотальную войну, а получили от нас народную священную войну, в которую слабые руки детей тоже внесли свой вклад.
Уч-ся: От бескрайней равнины сибирскойДо полеских лесов и болотПодымался народ богатырскийНаш великий советский народ,Выходил он свободный и правый,Отвечая войной на войну,Постоять за родную державу,За могучую нашу странуСокрушая железо и камень,Он врага беспощадно разилНад Берлином победное знамяЗнамя правды своей водрузил.Он прошёл через пламя и водуОн с пути не свернул своего.Слава, слава, герою народу!Слава, Армии этой страны!
На фронте все они по возможности, наравне со взрослыми, делали свое солдатское дело. Красноармейцы и командиры оберегали их, как могли. Хотя на переднем крае безопасных мест не было. И вражеские пули, осколки авиабомб, снарядов, гранат возрастом солдат не интересовались и убивали всех без разбору. И детей, которым жить и жить – тоже. Сыны и дочери полков были маленькими героями, их были тысячи. Многие из них совершали подвиги, которые были не под силу даже взрослым, многие легли в братские могилы ,приняли мучительную смерть в застенках гестапо, пали неизвестными героями.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Уч-ся: Как разглядеть за днями след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу этот след…
На батарее были сплошь — девчонки.
А старшей было восемнадцать лет.
Лихая чёлка над прищуром хитрым,
бравурное презрение к войне…
В то утро танки вышли прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне.
И старшая, действительно старея,
как от кошмара заслонясь рукой,
скомандовала тонко:
— Батарея-а-а!
(Ой мамочка!… Ой родная!…)
Огонь! — 
И - залп! И тут они заголосили,
девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы вся бабья боль России
в девчонках этих вдруг отозвалась.
Кружилось небо — снежное, рябое.
Был ветер обжигающе горяч.
Былинный плач висел над полем боя,
он был слышней разрывов, этот плач!
Ему — протяжному — земля внимала,
остановясь на смертном рубеже.
— Ой, мамочка!…
— Ой, страшно мне!…
— Ой, мама!… — 
И снова:
— Батарея-а-а! — 
И уже пред ними,
посреди земного шара,
левее безымянного бугра
горели
неправдоподобно жарко
четыре чёрных танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями,
бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали и стреляли,
размазывая слёзы по щекам.
И падали. И поднимались снова.
Впервые защищая наяву
и честь свою (в буквальном смысле слова!).
И Родину. И маму. И Москву.
Весенние пружинящие ветки.
Торжественность венчального стола.
Неслышанное: «Ты моя — навеки!…»
Несказанное: «Я тебя ждала…»
И губы мужа. И его ладони.
Смешное бормотание во сне.
И то, чтоб закричать
в родильном доме:
«Ой, мамочка!
Ой, мама, страшно мне!!»
И ласточку. И дождик над Арбатом.
И ощущенье полной тишины…
…Пришло к ним это после.
В сорок пятом.
Конечно, к тем,
кто сам пришёл с войны.8. Леня Голиков собирал сведения о численности и вооружении врагов. Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами.Уч-ся: Бесстрашное имя – награда героюОн вашим ровесником былСпоёмте о том, как любимец отрядаБесстрашно в разведку ходил.Споемте о том, как летали с пути эшелоны,Которые он подрывал.Всем сердцем в победу грядущую верил,В бою он отчаянным был.Недаром однажды фашистcкого зверяВ чинах генеральских подбил.Вернулся в отряд он с бесценным пакетом.Уснул у костра на землеНе снилось ему, что о подвиге этомНа утро узнают в Кремле.Что будет герою Звезда золотая -Награда за воинский труд.Что люди, о подвиге славном мечтая,На Лёньку равненье возьмут.Ведущий - Леониду Голикову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
9. Зина Портнова ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но убежать ей не удалось.
Уч-ся: Её допрашивал четвёртый день подряд
фашистский офицер, увешанный крестами,
ей руки за спину выкручивал солдат,
её хлестала плеть, её гноили в яме.
Угрюмый офицер сказал,
что больше нет терпенья у него,
что это лишь начало жестоких мук,
каких не видел свет…. Но, жёлтая, как воск, она молчала.Ведущий - Зинаиде Портновой присвоено высокое звание Героя Советского Союза.10. Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат был награжден медалями “За боевые заслуги” “За отвагу”. Однажды, выполняя задание, он встал во весь рост и с гранатой пошел на врагов.Уч-ся: Навстречу им в своё бессмертье Он сделал несколько шагов…И грохнул взрыв, и грозным смерчемСмело озлобленных врагов. /В. Алексеев/Ведущий - Марату Казею присвоено высокое звание Героя Советского Союза.11. Валя Котик вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве. Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.Уч-ся: Мы вспомним о болях тех давних.В них совершен был подвиг не один.Вошёл в семью героев наших славныхОтважный мальчик Котик ВалентинОн, как при жизни, утверждает смело“Бессмертна молодость, бессмертно наше дело”.Ведущий - Валентину Котику присвоено высокое звание Героя Советского Союза. В действиях партизанских отрядов участвовали дети и подростки, так как они оставались на захваченной территории. Ребята всеми силами стремились помогать взрослым: они были связными, радистами, ходили в разведку, готовили еду, выполняли боевые задания. На детей порой возлагали больше задание , чем на взрослых. Ведь они маленькие , юркие и могли не заметно проникнуть на определённую территорию. Они не привлекали внимания у немцев. Тринадцатилетний партизан Дубинин успел стать глазами партизанского отряда, и не в последнюю очередь именно от него зависели жизни людей. За что он и получил боевую награду, которая не всякому взрослому доставалась - орден Боевого Красного знамени . Володя Дубинин погиб 2 января 1942 года, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.
