Инновационный процесс в психолого-педагогическом сопровождении учащихся в лицейском образовании .






Инновационный процесс в психолого-педагогическом сопровождении учащихся в лицейском образовании .
Такишева Г.Д.
психолог СЛОД № 20
обладатель звания «ЖаSашыл aстаз»

Степень реализации одаренных способностей зависит как от психолого-педагогических технологий, психологической поддержки, так и от усилий самого учащегося, его интереса к различным областям знаний, видам деятельности, склонности к профессиям различного типа, так же способности использования имеющихся знаний и навыков в решении различных жизненных задач, способности видеть и получать недостающие знания для решения конкретных задач.
Cоздание психологически комфортной среды свободного самовыражения и самореализации каждого ученика и учителя в образовательном пространстве лицея, достижение высокого качества результатов обучения и воспитания ,положительная динамика развития личностных качеств и ключевых компетенций выпускника лицея прослеживается роль инновационного внедрения в психолого-педагогический процесс
Раскрытие творческих задатков в учащихся очень сложный процесс формирования индивидуально – психологических особенностей, в огромной степени зависящих от среды, от характера деятельности. Поэтому о признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизированных испытаний ( тестов, анкет и т.д.), они могут быть установлены только в процессе психолого – педагогического сопровождения при составлении соответствующего плана работы психологической службы ,прослеживания нововведений, инновационных процессов в обучении,которые характеризуют современный уровень развития учащихся .
Внедрение инновационных процессов успешно помогает учащимся при овладении знаниями, альтернативного отношения к «нормативному» обучению .
Учащийся приобретает следующие умения и навыки :
инициативы
сотрудничества
работы в коллективе
взаимного обучения
оценки
коммуникации
умения логически мыслить
решения проблем
принятия решений
получения и использования информации
планирования
умения учиться
многокультурные навыки .

