Презентация. Формирование речевых умений на уроках литературного чтения посредством поэтической тетради


Формирование речевых умений на уроках литературного чтения посредством поэтической тетради Этап 1. Эмоциональная и психологическая подготовка к восприятию стихотворенияЦель: создать условия для эмоционального восприятия поэтического текста.Формы работы1. Воспроизведение живых впечатлений о проведенной накануне экскурсии в лес, в парк и т.д.2. Знакомство с особенностями творчества автора, временеми местом создания данного произведения.2.Этапы работы над стихотворением 3. Обсуждение названия стихотворения, написанного на доске, выдвижение версий о том, почему автор дал такое название тексту, что он хотел в нем отразить.4. Работа со схемой:автор – художественное произведение – читатель.5. Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий; прослушивание музыкального произведения.6. Проверка домашнего задания, в процессе которой завершается работа над знакомым художественным произведением и начинается обсуждение нового. Этап 2. Первичное восприятие стихотворения.Цель: средствами выразительного чтения донести до детейсодержание поэтического текста, вызвать эмоциональный отклик на прочитанный текст.Этап 3. Проверка первичного восприятия стихотворения.Цель: выявить уровень первичного восприятия поэтического текста. Вопросы1. Какие картины вы представили, когда слушали стихотворение?2. Какое чувство, настроение вызвало у вас стихотворение?3. C каким настроением автор рисует картины? Почему вытак думаете?4. Какие слова вам запомнились и показались необычными?5. Кто открыл для себя что-то новое?6. Хотелось бы вам еще раз послушать стихотворение? Почему? Этап 4. Самостоятельное чтение детьми стихотворенияЦель: дать детям возможность самостоятельно познакомиться с поэтическим текстом для его более глубокого осмысления и понимания.Этап 5. Анализ содержания cтихотворения. Цели: расширить образные представления, возникшиев воображении детей при первом знакомстве с поэтическим текстом.Создать условия для целостного восприятия и понимания детьми поэтического текста. Приемы работы:– деление текста на части, строфы и анализ каждой;– выборочное чтение отдельных строчек, слов по заданию;– анализ текста в целом (если текст небольшой);– раскрытие замысла автора, вычитывание ключевых слов,выражений;– обсуждение особенностей творчества автора, времени создания произведения, взглядов и интересов автора в данный период жизни, отражения их в произведении;– обсуждение названия стихотворения и сопоставление его с текстом. Работа над поэтическим текстом может быть направленана обсуждение:• темы произведения;• композиционного построения произведения;• характеристики поэтического образа;• звуковой организации текста;• изобразительных средств;• средств выразительного чтения. А.А. Фет «Ласточки пропали»Лучше б снег да вьюгуВстретить грудью рад!Словно как с испугуРаскричавшись, к югуЖуравли летят.Выйдешь – поневолеТяжело – хоть плачь!Смотришь – через полеПерекати-полеПрыгает, как мяч. Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора –Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера... Н.А. НекрасовКак молоком облитые,Стоят сады вишнёвые,Тихохонько шумят...Всё рожь кругом, как степь живая,Ни замков, ни морей, ни гор...Спасибо, сторона родная,За твой врачующий простор! Этап 6. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.Цель: средствами выразительного чтения донести до слушателя чувства, идеи автора, вызвать у него интерес и отклик. Звуковой рисунок – это средство выразительности речи. Онстроится на основе повтора сходных звуков.