На носилках, около сарая,На краю отбитого села,Санитарка шепчет, умирая:- Я еще, ребята, не жила...
И бойцы вокруг нее толпятсяИ не могут ей в глаза смотреть:Восемнадцать - это восемнадцать,Но ко всем неумолима смерть...
Ведущий: Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград. Предложено было блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. . Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом... Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала "Дорога жизни", проложенная через Ладожское озеро.
Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. «28 декабря 1941 года. Женя умерла…. Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта — Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля, 10 мая — дядя Леша. Мама — 15 мая». А дальше — без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла.
Уч-ся: Девочка руки протянула,Уснула,А оказалось - умерла..Никто не обронил ни слова,Лишь хрипло, сквозь метельный стон,Учитель выдавил, что снова Уроки после похорон.(Ю. Воронова)
Дети, оставшиеся в тылу в годы войны, начинали свой трудовой путь в раннем возрасте. Они честно выполнили свой долг тружеников тыла военного времени, сделали все возможное вместе со взрослыми для обеспечения фронта всем необходимым. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
И это всё в 12-13 лет «Всё для фронта, Всё для Победы»: они так стремились приблизить Победу над врагом, помогали, чем могли.Немецкое руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран.
Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для бесчеловечных опытов «арийской медицины».
Немцы организовали фабрику детской крови для нужд немецкой армии, был сформирован невольничий рынок, где шла продажа детей в рабство местным собственникам. Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей.
Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки.
Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса, где немцы загубили не менее 7 000 детей, частью сожженных, а частью захороненных на гарнизонном кладбище. В гестапо и тюрьмах также происходило уничтожение детей. Грязные и вонючие камеры тюрем никогда не проветривались, не отапливались даже в самые жестокие морозы. На грязных холодных полах, кишевшими от разных насекомых, несчастные матери были вынуждены смотреть на постепенное угасание своих детей. 100 граммов хлеба и пол-литра воды – вот и весь их скудный рацион на день.
Звучит мелодия “Бухенвальдский набат”
Варварство
Муса Джалиль. 1943 год
Они с детьми погнали матерей     И яму рыть заставили, а сами     Они стояли, кучка дикарей,     И хриплыми смеялись голосами.     У края бездны выстроили в ряд     Бессильных женщин, худеньких ребят.     Пришел хмельной майор и медными глазами     Окинул обреченных… Мутный дождь     Гудел в листве соседних рощ     И на полях, одетых мглою,     И тучи опустились над землею,     Друг друга с бешенством гоня...     Нет, этого я не забуду дня,     Я не забуду никогда, вовеки!     Я видел: плакали, как дети, реки,     И в ярости рыдала мать-земля.     Своими видел я глазами,     Как солнце скорбное, омытое слезами,     Сквозь тучу вышло на поля,     В последний раз детей поцеловало,     В последний раз...     Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас     Он обезумел. Гневно бушевала     Его листва. Сгущалась мгла вокруг.     Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,     Он падал, издавая вздох тяжелый.     Детей внезапно охватил испуг,--     Прижались к матерям, цепляясь за подолы.     И выстрела раздался резкий звук,     Прервав проклятье,     Что вырвалось у женщины одной.     Ребенок, мальчуган больной,     Головку спрятал в складках платья     Еще не старой женщины. Она     Смотрела, ужаса полна.     Как не лишиться ей рассудка!     Все понял, понял все малютка.     — Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!     Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.     Дитя, что ей всего дороже,     Нагнувшись, подняла двумя руками мать,     Прижала к сердцу, против дула прямо...     — Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!     Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?     И хочет вырваться из рук ребенок,     И страшен плач, и голос тонок,     И в сердце он вонзается, как нож.     — Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.     Закрой глаза, но голову не прячь,     Чтобы тебя живым не закопал палач.     Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.     И он закрыл глаза. И заалела кровь,     По шее лентой красной извиваясь.     Две жизни наземь падают, сливаясь,     Две жизни и одна любовь!     Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.     Заплакала земля в тоске глухой,     О, сколько слез, горячих и горючих!     Земля моя, скажи мне, что с тобой?     Ты часто горе видела людское,     Ты миллионы лет цвела для нас,     Но испытала ль ты хотя бы раз     Такой позор и варварство такое?     Страна моя, враги тебе грозят,     Но выше подними великой правды знамя,     Омой его земли кровавыми слезами,     И пусть его лучи пронзят,     Пусть уничтожат беспощадно     Тех варваров, тех дикарей,     Что кровь детей глотают жадно,     Кровь наших матерей...
