Формирование духовного развития Наташи Ростовой» (опыт проблемного анализа )


Тема: «Формирование духовного развития Наташи Ростовой» (опыт проблемного анализа по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого).Анализ эпизода – путь воспитания читателя, способного к сотворчеству…
Цель урока: углубление знаний образа Наташи Ростовой, формирование её духовного развития, характера через отношения людей.
Обучающая:
Проверить знания учащимися фактического материала, их умения оценивать прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.
Развивающая:
Развивать творческие способности учеников, монологическую речь.
Развивать умение выделять главное из изучаемого материала.
Развивать творческое и образное мышление, культуру общения.
Воспитательная:
Раскрыть сущность нравственности человека в понимании Л.Н. Толстого.
Воспитывать стремление к духовности.
Вид урока: урок-исследование.
Методы: слово учителя, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, опыт проблемного анализа (групповая и индивидуальная работа учащихся).
Оборудование: роман Л. Толстого “Война и мир”, презентация по теме «Образ Наташи Ростовой», иллюстрации А.В.Николаева.
План анализа эпизода:
1.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.
2.Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторского рассуждения)
-какие события происходят в эпизоде?
-какие стороны характера героев раскрываются?
-как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности?
-какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель?
-с какой целью?
3.Тема и проблема эпизода произведения, которые получили здесь свое развитие.
4.Значение эпизода для раскрытия идеи произведения.
I. Выступление 1 группы.
У Льва Николаевича Толстого, великого русского писателя – философа, трудно, найти произведение, где эпизод был бы статичен.
Динамичность - одна из существенных черт толстовского реализма и в именно в изображаемом предмете и проявляется принцип художественного метода. Огромное место занимает в романе важнейшие исторические события. На широком историческом фоне с большой глубиной Толстой раскрывает на протяжении романа, в цепочке эпизодов характеры героев романа, рисуя их внутренний мир в развитии, со всеми их сомнениями, ошибками, раскаяниями, исканиями, противоречиями. Повествование является основным принципом композиции романа, этим и достигается динамичность в раскрытии образов в эпизодах.
Действие героини Наташи Ростовой, ее речь, активные проявления характера являются решающей стороной художественного изображения. Писатель вводит читателя в круговорот событий с первых страниц романа, с первых эпизодов.
Совместная работа с учащимися: эпизод охоты, святок.
- Какой предстает Наташа в этих эпизодах?
- Какие черты характера вы отметили в Наташе? (обсуждение, запись)
II. 1. Совместный анализ эпизода (том 3, часть 3, глава13). Чтение отдельных фрагментов, обсуждение. Работает вторая группа.
- Как ведет себя Наташа в тот период, когда Наполеон вторгся в Россию?
- Выводы (запись в тетрадь).
Наташа сходит со сцены, как и многие другие герои. На первый план выдвигается главный герой эпопеи – народ. Л.Н.Толстой подготавливает героиню к решению главного вопроса: «Что мне делать, как употребить свою волю!»
2. Совместный анализ эпизода (том 3, часть 1, глава 16). Работает третья группа.
-Чтение и обсуждение
В маленьком, будничном эпизоде (том 3, часть 1, глава 16) Л.Н.Толстой раскрывает в Наташе высокие душевные качества – человечность, сострадание, великодушие. Перед ней открывается вся панорама народного бедствия и именно это оказалось той силой, возвратившей ее к жизни.
«В «Войне и мире» не среда, не отношения между людьми раскрываются через характеры, а характеры раскрываются через отношения людей»,- и это мы видим, наблюдаем в раскрытии образа Наташи.
Внимание всех героев в данном эпизоде направлено на то, чтобы спасти свой скарб. Это Берг «…он счел нужным отпроситься из армии в Москву для решения домашних дел…» и « присмотревший для своей Веруши шифоньерочку и туалет с аглицким секретом». Графиня – мать устраивает сцену Илье Андреевичу, согласившемуся уступить подводы раненым.
Толстой всегда стремиться показать важнейшие этапы жизни героя, раскрыть процесс становления человеческой личности через взлеты и падения, но наступает момент, главный и решающий, который определяет дальнейшее направление жизни. Поэтому у Толстого развитие образа имеет свою кульминацию.
В сложный драматический момент для Москвы, России семья Наташи Ростовой спасает собственное имущество – дочери на выданье. Никто не понимает драматизма ситуации. И только Наташа внутренним чутьем угадывает противоестественность поступков, действий и понимает, что происходит и что надо делать. Эмоциональное состояние героини передается автором детально: она «закричала», «горло ее задрожало от судорожных рыданий», «боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, она повернулась и стремительно бросилась по лестнице», «как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери». Наташа бросилась к матери с требованием отдать подводы для раненых: «Это нельзя…это ни на что не похоже, вы посмотрите только что на дворе…Маменька! Этого не может быть!»
- Почему же молчит граф? Почему не поворачивая лица, слушает слова Наташи.
- Почему « не поворачивая лица», «почему молчит»?
Кульминацией в эпизоде является сцена, где граф, скрывая слезы гордости за свою дочь, прячет лицо и произносит:
-Яйца…Яйца курицу учат…
Троеточие… И пауза…
- Как вы думаете, для чего нужна пауза? Пауза, которая говорит о многом, порой больше слов…, как и троеточие…
Наверное, это необходимый художественный прием, чтобы понять, осмыслить графу (« сквозь счастливые слезы обнял жену, которая рада была скрыть свое пристыженное лицо…), графине слова, поведение Наташи, которая оказалась мудрее, сильнее в этой жизненной ситуации и испытать чувство гордости и счастья за воспитание дочери.
- Что является кульминацией в данном эпизоде
Да, так как развитие кульминации образа у Толстого есть развитие и кульминации внутренней душевной жизни героини.
- Выводы, запись в тетрадь)III. Работает четвертая группа. Финальная сцена.
В финальной сцене автор прибегает к сравнению.
«Соня, не перестававшая хлопотать хлопотала тоже: но цель ее хлопот была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; старалась захватить как можно больше», и раненые» с бледными радостными лицами» окружавшие подводы, мужики с изменившимся настроением помогающие сгружать вещи, и Наташа, умело распоряжавшаяся всем этим. Сравнение у Толстого, как и прием психологизма, представляет не речевую манеру, а средство передачи конкретного замысла. В сравнении и в изображении внутреннего мира героя есть итоговая оценка замысла эпизода.
Писатель показывает в Наташе человека, способного понять сердцем, умом нависшую угрозу над родиной без высоких слов и делает то, что требует данная ситуация. Завершает формирование ее душевного мира встреча с Андреем Болконским и она готова была «отдать себя всю», чтобы помочь ему. «Ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему, не было в душе Наташи» (т.4, ч.1, гл. 14). Личное отодвигается на второй план, внутренний осознанный порыв Наташи – помочь облегчить страдания Андрея, матери, защитников Родины.
- Выводы, запись в тетрадь.
IV. Какова роль эпизода в «романе «Война и мир»?
- Как показан Л.Н.Толстым образ Наташи Ростовой в данном эпизоде?
- Чем может помочь вам этот урок на ЕГЭ по русскому языку и литературе?
V. Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение: «Наташа Ростова-любимая героиня Л.Н.Толстого», « Духовное становление Наташи Ростовой».  .
1. htt||warland.org|school|s cat=13794$rade=0
2. Издательства Московского университета, 1959г., А.А.Сабуров., стр 197.
3.Роман «Война и мир».
4 . Материалы статьи Т.И. Шевченко «Образ Наташи Ростовой»