Конь бежит,Земля дрожит,Из ушей дым валит,Из ноздрей пламя пышет.3. Звуковой рисунок текста стихотворения И.А. Бунин «Листопад» Такое мёртвое молчаньеВ лесу и в синей вышине,Что можно в этой тишинеРасслышать листика шуршанье. А.С. Пушкин «Зима» Вот сЕвер, тУчи нагонЯЯ,ДохнУл, завЫл...«Зимний вечер»Буря мглОю нЕбо крОет,Вихри снЕжные крутЯ,То, как звЕрь, она завОет,То заплАчет, как дитЯ. С.А. Есенин «Берёза» И стоит берёзаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне Повторение согласных звуков в тексте — аллитерация.Повторы гласных – ассонансы. 1. Прочитайте скороговорку. Определите, что передают повторяющиеся звуки в словах?От топота копыт пыль по полю летит.2. Прочитайте. Выделите звуки, передающие шорохи в камышах, настроение героев стихотворения.Слышен шорох в камышах –От него шумит в ушах:Сто бесстрашных лягушатЦаплю шёпотом страшат3.1 Организация работы над звуковым рисунком текста стихотворения 3. Прочитайте строки из стихотворения Н.А. Некрасова «Зелёный Шум». Определите, что передает в словах шипящий звук [ш]. Почему слова Зелёный Шум написаны с большой буквы?Идёт-гудёт Зелёный Шум,Зелёный Шум, весенний шум!.. 4.1. СравнениеСравнение (вид тропа) – сближение двух явлений с цельюпояснения одного с помощью другого. В любом сравнении присутствуют два компонента: объект сравнения (то, что сравнивается) и средство сравнения (то, с чем сравнивается объект).Белая берёзаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.(С.Есенин)4. Изобразительные средства Блестящие, звенящиеХрустят, как леденцы,Под крышами висящиеСосульки-сорванцы.(А.Инчин) Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит.(А.Пушкин) Змейкой мчится по земле Лёгкая позёмка. (С.Маршак) Не ветер бушует над бором.Не с гор побежали ручьи –Мороз-воевода дозоромОбходит владенья свои...(Н.Некрасов) 1. Прочитайте слова и дополните строчки.Хитрый, как ... . Сильный, как ... .Глупый, как ... . Трусливый, как ... .Мудрый, как ... . Злой, как ... 4.2. Организация работы по формированию понятия сравнение. План1. Какое настроение вызвало у вас стихотворение?2. Какие картины вы представили?3. Что привлекло внимание автора?4. Что задумал автор? Что он хотел нам рассказать?5. Какие слова нашел автор, чтобы нарисовать картины,передать свои чувства, показать образ?6. Как вы понимаете такие слова? Объясните их значение.7. Как называются такие слова? 2.Объясните смысл пословиц. Какое изобразительное средство использовал народ, чтобы показать черты характеров людей, их отрицательные стороны?Надулся, словно мышь на крупу.Вертит языком, как корова хвостом.Смотрит, как баран на новые ворота.Сонливый да ленивый, что родные братья. 3.Подберите сравнения к словам.ˆˆ снег, словно ...ˆˆ луна, как ...ˆˆ солнце, будто ...ˆˆ деревья зелёные, словно ...ˆˆ листья жёлтые, как ...ˆˆ лес, точно ...ˆˆ облако лёгкое, словно ...ˆˆ птицы поют, как ... Эпитеты (от греч. эпитетон – приложение) – вид тропа,слова, которые художественно определяют предмет или дей-ствие, т.е. выступают в роли определений к слову (образноеопределение).4.3. Эпитеты Вечером синим, вечером луннымБыл я когда-то красивым и юным.(С.Есенин)Ветер бродяга, матушка ВолгаНеудержимо, неповторимо всё пролетело.(С.Есенин)Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка.(М.Лермонтов) Почему автор использовал это слово? Ударили лютые морозы.4.4. Организация работы по формированию понятия эпитет. 1.Прочитайте сочетания слов. Объясните их значения.Найдите эпитеты.золотое сердце, золотое кольцо,золотые волосы, золотые часы,золотой человек, золотой одуванчик,золотые листья, золотое украшение 2. Подберите эпитеты к словам.