МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Аспекты, охватывающие основные стороны личности:духовный аспект — пассивный—активный;физический аспект — нездоровый—здоровый;духовный аспект — пассивный—активный экологический аспект — небережливый—бережливый;психологический аспект — неадаптивный—адаптивный;интеллектуальный аспект — самодостаточный—любознательный;социальный аспект — одинокий—входящий в большое количество социальных систем, групп;профессиональный аспект — неудовлетворенный—удовлетворенный;эмоциональный аспект — неустойчивый—устойчивый. Основные направления деятельности педагогов и психологов:воспитание ценностного отношения к себе и своему здоровью;опредмечивание отношения в деятельности референтной группы. Духовный аспект (степень выраженности: пассивный—активный). Подразумевает духовный мир личности, восприятие духовной культуры человечества: науки, религии, искусства, морали, этики. Пассивная степень выраженности духовного аспекта характерна для людей, которые декларируют гуманистические ценности, но не обязательно руководствуются ими в жизни.Активность духовного аспекта предполагает не только декларирование ценностей, но и руководство ими в своей жизнедеятельности, а также их активную трансляцию в общество. Формирование среды, способствующей духовному развитию личности, предполагает следующие компоненты:представление ребенку образцов деятельности, модели достойного поведения, решение нравственных задач, нравственную устойчивость, основанную на моральном опыте, накопление нравственного опыта, работу с конкретными ситуациями, взаимодействие с семьей и церковью. Физический аспект (степень выраженности: нездоровый— здоровый). Включает такие компоненты, как индивидуальные особенности анатомии тела, физиологические функции организма в различных условиях существования, генетическое наследство, уровень физического развития органов и систем организма.К числу основных критериев здоровья принято относить: состояние опорно-двигательного аппарата, состояние нервной системы, состояние пищеварительной и мочеполовой систем, состояние сердечно-сосудистой системы, состояние иммунной системы, способность организма усваивать кислород из воздуха.Основными признаками физического нездоровья (при от­сутствии таких клинических признаков, как температура, головная боль и т. п.) являются: нарушение сна, отсутствие аппетита, плохое функционирование пищеварительной системы, неустойчивость к физическим нагрузкам, плохие зубы, нездоровая кожа, ощущение усталости и общая слабость. Воспитанию сознательного отношения к своему здоровью, включая питание, сон, отдых, личную гигиену и т. д. в условиях школы, будет способствовать следующее: условия проведения занятий, соблюдение режима дня, гигиенические нормативы физических нагрузок, объем и интенсивность основных видов физических упражнений (в первую очередь, бега), адекватность функциональных возможностей детей разного возраста и пола, правильное питание и т. д. Экологический аспект (степень выраженности: небережливый—бережливый). Подразумевает отношение личности к окружающей среде и находится в зависимости от поступков и действий, совершаемых человеком по отношению к окружающей среде.Воспитание бережливого отношения к природе подразумевает развитие гуманных чувств ребенка, накопление им эмоционально-положительного опыта общения с природой; организацию нравственно-ценностных переживаний (сочувствие живому, забота о нем, удовольствие от совершения доброго поступка). Важными аспектами формирования экологического здоровья являются понимание самоценности природы; осознание себя как части природы; воспитание уважительного отношения ко всем объектам природы; понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе; активная жизненная позиция; развитие представлений об экологической безопасности; умение рационально использовать природные богатства; умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения; эмоционально-положительное отношение к окружающему миру; понимание неповторимости и красоты окружающего мира. Психологический аспект (степень выраженности: неадаптивный—адаптивный). Психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.К адаптивному уровню развития психологического здоровья можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности.Низший уровень психологического здоровья объединяет детей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, использующих для решения внутренних конфликтов либо приспособительные в ущерб своим возможностям и желаниям средства, либо активно наступательную позицию; стремящихся подчинить окружающих своим потребностям (негибкость поведенческих стереотипов). Среда, способствующая сохранению психологического здоровья, предполагает:создание оптимальных внешнесредовых условий в учреждений образования (стиль общения педагогов с учащимися, доступность излагаемого и предъявляемого материала, создание атмосферы заинтересованности и живого поиска знаний, атмосферы психологического расслабления и комфортности);нейтрализацию негативизмов и страха получения отрицательной оценки своей деятельности;учет личностных и индивидуальных психических свойств учащихся (тип темперамента, тип утомления, тип нервной системы, ведущий тип восприятия информации и пр.);вариацию уроков по видам деятельности;рациональное использование педагогическим работником слов, наглядности и действий на уроках;воспитание иммунитета к асоциальному поведению, рациональное использование поощрений и наказаний; оптимальный двигательный режим, правильное и витаминизированное питание, формирование здорового образа жизни. Интеллектуальный аспект (степень выраженности: самодостаточный—любознательный). Самодостаточность в данном контексте рассматривается как отсутствие нужды в познании нового, обращенность внутрь себя.Любознательность — любопытство, любовь к наукам, к познанию, желание учиться. Социальный аспект (степень выраженности: одинокий— входящий в большое количество социальных систем, групп). Включает систему отношений в семье, со сверстниками, с разного рода государственными, общественными и частными организациями и т. д.В условиях школы особо важным является содействие вхождению учащихся в большое количество систем и групп, формирование умения общаться с «другими» (другими не только по этническому признаку) для того, чтобы расширить собственный горизонт и суметь выбрать жизненный стандарт, который бы соотносился с общим целым. Формирование поликультурной компетенции предполагает:умение изменять свои мысли, чувства, восприятие и ожидания, даже если это противоречит собственной перспективе;умение рассматривать реальность исходя из различных перспектив и точек зрения;веру в себя, осознание собственной индивидуальности, создающей необходимую основу для уважительного отношения к другим;принятие мировой перспективы, уход от эгоцентрического взгляда. Профессиональный аспект (степень выраженности: неудовлетворительный—удовлетворенный). Касается профессиональной деятельности личностиУдовлетворенность профессией — это (интегративный показатель, который отражает отношение субъекта к избранной профессии.Низкая удовлетворенность профессией в большинстве случаев становится причиной текучести кадров, которая, в свою очередь, приводит к отрицательным экономическим последствиям. Кроме того, от удовлетворенности избранной профессией в немалой степени зависит и психическое здоровье человека. Аспекты, способствующие формированию представлений о своей будущей профессии:содействовать формированию чувства удовлетворенности от выполняемой деятельности;ориентировать учащихся в мире профессий и содействовать профессиональному самоопределению;правильно выявлять профессиональные интересы и склонности;способствовать осознанию учащимися своих профессиональных склонностей;формировать адекватное представление о содержании будущей профессиональной деятельности;формировать творческое отношение к различным видам профессиональной деятельности;воспитывать равное уважение к разным видам профессионального труда;не допускать превознесения одних профессий над другими;ориентировать учащихся на творческий подход к будущей профессиональной деятельности независимо от ее специфики и содержания. Эмоциональный аспект (степень выраженности: неустойчивый — устойчивый). Эмоциональная устойчивость - черта выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоциональная неустойчивость может выражаться и чрезвычайной нервности, плохой адаптации, склонности к быстро смене настроений, чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания неустойчивости в стрессовых ситуациях. Формированию эмоциональной устойчивости способствует создание поддерживающей среды, в которой ребенок испытывает эмоциональный комфорт, учится слушать, идентифицировать, контролировать свои эмоции и чувства, а также условий, при которых ребенок может проявлять поддержку по отношению к своим сверстникам. Для этого необходима ситуация успеха, импровизация, предоставление ребенку права выбора, возможности проявлять самостоятельность. Конкурс рисунков Тема: «Не шути с огнем!»