На основании особенностей инновации идет работа на опережение, предвосхищения развития учащегося, открытость к будущему ,обязательное присутствие элементов творчества .
Поскольку инновационное обучение затрагивает становление творческих элементов ,деятельности,которое порождает новое,неповторимое,оригинальное, уникальное в воображении и интуиции учащихся.
Можно выделить следующие этапы работы с учащимися ,которые выбрали исследовательскую работу :
зарождение идеи (рождение новой идеи)
концентрация,добывание нового (созидание новшества)
анализ,синтез,инсайт-озарение ( применение на практике)
проверка,доработка
защита
Конкретный исследовательский процесс не обязательно может включать все эти этапы ,последовательно и неразрывно .Этапы могут иметь разную продолжительность .
В мировой практике используется широкий спектр различных стратегий и форм работы с одаренными учащимися , которые выбираются в зависимости от индивидуальных особенностей проявление высоких способностей , от образовательных возможностей школы и т. д.( Попова,2000 .Шумакова 2003 ). Успешная работа с одаренными детьми требует знаний особенностей каждой формы , а также правильного использования инновационных технологий .
Использование менторства ,руководства в развитии одаренности дает высокие результаты . При сравнении – те, кто работал с ментором ,достигли больших успехов ,продвинулись дальше , чем их столь же талантливые сверстники.
Ментор(руководитель) оказывает большое влияние на реализацию одаренности , на высокие способности , на достижения учащихся.
Важнейшая цель менторства – помощь в преодолении стеснительности,неуверенности , участие в реальной жизни . Именно в менторстве наиболее естественным образом воплощаются стратегии ускорения и обогащения в сочетании с возможностью учета индивидуальных особенностей. Поэтому в работе с одаренностью :
целесообразно использование менторства
планирование
подбор менторов, так и видов исследовательских работ
подготовка менторов к общению с одаренными
оценка проектов,осуществленных в рамках менторства .
Менторство осуществляется :
интеллектуально
эмоцильнально
двойным способом
спонтанно
Менторами могут быть :
- работающие специалисты, педагоги
- студенты
- учащиеся старших классов, увлеченных какой- либо проблемой (биология, физика ,математика ,языки)
Ментор(руководитель) учит выделять проблему, искать решения , выделять основные этапы работы ,помогает строить взаимоотношения с людьми,
Роль ментора – помочь организовать собранные данные ,например, исследовательской работы ,подготовить наглядный материал для презентации,определить его место в дальнейшем .
Подготовка к научным соревнованиям и олимпиадам основывается на самооценке учащихся и на решении комплексных проблем, на анализе и коррекции личностных затруднений во время публичных выступлений (например на защите проектной работы).
Учащиеся выбирая тему для исследовательской работы изначально обращаются конечно же к ментору(руководителю) ,которого выбрал для совместной работы .
Поэтому учащиеся старших классов выбирая исследовательские проекты для защиты , руководителем своих работ выбирают своих учителей ,предметников или же специалистов по направлению .
Поэтому работа психологической службы с одаренными детьми в СЛОД № 20 города Талдыкоргана прежде всего опирается на диагностику развития личностных качеств, интеллектуальных способностей, интересов учащихся , чтобы в конечном итоге сопровождение менторами было правильным ,реальным для достижений поставленных крнкретных целей .
Результаты диагностики позволяют увидеть реальность происходящего, сделать конкретные выводы об эффективности и двигаться дальше.
Цель психолого – педагогического сопровождения в лицее- создавать условия гармоничного развития для одаренного ребенка, положительная ситуация для его отношений с окружающим миром, совместимость и срабатываемость с окружающими; с самим собой, уровень его защищенности, свободы, развитие взаимоотношения, взаимопонимания, взаимовлияния.
Задачей психологической службы является обеспечение психолого – педагогического сопровождения в организации содержания целостно-педагогического процесса, направленного на развитие личности, способной и готовой вступить в современный мир, изучение личностного развития каждого ученика, учитывая особенности индивидуального, возрастного развития, характера одаренности. Создание образовательной среды, программ, методов способствующих развитию у учащихся умений, оценочных суждений, способности к творчеству и восприятию, навыков постановки и достижения целей.
Степень реализации одаренных способностей зависит как от психолого-педагогических технологий, психологической поддержки, так и от усилий самого учащегося, его интереса к различным областям знаний, видам деятельности, склонности к профессиям различного типа, так же способности использования имеющихся знаний и навыков в решении различных жизненных задач, способности видеть и получать недостающие знания для решения конкретных задач.
Ожидаемые результаты психологической службы в лицее:
- создание психологически комфортной среды свободного самовыражения и самореализации каждого ученика и учителя в образовательном пространстве лицея;
-достижение высокого качества результатов обучения и воспитания;
- положительная динамика развития личностных качеств и ключевых компетенций выпускника лицея.
Выпускник лицея - это поликультурный, с креативным, логическим мышлением, владеющий современными языками, самостоятельный, толерантный.
Для Казахстана в период перехода к постиндустриальному образованному обществу ключевым фактором экономического и социального развития становится современная молодежь – образованная, успешная в бизнесе, освоившая культуру здорового образа жизни, умеющая жить, умеющая эффективно использовать эмоциональный интеллект отношений не вредя своему и общественному здоровью.
Во время исследовательской работы осуществляется обмен опытом внедрения инновационных технологий в работе учителей, совершенствуется стиль работы с одаренными детьми, составляется индивидуальная программа развития учащихся.
Создание инновационной среды стимулирет инновационную деятельность педагога и постепенно может привести к формированию инновационной культуры педагога и учащегося .Инновационная деятельность педагога становится значимой в становлении и развитии учащегося за все время пребывания в лицее.
Таким образом, психолого – педагогическое сопровождение лицейского обучения одаренных детей разработано с учетом современных тенденций, требований развития психологической поддержки в образовании.







Использованная литература :
Мынбаева А.К.,Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения,или как интересно преподавать :Учебное пособие. Алматы 2009 .344 с.
Попова Л.В. Обучение одаренных . В учебн.пособии психология одаренности детей и подростков 2000г. Академия .
Попова Л.В. Формы работы с одаренными учащимися.Астана «Дарын» 2009
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей . М 2003 г.







15