море ... солнце ... руки ... береза ...девица ... молодец ... день ... туман ...снег ... 3. Дайте определение эпитетам. Над словами, которые являются эпитетами, поставьте значок «+».Эпитет – это ... .золотое кольцо, железная воля, зеркальное отражение,чугунная плита, изумрудное колье, железная решетка,зеркальный лед, чугунная голова, шоколадная плитка,изумрудные глаза, шоколадный загар, золотые руки  Запишите свои примеры эпитетов. Метафора – вид тропа, перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства; скрытое сравнение, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту. В саду горит костер рябины красной.Но никого не может он согреть.(С.Есенин)Отговорила роща золотаяБерёзовым весёлым языком.(С.Есенин)4.5. Метафора. Олицетворение В багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя,То, как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя.(А.Пушкин) Олицетворение – перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы и явления; наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью.Улыбнулись сонные берёзки.Растрепали шёлковые косы. * * * У плетня заросшая крапиваОбрядилась ярким перламутромИ, качаясь, шепчет шаловливо:«С добрым утром!» (С.Есенин) Жук жужжал...– Я тоже жужжать люблю, – подумала буква Ж. –И рожки у меня есть...– Может я жук? – задумалась она.Но тут вдруг жука накрыли сачком.– Нет, я не жук, я – буква, – сразу же вспомнила буква Ж. И обрадовалась. Ведь куда приятнее, когда тебя не ловят, чтобы в лучшем случае наколоть на булавку, а стараются запомнить. И не просто, а на всю жизнь.4.6. Организация работы по формированию понятия олицетворение – скорость, определяющая темп и ритм речи, выражаемая вдлительности звучания и остановках-паузах;– направление, определяющее мелодию, выражаемое движением голоса, – мелодика речи;– сила, определяющая динамику речи, выражаемая в ударениях (бывает смысловое, фразовое, логическое);– эмоциональная окраска речи, определяющая характерзвучания – тембр.5. Средства выразительного чтения Выделение голосом слов называется логическим ударением.5.2. Правила постановки логического ударенияУдарения принимают:слова, являющиеся яркими изобразительными средствами языка (сравнения, эпитеты и др.): Как молоком облитыеСтоят сады вишневые.(Н.Некрасов)5.1. Логическое ударение Не ветер бушует над бором,Не с гор побежали ручьи.Мороз-воевода дозоромОбходит владенья свои.(Н.Некрасов)Люблю тебя! Петра творенье! (А.Пушкин)Люблю я пышное природы увяданье. (А.Пушкин)Люблю грозу в начале мая. (Ф.Тютчев) «Куда ты завел нас?!» – лях старый вскричал.(К.Рылеев)Улетели сегодня стрижи...А куда улетели, скажи?(Е.Благинина) Где совсем не бывает зимы,Но милее им все-таки – мы!(Е.Благинина)Осень наступила.Высохли цветы.И глядят уныло –Голые кусты.(А.Плещеев) Идёт – по деревьям шагает,Трещит по замёрзлой воде.(Н.Некрасов)Пришла, рассыпалась; клокамиПовисла на суках дубов.(А.Пушкин)Бегут и будят сонный брег,Бегут и будят и гласят.(Ф.Тютчев) 1.Прочитайте предложение, выделив голосом подчеркнутоеслово.Лиса роет нору. Лиса роет нору. Лиса роет нору.2.Выделите голосом ударный звук подчеркнутого слова.Пришла осень. Падают листья. Моросит дождик. Уле-тают птицы. 3.Послушайте предложение. Определите по голосу важноеслово, смысл высказывания.Собираем в августе урожай плодов.Собираем в августе урожай плодов.Собираем в августе урожай плодов.5.3. Организация работы по формированию понятия логическое ударение. логическая, психологическая, ритмическая. Самая длительная пауза в конце предложения– || , при знаках препинания короткая паузу – | , в конце стихотворной строки ставится очень короткаяпауза, если нет знака препинания – (пунктирная).5.4. Пауза 1.