6. В суровые годы войны пионеры работали на полях, заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину, ухаживали за ранеными, собирали цветной и чёрный металлолом, лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, зарабатывали и собирали средства для постройки танков и самолетов.Пионерские противопожарные посты и дружины обезвредили немало зажигательных бомб. Около 20 тысяч юных москвичей получили медаль “За оборону Москвы”. Медалью “За оборону Ленинграда” были награждены более 15 тысяч пионеров.7. Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те кому в 41-м было чуть побольше, чем нам сегодня, те кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем, тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, и падали и пели.13. Давно уж бои отгремели,Но время не вычеркнет нет!Мальчишку в солдатской шинелиНеполных пятнадцати лет.15.Патриоты полков боевых, смельчакиПартизанских отрядов, пионеры и тысячи их,
что шли в бой под разрывы снарядов.Барабанщик, разведчик, трубач,Им знаком смерч военного дымаИх пытал, их казнил бухенвальдский палач,Их сжигали в печах Освенциума.16. Сколько храбрых сердец молодыхБеззаветно служили народуПионеры и тысячи ихКто погиб за страну и свободу.Их могилы ты всюду найдешьНа дорогах минувших пожарищ.17. Помните, через года, через векаПомните! О тех кто уже не придет никогда.Помните!18. Не плачьте, в горле сдержите стоны.Памяти павших, будьте достойныВечно достойны, Хлебом и песнейМечтой и стихами,Жизнью простойКаждой секундойКаждым дыханьемБудьте достойны! Все: Вечно достойны!
Уч-ся: Сейчас мы живём в такое время, когда можно беззаботно повалятся в постели и есть то, что хочется, а ведь не так давно, 68 – 72 года назад, дети были лишены всего этого. Они получали малюсенький кусочек хлеба и считали его деликатесом, а сейчас: то не нравится, это не нравится, не то дали, не на той тарелке подали, не так сказали, не то сделали...     Тогда дети делали такие подвиги, жили в таких условиях, что нам трудно даже себе представить. В то время детям приходилось выживать  и заменять своих отцов везде. Многие уходили на фронт, к партизанам, а  те, кто не попадали ни туда ни туда, помогали на заводах и делали такие работы, которые трудно давались даже взрослым!    Вы бы могли представить, что 14-летний мальчик сам поднял самолёт в небо!!!   Многие дети получили медали и звание Героев Советского Союза! Это звание получили не все взрослые, а дети в таком то возрасте! Они взвалили на свои плечи такой тяжёлый груз войны!   Как хорошо, что сейчас над нами просторное небо и мы на свободе, и все живут в мирное время, как повезло нам детям, не знающим, что такое война.   Я не знаю, каково жить в оккупации, вздрагивать от взрывов, сжиматься от ужаса ,когда перед тобой дуло вражеского оружия...   Мне не понятно, как это не есть ни сегодня, ни завтра и неизвестно сколько ещё дней...   Мне не узнать, что такое "малолетний узник" ,как написано на карточках в немецкой оккупированной территории или в концлагерях.    Я благодарен тем детям и ветеранам, которые даровали нам свободу и неосознание таких ужасных дней, моментов ,незнание, что такое грозное слово "война".
Ведущий Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. Прошло много лет, а интерес к подвигам отважных не угасает. После войны в нашей стране тысячи красных следопытов объединились в кружки и клубы. Они проводили большую патриотическую и воспитательную работу, разыскивали новые материалы о боевых подвигах защитников Родины. А главное – они закаляли свою волю, обогащались духовно, росли верными патриотами своей Отчизны, верными продолжателями дела своих отцов, своего народа.А может, нам о них забытьОпять война, Опять блокада..Я слышу иногда: “Не надо,Не надо раны бередить.Ведь это правда, что усталиМы от рассказов о войнеИ о блокаде пролисталиСтихов достаточно вполне”.И может показаться:ПравыИ убедительны слова.Но даже если это правда,Такая правда -Не права!Чтоб сноваНа земной планетеНе повторилось той зимы,Нам нужно,Чтобы наши детиОб этом помнили,Как мы!Я не напрасно беспокоюсь,Чтоб не забылась та война:Ведь эта память - наша совесть.Она как сила нам нужна… /Ю. Воронов/
Братские могилы
На братских могилах не ставят крестов,И вдовы на них не рыдают,К ним кто-то приносит букеты цветов,И Вечный огонь зажигают. Здесь раньше вставала земля на дыбы,А нынче - гранитные плиты.Здесь нет ни одной персональной судьбы -Все судьбы в единую слиты. А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,Горящие русские хаты,Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,Горящее сердце солдата. У братских могил нет заплаканных вдов -Сюда ходят люди покрепче.На братских могилах не ставят крестов,Но разве от этого легче?.(В. Высоцкий)