Консультация для воспитателей «Минутки здоровья»


«Минутки здоровья»
В дошкольном учреждении

Сформировать у маленького ребёнка интерес к своему здоровью, ответственность, внутреннюю активность, повысить самооценку, а также расширить кругозор позволяют «минутки здоровья». Это разнообразные упражнения, направленные на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний, развитие крупной и мелкой моторики, речи, положительного самоощущения. «Минутки здоровья» проводятся не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей. Они хорошо вписываются в систему оздоровительной деятельности любой современной программы по воспитанию дошкольников, так как построены в соответствии с современными подходами и направлены на формирование здорового образа жизни.
Занятия с интеллектуальной нагрузкой требуют от детей различных сложно-координированных движений. Однако механизмы, обеспечивающие эти движения, ещё не сформированы. Мышцы ребёнка могут находиться в состоянии длительного статического напряжения, что приводит к общему утомлению дошкольников. При этом ухудшаются внимание, память, работоспособность и в целом резко снижается педагогическая эффективность занятия.
Данное пособие предлагает педагогам систему развёрнутого планирования «минуток здоровья» для детей старшего дошкольного возраста на занятиях по познавательному развитию по программе «Детство». В нём комплексно интегрируются и органично сочетаются темы окружающего мира с содержанием разнообразных видов «минуток здоровья», что позволяет повысить уровень мотивации, а также умственную работоспособность детей на занятиях, активизировать мышление дошкольников, восстановить и сохранить их психофизическое здоровье. В планировании представлены следующие темы:
«Овощи-фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Обитатели водоёма», «Растения», «Неживая природа», «Человек», «Труд взрослых», «Транспорт» и т.д. Педагог имеет возможность выбрать в соответствии с темой окружающего мира тот или иной вид «минуток здоровья», а их – пять, и использовать его содержание на занятии.

«Минутки здоровья» включают в себя игровой закаливающий массаж и самомассаж, гимнастику здорового зрения, корригирующие упражнения для мышц спины и стопы, дыхательную гимнастику, релаксационные игры и упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения. Исходя из особенностей развития детей, именно в период дошкольного детства накапливаются яркие, образные впечатления. Поэтому методическую основу содержания «минуток здоровья» составляют разнообразные игровые приёмы. Использование в их контексте малых форм народного фольклора (потешек, приговорок, закличек и т.п.) «оживляет» игровые ситуации общения яркими образами, позволяющими детям обыграть выполняемые движения в нужном темпе и ритме.
Содержание «минуток здоровья» требует чёткого соответствия смыслу стихотворения и динамике развития сюжета. Очень нелегко подобрать такие двустишия и четверостишия для всех видов «минуток здоровья» в контексте обозначенных тем. Поэтому многие тексты авторские, в которых слиты воедино слог, ритм, темп, движение, смысл.
Маленькие «спектакли», которые разыгрывают дети, оздоравливаясь и развиваясь, длятся всего 1-3 минуты, а текст укладывается в маленькое четверостишие. Например, игровой самомассаж шеи и грудной области «Лечим медвежонка» (текст автора), который предлагается в теме «Дикие животные»:

Медвежонок наш простужен,
Мёд ему сегодня нужен.
Мы дадим ему на ужин.
(Поглаживать шею от подбородка к грудному отделе).
А потом, а потом мёдом грудку разотрём. (Поглаживать область грудной клетки дугообразными движениями рук сверху вниз и наоборот.)
Каждый вид «минуток здоровья» своеобразен. Так, игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, которая проводится для разных частей тела и биологически активных зон в направлении кроветока от периферии к центру для положительного воздействия на все наши органы и системы. Упражнения здорового зрения – необычные путешествия по офтальмо-тренажёрам, снимающие значительные зрительные нагрузки детей. Данные упражнения предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям, а также включают самомассаж. Для фиксации взгляда используются зрительные метки – картинки, деревянные палочки с предметами на конце, схемы зрительно-двигательных проекций, составляющие единый игровой сюжет. Дыхательная гимнастика – тренинг правильного дыхания, включающий отработку вдоха и выдоха, что позволяет повысить возбудимость коры больших полушарий мозга и активизировать детей на занятии. Гимнастика для мышц спины и стопы - комплекс интересных поз и перевоплощений, которые снимают статическое напряжение и укрепляют мышцы спины и стопы. Психогимнастика – психомышечная тренировка. Ребёнок, осваивая чередование напряжения и расслабления различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса), учится сознательно управлять своим телом и саморегулировать своё эмоциональное состояние и поведение.
Ежедневное применение «минуток здоровья» в работе с дошкольниками позволит снизить умственное утомление, улучшить функциональное состояние внутренних органов и систем, деятельность коры головного мозга, насытить энергетические каналы позитивной энергией, повысить общий тонус, иммунитет у детей, активизировать их познавательные процессы, создать положительный эмоциональный настрой.
Использование «минуток здоровья» требует от педагогов целенаправленного руководства и предполагает создание соответствующей картотеки дидактического и методического материала. Это поможет своевременно предложить дошкольникам интересный занимательно-оздоровительный материал, периодически корректируя и дозируя его содержание и продолжительность.
Оригинальность «минуток здоровья» по своей форме и содержанию (например, игровой самомассаж «Ёж» (с массажными щётками, имитирующими ежика); дыхательно-звуковой комплекс «В зоопарке» с имитацией поз животных; «Пальминг» (оптическое голодание) – для глаз; «Камень превращается в верёвочку» (контрастные образы напряжения и расслабления) и т.д.), а также их насыщенность разнообразной практической и игровой деятельностью позволит ребёнку глубже познать свой организм и возможности его использования, повысить интерес к собственному здоровью, потребность в самостоятельном проведении оздоровительных пауз в детском саду и семье, воспитать его в русле национальных традиций.Источник:
Т.А. Новомлынская «Минутки здоровья» В дошкольном
образовательном учреждении Армавир 2010 г.
Н.В. Нищева Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – С-Пб., 2009.