Прочитайте текст в соответствии с расставленными паузами. Сластёнка Я взял маленькую белочку к себе домой. || Спать она ложилась в моей шапке. || Больше всего белочка любила сахар. || За это её прозвали Сластёной.2.Прочитайте тексты. Расставьте значками паузы. Приготовьте чтение текста в классе. Ёлка в лесу. Ребята нарядили ёлку в лесу. Петя повесил на ветках кусочки хлеба. Катюша разложила кусочки сала. Ваня принёс морковку и качанчик капусты. Звери и птицы лакомились гостинцами.5.5. Организация работы по формированию понятия пауза 5.7. Организация работы по формированию понятия темп1.Прочитайте отрывок стихотворения сначала в медленномтемпе, затем в быстром.2.Прочитайте стихотворение в соответствии с указанным тем-пом.5.6. Темпмедленный, средний (умеренный), быстрый Ритм – это повторение какого-то явления или группы явлений в определенном порядке.5.9. Организация работы по формированию понятия ритм1.Произнесите слова по слогам. Выделите ударные слоги иобозначьте ∪/ , безударные слоги ∪.Идёт коза рогатая,∪ ∪/ ∪ ∪/ ∪ ∪/ ∪∪Идёт коза бодатая,∪ ∪/ ∪ ∪/ ∪ ∪/ ∪∪Ножками топ-топ,∪/ ∪ ∪ ∪/ ∪/Глазками хлоп-хлоп.∪/ ∪ ∪ ∪/ ∪5.8. Ритм Движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты называют мелодикой речи.5.11. Организация работы по формированию понятия мелодика речи.1.Прочитайте предложения сначала монотонно, затем повышая и понижая голос. Мишки-борцы В цирке выступали мишки-борцы. Они не царапалидруг друга, не кусали. Они вели себя спортивно, честно.Молодцы мишки!5.10. Мелодика речи 2.Прочитайте народные шутки. Обозначьте стрелками подъемы и падения тона.3.Прочитайте стихотворение, прислушиваясь к своей интонации. Повышайте голос на ударном слове вопроса, восклицания. Тембр – дополнительное средство обогащения мелодики речи. У каждого человека свои особенности звучания речи.5.13. Организация работы по формированию понятия тембр «Вопросник»1.Передайте голосом настроение героев. Что проситсказать врач, когда осматривает горло больного?А-а-а! (жалобно, недовольно)2.Как девочка укачивает куклу?Ааа-ааа-ааа! (ласково)3. Как кричит осел?–Иа-иа! (гордо)4.Как воет волк?У-у-у! (страшно)5.12. Тембр – окраска речи План1. Определи логическое ударение. Выдели важное слово встроке (предложении) и подчеркни его.2. Расставь паузы и укажи значками: | – короткая, || – длинная, – очень короткая.3. Определи мелодику речи. Повышение голоса покажи  ,понижение  , монотонная .4. Укажи темп чтения. На полях слева напиши слова: быстро, не спеша, ускоряя, медленно.5. Определи тембр – эмоциональную окраску голоса. На по-лях справа напиши слова: весело, грустно, с радостью и др.6. Укажи уровень громкости: громко, тихо, чуть слышно идр.6. Составление партитуры текста Прочитайте стихотворение. Что изображает в нем автор?Найдите в тексте слова, которые дают описание грома и тишины. Покажите характер действующих лиц при чтении стихотворения с помощью голоса.Гром и тишинаГром грохочет – бух, трах!Словно горы рушит.Тишина в испуге – ах! –Затыкает уши.(А.Шлыгин)7. Громкость как интонационное средствовыразительного чтения 1.Прочитайте текст. Определите тему стихотворения. Пользуясь схемой, запишите свое мнение.Цель. Проверить уровень сформированности уменийопределять тему стихотворения.Поспевает брусника,Стали дни холоднее,И от птичьего крикаВ сердце только грустнее.Стаи птиц улетаютПрочь за синее море.Все деревья блистаютВ разноцветном уборе.Солнце реже смеётся,Нет в цветах благовонья.Скоро осень проснётся –И заплачет спросонья.(К.Бальмонт) См. приложение.9. Диагностика9.1. Задания для диагностических и проверочных работ Спасибо за внимание !